А.Ч. Егембердиева, учитель русского языка и
литературы общей средней школы имени М.Ауэзова Ордабасинского
района Туркестанской области
Эссе
Гордость нации – Ахмет
Байтурсынов
Ахмет
Байтұрсынұлы - «Учитель
нации»,
казахский просветитель,
учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, член
партии Алаш, поэт и переводчик, общественный
деятель и
политический публицист.
Многие задаются
вопросом: Какой вклад внёс Ахмет
Байтурсынов в развитие
своей страны?
Я
считаю,
что его роль
в развитии
образования страны и образованности казахского народа очень велика.
Вот его рассуждения: “Для того, чтобы сохранить свою
самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами
стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны
первым долгом заняться развитием литературы на родном языке.
Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе
претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и
имеет свою литературу”.
Весьма
значителен его вклад в развитие казахской лингвистики и филологии,
реформирование и создание нового казахского алфавита, получившего
название «Новое
правописание». Колоссальный
труд, проделанный Байтурсыновым, по значимости и ценности не
уступает трудам ведущих ученых
мира. Реформирование
и
централизация казахского
языка дали возможность общаться между собой миллионам
людям и
вне
Казахстана.
Алфавит был
принят казахстанской общественностью и использовался при
преподавании в казахско-русских школах
и медресе. К 1915 году в
Казахстане было издано пятнадцать книг, использовавших
реформированную арабицу.
По праву
Институт языкознания АН РК носит имя Ахмета
Байтурсынова.
Значительна
роль Байтурсынова и в теории литературоведения. Им впервые введены
в научный оборот такие термины, как: слог, строфа, ритм, рифма.
Поэтическим тропам - метафоре, сравнению, эпитету, повтору,
антитезе, градации – он дал свое определение. В книге «Теория
словесности» Ахмет представил характеристику литературных жанров и
перевел на казахский язык такие понятия, как эпос, лирика, драма,
по-своему истолковал эти понятия.
Благодаря
газете «Қазақ», одним из основателей которой являлся Ахмет
Байтурсынулы, появилась возможность распространять знания
европейской науки и искусства среди казахоязычной
аудитории.
Главными в творческой деятельности поэта
явились два сборника стихотворений -
это «Қырық
мысал» (1909) и
«Маса» (1911). Первые стихи
поэта были опубликованы в 1909 г. в Санкт-Петербурге в сборнике
переводов "Сорок басен". В этой книге он прилагает все усилия по
пробуждению сознания народа, который находится в глубоком сне. В
конец каждого фрагмента поэт вкладывал свою основную мысль,
ключевую проблему, связанную с бытом, характером, психологией
нашего народа.
Вторая книга Байтурсынова -
"Маса" (1911). В стихах, вошедших в эту книгу, поэт критиковал
такие недостатки, как темнота, невежество, пассивность. Многие его
стихи были созвучны тогдашнему направлению просвещения. Он считал
себя своеобразным продолжателем традиций, гуманистических,
демократических идей, сформированных Шоканом, Абаем, