Исследовательский
|
Прием, имитирующий проведение научного открытия.
В ходе реализации данного метода учащимся предстоит очертить круг
малоизвестных фактов (выявить ядро проблемы), сформулировать
главную цель проведения исследования, выдвинуть несколько гипотез и
осуществить их проверку на подлинность через практические
эксперименты или соотнесение доказанных данных, обозначить
достигнутый результат, осознать значимость полученных выводов и
возможности их применения.
|
|
|
Эвристический
(частично-поисковый)
|
Метод, основанный на выдвижении педагогом
проблемы и организации условий для деятельности школьников по ее
решению. Ценность метода заключается в создании особых
образовательных возможностей для талантливых детей, заключающихся в
необходимости самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос
и научном обосновании своих действий.
|
Проблемный
|
Метод, реализуемый
через создание проблемной ситуации на
уроке.
Педагог ставит перед учащимся вопрос, вызывающий интеллектуальное
затруднение, вынуждающий искать ответ за пределами знаний.
Применение проблемного метода позволяет научить детей мыслить
логически, последовательно, оценивать сложность образовательной
проблемы и искать различные пути ее
разрешения.
|
Проективный
|
Прием ведения педагогической практики заключается
в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько
вариантов действий. Одаренные дети вынуждены искать наилучший выход
из образовательной дилеммы, вследствие чего создаются оптимальные
условия для раскрытия их потенциала.
|
Мозговой штурм
|
Позволяет собрать большое число идей в результате
освобождения участников обсуждения от инерции мышления и
стереотипов.
|
Когнитивные методы вживания и
придумывания
|
Позволяет учащимся посредством чувственно-
образных и мыслительных представлений «переселиться» в
изучаемый объект, почувствовать и познать его
изнутри.
Позволяет создать не известный ранее ученикам
продукт в результате определенных творческих
действий.
|
-
Разбираться в психологических особенностях
одаренных детей, учитывать их потребности и
интересы;
-
Быть доброжелательным и
чутким;
-
Уметь строить обучение в соответствии с
результатами диагностического обследования
ребенка;
-
Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и
задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и
стратегий обучения;
-
Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо
быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и
чувствами;
-
Иметь высокий уровень интеллектуального развития,
широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному
самосовершенствованию;
-
Обладать чувством юмора;
-
Быть готовым к работе с одаренными детьми и к
приобретению специальных знаний;
-
Проявлять настойчивость, целеустремленность и
обстоятельность;
-
Стимулировать когнитивные способности
учащихся.
-
Изучайте индивидуальные особенности, особенности
поведения одарённого ребёнка.
-
Вы
должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной
самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях
отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных
возможностей.
-
Совершенствовать систему развития способностей,
а не запаса знаний.
-
Должное внимание уделять индивидуальности
и дифференциации обучения на уроках
и во внеурочное время, уменьшив нагрузку
в расписании и выделив большее количество часов
на кружковую и индивидуальную работу с одаренными
детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности
выбора внеурочных занятий.
-
На уроках и вне активно
использовать проблемно-исследовательский метод, развивая
познавательные и творческие способности учащихся. Известно,
что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда,
когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить
не репродуктивный, а творческий
характер.
-
Необходимо создавать приложения к своим
программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих
творческие способности, воображение, фантазию
учащихся.
-
Преподавать на высоком уровне сложности,
чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка»,
тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация
должна быть на опережение уже достигнутого уровня
способностей, положительную мотивацию.
-
Для развития способностей нужна высокая
познавательная активность подростка, причем не всякая
деятельность развивает способности, а только эмоционально
приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной
обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация
успеха.
-
Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в
то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам
кажется непостижимым.
-
Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми,
помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого
ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к
самому себе - обязательные составные части успешности
уроков.
-
Подумайте о методике обучения. Одаренные дети
требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает
необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя",
экспериментированию.
-
Центральной задачей педагога в работе с одаренным
ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой
работе.
-
Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо
помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной
чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго
выбить из колеи.
-
Постарайтесь создать благоприятную атмосферу
работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные
дети наиболее восприимчивы.
-
Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь
поставить оценку на балл выше, но не
наоборот.
-
Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться
смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не
бояться.
-
Позволяйте детям вести себя свободно и задавать
вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а
если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания
школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим
человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности
выполнил.