Материалдар / Эффективные пути работы с художественным текстом в рамках методической компетентности учителя-словесника
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Эффективные пути работы с художественным текстом в рамках методической компетентности учителя-словесника

Материал туралы қысқаша түсінік
В нашем быстроменяющемся мире умение читать является одним из базовых факторов функциональной грамотности. И нам известно, что чтение – это сложный, но в то же время самый продуктивный процесс, который требует новые пути в качественном освоении текста. Если учесть, что мы придерживаемся принципа «учиться всю жизнь», становится ясно, что читать мы не перестанем никогда. Это значит, что настало время качественного чтения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Қырқүйек 2021
207
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Эффективные пути работы с художественным текстом в рамках методической компетентности учителя-словесника


«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

А.Куприн



В нашем быстроменяющемся мире умение читать является одним из базовых факторов функциональной грамотности. И нам известно, что чтение – это сложный, но в то же время самый продуктивный процесс, который требует новые пути в качественном освоении текста. Если учесть, что мы придерживаемся принципа «учиться всю жизнь», становится ясно, что читать мы не перестанем никогда. Это значит, что настало время качественного чтения.

Работа с художственным текстом широко и разнообразно представлена в практике преподавания русского языка на разных этапах и в разных условиях обучения.

Наблюдение над реальной педагогичекой практикой показывает, что нужен переход к более высокому этапу постижения текста, а именно его анализу, то есть к пониманию того, как, какими средствами выражено основное содержание текста, и пониманию основного смысла (идеи) произведения. Подобный подход обеспечивает полноценное понимание конкретного текста, а также формирует навыки анализа художественного текста.

Однако при несформированности навыков чтения художественной литературы навыки анализа как бы повисают в воздухе, не могут быть перенесены на незнакомое произведение, их использование не даёт положительного результата. В значительной степени это происходит потому, что при самостоятельном чтении художественного текста читатель, прежде всего, сталкивается с речевыми средствами: словами, фразами и т.д. И именно из них должен понять, о чём текст, что говорится в тексте.

Здесь приходит на помощь поэтапная работа над текстом. Общеизвестно, что существует три этапа над текстом: предтекстовая, притекстовая и послетекстовая. И в ходе предтекстовой работы можно «облегчить» учащимся понимание текста, сказав, что из себя представляет этот текст. Можно, но не нужно, так как тем самым преподаватель лишает учащихся радости самостоятельного открытия. Говоря словами К.Д. Ушинского, «Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело». Поэтому нужно предложить учащимся следующие задания: обратите внимание на …, найдите слово, которое является основным в вашем понимании…, знаете ли вы значение слова «…»? и т.д.

Первый этап работы – привлечение внимания учащихся к ключевому словесному образу: «Обратите внимание…, найдите в тексте, как автор называет героя, какими словами описывает место действия, подумайте, почму автором выбран этот вариант, почему не подходят другие, какой нюанс важен автору и почему…» и т.п.

Далее по мере продвижения в глубь текста учащимся самостоятельно будут устанавливать связи между словесными образами, открывая в них все самые новые и новые стороны. В итоге вы должны услышать нужный ответ. И по тому, как вы их ведёте, зависит общий результат.

В чём разница такого анализа от других? Роль учителя заключается не в толковании и комментировании, а в умении задать «уместный вопрос» и тактично откорректировать читательские представления.

Учебное чтение не только помогает снять трудности восприятия конкретного текста, но и позволяет сформировать и закрепить (при достаточно продолжительном обучении) навыки самостоятельного чтения художественной литературы.

Успешное достижение цели обучения чтению художественной литературы зависит от правильных ответов, по меньшей мере, на два вопроса:

  1. Как читать текст?

  2. Как организовать работу над конкретным текстом?



Цель этой методики – не заглядывать куда-нибудь, а искать ответ самому, самостоятельно научиться понять значение слова. Потому что каждое слово имеет столько информации, сколько мы над ним думаем или сколько над ним думает автор.

Смысл методики: «Надо думать!»

Результат работы – умение думать, радоваться собственному достижению. Это может быть новое видение, ответы-признания, добрые возгласы учащихся или слушателей, подобно «Я научился думать!», «Я получила больше, чем ожидала…» и т.п.

Учитывая всё, хочу предложить учителям-словесникам следующее:

  1. Развивать компетентность (знание, умение, навыки, способности…).

  2. Учиться и учить анализировать художественный текст, обращая внимание на каждое слово.

  3. Добиваться эффективности урока.

  4. Умело организовать аудиторную и домашнюю работу учащихся, не толковать и комментировать, а дать возможность думать и умело вести их за собой.

  5. Главное, сохранить целостность восприятия.

  6. Научить умению мечтать, фантазировать: умению представлять перед глазами картину – видеть мир во всех красках.

Л.Выготский справедливо утверждал: «Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта». Но одно точно: читая хорошие тексты, мы духовно обогащаемся. И их не только просто надо читать, а читать вдумчиво. Так мы достигнем умения «читать между строк». А это дорогого стоит.







Использованная литература:

  1. Г.К.Усенбаева. // Работа с текстом как один из приемов совершенствования функциональной грамотности. – Актобе, 2017.

  2. Н.В.Кулибина. Читаем стихи русских поэтов. – Москва, 2010.

  3. Н.В.Кулибина. // Текст как основная единица обучения языковой личности. – Алматы, 2010.

  4. Н.Ж.Бирибаева. // Диасностика современного урока. – Алматы, 2010.













Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!