Материалдар / екзамен жауабы
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

екзамен жауабы

Материал туралы қысқаша түсінік
детская литература
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Мамыр 2024
99
0 рет жүктелген
450 ₸
Бүгін алсаңыз
+23 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +23 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Экзаменационные задания (билеты) по

детской литературе и практикуму по выразительному чтению

для студентов 3-курса по


специальности: 01140600 «Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования»


квалификации: 4 S 01140602 «Учитель русского языка и литературы»

Учебные группы: ОТБ-21-1, ОТБ-21-2, ОТА-21-3



ВОПРОСЫ:

  1. Стихи, сказки и баллады В.А. Жуковского. Значение произведений поэта для нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Еще в молодости увлекшись литературой сентиментализма и предромантизма, Жуковский оставался верен ей до конца. Жизнь идеальной души, тайны природы, опоэтизированная история — основные темы его творчества. У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть — это переводы и переложения произведений, чем-то затронувших его воображение. Переводя, Жуковский не слишком заботился о точности деталей, главным для него было выразить художественное совершенство оригинала, поэтому его переводы стали значительными событиями в русской литературе

  1. Выразительное чтение поэтических произведений о природе поэтов II половины XIX века, вошедшие в круг детского чтения. Ф.И. Тютчев, А.Н. Толстой, А.А. Фет

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». А.А. Фет «Весенний дождь» А. Толстой — Осень

  1. Предмет «Детской литературы». Дифференциация понятий «Детская литература» и «Круг детского чтения». Состав круга детского чтения. Общие особенности детской литературы.

Детская литература - это специально созданные произведения, а круг детского чтения включает в себя как специализированные, так и адаптированные для детей произведения общей литературы. В кдч входят: фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы). Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя. Характерные черты детской литературы:

Детям отводится главная роль.

По тематике соответствует детскому возрасту.

Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей)

  1. Выразительное чтение произведения В. Бианки «Лесные домишки».

«Лесные домишки» читать

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки. Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было — от всех увертывается. Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь — только крылышки мелькают. Вдруг — откуда ни возьмись — Чеглок-Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят. Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая. Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро! Очень уж страшная пятнашка Чеглок-Сокол. Летела, летела Береговушка — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место совсем незнакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Только не своя — чужая какая-то. Испугалась Береговушка. Дорогу домой она не помнила: где ж ей было запомнить, когда она неслась без памяти от страха? А уж вечер был — ночь скоро. Как тут быть? Жутко стало маленькой Береговушке. Полетела она вниз, села на берегу и горько заплакала. Вдруг видит: бежит мимо нее по песку желтая птичка с черным галстуком на шее.Береговушка обрадовалась, спрашивает у желтой птички:

Скажите, пожалуйста, как мне домой попасть?

А ты чья? — спрашивает желтая птичка у Береговушки.

Не знаю, — отвечает Береговушка.

Трудно же будет тебе свой дом разыскать! — говорит желтая птичка. — Скоро солнце закатится, темно станет. Оставайся-ка лучше у меня ночевать. Меня зовут Зуек. А дом у меня вот тут — рядом. Зуек пробежал несколько шагов и показал клювом на песок. Потом закланялся, закачался на тоненьких ножках и говорит:

Вот он, мой дом. Заходи! Взглянула Береговушка — кругом песок да галька, а дома никакого нет.

Неужели не видишь? — удивился Зуек. — Вот сюда гляди, где между камешками яйца лежат. Насилу-насилу разглядела Береговушка: четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки.

Ну, что же ты? — спрашивает Зуек. — Разве тебе не нравится мой дом? Береговушка не знает, что и сказать: скажешь, что дома у него нет, еще хозяин обидится. Вот она ему и говорит:

Не привыкла я на чистом воздухе спать, на голом песке, без подстилочки.

Жаль, что не привыкла! — говорит Зуек. — Тогда лети-ка вон в тот еловый лесок. Спроси там голубя, по имени Витютень. Дом у него с полом. У него и ночуй.

Вот спасибо! — обрадовалась Береговушка. И полетела в еловый лесок. Там она скоро отыскала лесного голубя Витютня и попросилась к нему ночевать.

Ночуй, если тебе моя хата нравится, — говорит Витютень. А какая у Витютня хата? Один пол, да и тот, как решето, — весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голубиные яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол. Удивилась Береговушка.

У вашего дома, — говорит она Витютню, — один пол, даже стен нет. Как же в нем спать?

Что же, — говорит Витютень, — если тебе нужен дом со стенами, лети, разыщи Иволгу. У нее тебе понравится. И Витютень сказал Береговушке адрес Иволги: в роще, на самой красивой березе. Полетела Береговушка в рощу. А в роще березы одна другой красивее. Искала, искала Иволгин дом и вот наконец увидела: висит на березовой ветке крошечный легкий домик. Такой уютный домик, и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. «Какой же у Иволги домик маленький! — подумала Береговушка. — Даже мне в нем не поместиться». Только она хотела постучаться, — вдруг из серого домика вылетели осы. Закружились, зажужжали — сейчас ужалят! Испугалась Береговушка и скорей улетела прочь. Мчится среди зеленой листвы. Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами. Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.

