Электромагнитная экология , как фактор
позволяющий выжить.
Как
много дел считалось невозможным, пока они не были
осуществлены.
Плиний старший
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен
сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я
сделал?»
Пифагор
Человек должен иметь полное представление об
окружающем мире и прогнозировать своё воздействие на него.
Экологические знания являются важнейшей частью общей экологической
культуры, а электромагнитная экология – один из элементов общей
экологической картины мира.
Миллионы лет жизнь на земле развивалась в
присутствии естественных электромагнитных излучений, они являются
жизненно важным фактором существования биологических объектов (в
помещениях, защищённых от электромагнитных излучений, животные
погибали). Однако, в современных условиях ситуация коренным образом
изменилась, источников техногенных электромагнитных полей стало так
много, что они являются фактором, оказывающим во многих случаях
негативное влияние на здоровье человека.
С
развитием же различных видов сотовой связи источники
электромагнитных излучений приблизились вплотную к потребителю, а
он не имеет рецепторов, позволяющих ощущать воздействие
электромагнитных полей. Поэтому вопросы электромагнитной экологии
стоят сейчас очень остро. Решить просто эти вопросы не удастся,
поскольку от удобств связи, человек, безусловно, уже не сможет
отказаться.
В
природе ЭМП существует в виде электромагнитных волн разной частоты
или длины волны. Естественное электромагнитное поле в нашем
окружении существует в основном в виде света и теплового
излучения.
В
начале XX
века в окружающей среде появился ещё один фактор
– антропогенное электромагнитное поле, мощность которого ежегодно
нарастает. Сотни тысяч радио - и телестанций, радиолокаторов,
радиотрансляторов, миллионы портативных станций, телефонов создают
постоянно существующий электромагнитный фон. Вблизи некоторых
источников мощность настолько велика, что вызывает неожиданные и
опасные эффекты – нагревание металлических крыш, блуждающие токи в
водопроводах, болезненные явления у людей и
животных.
Воздействие микроволн на объекты, содержащие воду
известно. Всего одна минута требуется, чтобы вскипятить стакан воды
в микроволновой печи, 2-3 минуты, чтобы испечь картофель. Очевидно,
что для живых организмов, а они на 80 – 90 процентов состоят из
воды, микроволны смертельно опасны.
Человек практически наполнен электролитом. Масса
ионов так мала, что под действием даже малых полей они могут
приобретать большие ускорения. Результатом движения зарядов под
действием внешних полей может быть нарушение функций
организма.
Поэтому сегодня мы, учителя физики, должны и
обязаны просвещать детей, а через них и родителей в области
электромагнитной экологии. В погоне за сверхмощными бытовыми
приборами и в наших домах и квартирах увеличили токовую нагрузку в
2 – 3 раза. Защитные устройства уже не 9,8 А , а 24 А, что опасно
не только для незаменённых электрических проводок, но и сказывается
на электромагнитной нагрузке на человека.
В
связи с этим я предлагаю программу интегрированного курса
электромагнитной экологии рассчитанную на 34годовых
часа.
Программа интегрированного курса
«Электромагнитная экология».
Раздел 1. Электромагнитная экология: основные
понятия и положения.
Тема 1. Электромагнитная экология, её предмет и место в
системе экологических знаний. Основные термины и определения.
Электромагнитные поля как один из видов энергетического
загрязнения.
Тема 2.Электромагнитные поля естественного
происхождения: электрической поле Земли, магнитное поле Земли,
атмосферное электромагнитное поле, электромагнитное поле Солнца.
Электромагнитные условия жизни человека.
Тема 3. Электромагнитные поля искусственного
происхождения от технических средств разного назначения. Излучение
технических средств, электромагнитное излучение и электромагнитный
фон, Излучение промышленных установок и приборов. Электромагнитные
поля дома и в школе: электрооборудование, бытовые приборы,
телекоммуникационная и вычислительная техника. Характер воздействия
в условиях современного жилища и современной
школы.
Раздел 2. Электромагнитная экология и здоровье
человека.
Тема 1.Биологическое действие электромагнитных полей на
человека. Механизм взаимодействия электромагнитных полей различных
частот с биологическими объектами. Реакция организма человека на
взаимодействие с электромагнитными полями различных частотных
диапазонов.
Раздел 3. Охрана окружающей среды и человека
от электромагнитных полей.
Тема 1. Система охраны окружающей среды и человека от
электромагнитных полей. Методы защиты человека от электромагнитных
полей. Активная и пассивная защита.
Тема 2. Компьютер и здоровье человека. Возможное
воздействие персональных компьютеров.
Планируется издание методического пособия по
данному курсу с краткими разработками уроков.
Полулях В. М., учитель физики высшей
категории,
отличник просвещения республики
Казахстан, заместитель директора
по
учебно-воспитательной работе
СОШ
№ 25 г. Уральска.