Элективный курс «Развитие
речи» в 6-7 классах
Пояснительная
записка
Развитие речи учащихся –
важнейший аспект обучения учащихся языку. Эффективность работы по
развитию связной речи можно повысить путем усиления лингвистической
основы обучения, знакомя учащихся с системой речеведческих понятий,
а также работой над такими понятиями: «стиль речи», «текст и его
части», «описание», «повествование», «рассуждение» как типы
речи.
Настоящая программа должна
научить учащихся раскрывать и обобщать удачные и наиболее
целесообразные способы и приемы использования различных средств
языка, в частности, выразительных средств.
Курс предпологает изучение
эстетики слова, роли слова в контексте, опираясь на лексикологию и
грамматику.
Теорическую основу курса
составляет система речеведческих понятий: речь письменная и устная,
диалогическая и монологическая, текст как единица речи, тема и
основная мысль текста, способы и средства связи предложений в
тексте, функционально-смысловые типы речи, стили речи,
выразительные средства речи.
Курс «Развитие речи» направлен
на овладение учащимися языковыми нормами (произносительными,
лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением
выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными
языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и
условиями общения.
Цель данного
курса:
-
углубление интереса к предмету
гуманитарного направления
-
расширение объема сведений о
его стилистике и лексике
-
систематизация сведений о
стилической функции тех или иных лексических явлений, о сферах
употребления слов.
-
умение пользоваться различными
словарями.
-
развитие речи устной и
письменной
Задачи:
-
Овладение теорией и практикой
культуры языка, повышая языковую и лингво-стилистическую культуру
учащихся.
-
Отбор, сочетание и оценивание
языковых фактов в языке, речи, учитывая, ситуацию и сферу
общения.
-
Ориентация в различных стилях
языка.
-
Развитие устной и письменной
речи.
-
Формирование понятий о методах
редактирования и правки текста.
-
Формирование основных понятий
жанров и их основные черты в литературе.
-
Повышение уровня речевого
развития, грамотности учащихся.
Элективный курс «Развитие
речи» в 6 классе
-
Текст. Типы
текста.
-
Описание. Повествование.
Рассуждение.
-
Натюрморт и сочинения –
описания.
-
Произведения художников –
анималистов и сочинения-описания.
-
Жанровые картины и
произведения описательного характера.
-
Сочинение по картине
.
-
Система работы над сочинением
по картине .
-
Тема картины и средства ее
выражения.
-
Устное описание картины
.
-
Устное описание
рисунка.
-
Основная мысль сочинения по
картине.
-
Сочинение по картине
Ф.П.Решетникова.
-
Анализ сочинения
.
-
Словарно – стилистическая
работа .
-
Рассказ на основе
картины.
-
Научное и художественное
описание.
-
Учебный рисунок и произведение
живописи .
-
Описание поэтических
предметов.
-
Анализ
сочинения.
-
Описание животного по
картине.
-
Сочинение – описание по
картине .
-
Анализ
сочинения.
-
Описание отдельных элементов
внешности и поведения животных.
-
Выражение отношения к
изображаемому.
-
Сочинение –
сказка.
-
Элементы рассуждения в
описании.
-
Составление плана описания с
элементами рассуждения.
-
Сочинение – рассказ по картине
.
-
Анализ сочинения –
рассказа.
-
Систематизация материала к
сочинению.
-
Описание
природы.
-
Рассказ на основе увиденного
.
-
Описание внешности человека
.
-
Выставка творческих
работ.
Элективный курс «Развитие
речи» в 7 классе
-
Сочинения, их виды и
значение.
-
Жанры
сочинений.
-
Тема
сочинения.
-
Основная мысль
сочинения.
-
Собирание материала к
сочинению.
-
Собирание материала по картине
.
-
Собирание материала на
основе наблюдений над действительностью.
-
Собирание материала по книге
.
-
Систематизация
материала.
-
Совершенствование написанного
.
-
Эссе
.
-
Пятистишья..
-
Пятивертыши.
-
Вопросительные
стихи.
-
Описание.
-
Начало работы над
описанием.
-
Описание отдельных
предметов.
-
Описание
животного.
-
Описание
помещения.
-
Описание
природы.
-
Описание внешности
человека.
-
Описание действий
.
-
Описание
местности.
-
Описание по
воображению.
-
Рассказ.
-
Рассказы о случаях из жизни
автора.
-
Услышанные
рассказы.
-
«Выдуманные
рассказы».
-
Юморитические
рассказы.
-
Рассказы на свободную
тему.
-
Конкурс на лучший
рассказ.
-
Рассуждение.
-
Стенная
газета.
-
Выставка творческих
работ.