Куда ты спешишь, маленькая? — кричит золотая птица Береговушке.

Иволгин дом ищу, — отвечает Береговушка.

Иволга — это я, — говорит золотая птица. — А дом мой вот здесь, на этой красивой березе. Береговушка остановилась и посмотрела, куда Иволга ей показывает Сперва она ничего различить не могла: все только зеленые листья да белые березовые ветви. А когда всмотрелась, — так и ахнула. Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка. И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.

Ух! — говорит Береговушка Иволге. — Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует. Да и крыши у вас нет.

Ступай к Пеночке! — обиженно говорит ей золотая Иволга. — Если ты боишься на чистом воздухе спать, так тебе, верно, понравится у нее в шалаше под крышей. Полетела Береговушка к Пеночке. Желтая маленькая Пеночка жила в траве как раз под той самой березой, где висела Иволгина воздушная колыбелька. Береговушке очень понравился ее шалашик из сухой травы и мха. «Вот славно-то! — радовалась она. — Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких перышек! Совсем как у нас дома!» Ласковая Пеночка стала Береговушку укладывать спать. Вдруг земля под ними задрожала, загудела. Береговушка встрепенулась, прислушивается, а Пеночка ей говорит:

Это кони в рощу скачут.

А выдержит ваша крыша, — спрашивает Береговушка, — если конь на нее копытом ступит? Пеночка только головой покачала печально и ничего ей на это не ответила.

Ох, как страшно тут! — сказала Береговушка и вмиг выпорхнула из шалаша. — Тут я всю ночь глаз не сомкну: все буду думать, что меня раздавят. У нас дома спокойно: там никто на тебя не наступит и на землю не сбросит.

Так, верно, у тебя такой дом, как у Чомги, — догадалась Пеночка. — У нее дом не на дереве — ветер его не сдует, да и не на земле — никто не раздавит. Хочешь, провожу тебя туда?

Хочу, — говорит Береговушка. Полетели они к Чомге. Прилетели на озеро и видят: посреди воды на тростниковом островке сидит большеголовая птица. На голове у птицы перья торчком стоят, словно рожки. Тут Пеночка с Береговушкой простилась и наказала ей к этой рогатой птице ночевать попроситься. Полетела Береговушка и села на островок. Сидит и удивляется: островок-то, оказывается, плавучий. Плывет по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи — ямка, а дно ямки мягкой болотной травой устлано. На траве лежат Чомгины яйца, прикрытые легкими сухими тростиночками. А сама Чомга рогатая сидит на островке с краешка, разъезжает на своем суденышке по всему озеру. Береговушка рассказала Чомге, как она искала и не могла найти себе ночлега, и попросилась ночевать.

А ты не боишься спать на волнах? — спрашивает ее Чомга.

А разве ваш дом не пристанет на ночь к берегу?

Мой дом — не пароход, — говорит Чомга. — Куда ветер гонит его, туда он и плывет. Так и будем всю ночь на волнах качаться.

Боюсь… — прошептала Береговушка. — Домой хочу, к маме… Чомга рассердилась.

Вот, — говорит, — какая привередливая! Никак на тебя не угодишь! Лети-ка, поищи сама себе дом, какой нравится. Прогнала Чомга Береговушку, та и полетела. Летит и плачет без слез: слезами птицы не умеют плакать. А уж ночь наступает: солнце зашло, темнеет. Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку, выстроен дом. Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит теплый, мягкий. «Вот хороший дом, — думает она, — прочный и с крышей». Подлетела маленькая Береговушка к большому дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:

Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать! А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с желтыми зубами. Да как зарычит страшилище:

С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом? Обмерла Береговушка, — сердце камнем упало. Отшатнулась, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки наутек! Летела-летела — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место знакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Своя река, родная! Стрелой бросилась вниз к речке, а оттуда — вверх, под самый обрыв крутого берега. И пропала. А в обрыве — дырки, дырки, дырки. Это все ласточкины норки. В одну из них и юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке у себя на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев… Покойной ночи!

  1. Введение. Искусство выразительного чтения.

Выразительное чтение – это комплексная деятельность, проявляющаяся одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения искусства слова и как воплощение, передача своего личного истолкования смысла прочитанного.

Выразительно прочитать произведение означает, подать голосом идею, тему, подтекст, эмоциональную окраску и пафос художественного произведения.

  1. Выразительное чтение рассказов и сказок К.Д.Ушинского для детей.

  2. Характеристики голоса. Демонстрация своих голосовых возможностей по различным параментам (громкость, высота, тембр).

характеризуется голос:

Сила голоса - это громкость. В идеале нужно уметь одинаково хорошо говорить громким и тихим голосом.

Высота голоса - это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными.

Тембр голоса - это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.

Полетность - это слышимость голоса на большом удалении без необходимости говорить громче.

Подвижность - это умение легко и быстро менять силу, высоту и прочие параметры голоса.

Тон голоса - это эмоциональная окраска голоса. Он задается разными методами: смена громкости, темпа, высоты.

Темп речи - это не совсем свойство голоса в классическом понимании термина «свойства», однако предпочитаемый темп речи вполне можно отнести к устойчивым характеристикам.

Благозвучность голоса - это звонкость и чистота звучания голоса без ненужных призвуков (сиплости, гнусавости). Голос звучит звонко, когда резонирует в твердом небе и концентрируется у передних зубов. Если звук формируется преимущественно возле мягкого неба, он получается глухим. Благозвучность также подразумевает свободу звука, что возможно в отсутствие напряжения и мускульных зажимов.

  1. В.В. Маяковский – детям. «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Особенности мастерства.

Обращение к детской аудитории: Поэма написана простым и доступным для детей языком, с использованием разговорной лексики и ритмичных строф.

Юмор и сатира: Маяковский использует сатиру и юмор, чтобы высмеять нежелательные качества и поощрить хорошее поведение.

Яркие образы и метафоры: Поэма изобилует яркими образами и метафорами, которые помогают детям понять сложные концепции добра и зла.

Ритмичность и звучность: Стихотворные строки написаны в энергичном и ритмичном стиле, который привлекает внимание детей и делает их легкими для запоминания.

Оптимистичный тон: Несмотря на описание отрицательных поступков, в поэме преобладает оптимистичный тон, подчеркивающий силу доброты и порядочности.

Использование детского фольклора: Маяковский включает в поэму элементы детского фольклора, такие как сказки и народные приметы, что делает ее еще более понятной и привлекательной для детей.

Вовлечение читателя: Поэма приглашает детей к активному участию, задавая вопросы и побуждая их размышлять о своих собственных действиях.

Просветительская цель: Помимо развлекательной функции, поэма выполняет просветительскую цель, обучая детей основам морали и этики.

  1. Малые фольклорные жанры в детском чтении. Материнский фольклор: состав, особенности и специфика языка, воспитательно-образовательное значение.

К малым фольклорным жанрам относятся: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, считалки, пословицы, загадки, поговорки, дразнилки, кричалки, заклички. В работе с детьми 3-го года жизни используются пестушки, потешки, песенки, прибаутки, в среднем и старшем добавляются остальные виды малых фольклорных жанров.

Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». У исследователей русского фольклора (С.И.Селиванова, В.Аникин) есть такое понятие, как «поэзия пестования», которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Основой для ее создания послужило практическое знание специфики детского возраста, которое накапливалось в народной культуре годами и столетиями, и было закреплено в многообразных приемах воспитания детей на разных этапах жизни. Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Материнский фольклор нужен ребёнку для здоровья, для нормального развития в младенческом возрасте. Так же складываются первые его представление об окружающем мире. Этот фольклор помогает общаться с малышом, проявить к нему нежность, заботу и любовь. Произведения материнской поэзии являются единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир.

  1. Выразительное чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

  2. Техника речи. Дикция. Скороговорки.

Техника речи, включая дикцию и скороговорки, помогает детям развивать артикуляцию, выразительность и четкость произношения. ТЕХНИКА РЕЧИ – это:

совокупность умений и навыков, связанных с внешними качествами устной речи (дикция, жесты, логическое ударение, интонация, мимика, кинесика)1;

совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат2. Таким образом, техника речи – это искусное владение языком, речью.

Ди́кция — чёткость произношения звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего. Скороговорка — это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.

Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Косарь Косьян косой косит косо.

  1. Выразительное чтение рассказов и сказок И.Алтынсарина для детей.

  2. Принципы формирования детского круга чтения.

1. Педагогические

2. Психологические

3. Литературоведческие

4. Историко-литературные

  1. Произведения Н.А. Некрасова, вошедшие в круг детского чтения. Творчество Н.А. Некрасова в области детской поэзии.

У автора имеется большое количество произведений о детях, и для детей. В разный период, были написаны такие произведения, как «Школьник», «Крестьянские дети», «Дедушка», в них нам представлены образы детей. Наверное, никто из поэтов не писал такое количество стихотворений о детях, как написал Некрасов Николай Алексеевич. Он единственный из всех русских писателей того времени, в чьем «детская» тема заняла первое место. В произведениях автора, темы «Родина и народ» и «Детство» неразделимы. В лирике Некрасова Н.А. достаточно много пейзажных зарисовок, которые говорят о сильной и в тоже время нежной любви поэта к родной земле. Но природа не существует отдельно от человека, она постоянно взаимосвязана с его переживаниями и чувствами, то есть всегда параллельна человеку.

  1. Детский фольклор. Русские народные сказки. Сказки волшебные, сатирико-бытовые, сказки о животных. Характерные особенности их композиции, система образов и изобразительно-выразительные средства.

Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. Все сказки можно разделить на следующие виды:

сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.

волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.

бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.

В сказках встречаются такие изобразительно-выразительные средства, как: эпитет (красна девица, добрый молодец), гипербола (преувеличение: "семерых одним ударом" (из сказки "Храбрый портняжка")), литота (преуменьшение: мальчик-с-пальчик), олицетворение ("он БЕЖИТ себе в волнах на раздутых парусах" (про кораблик)), метафора (употребление слова в переносном значении: молочные реки, кисельн

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!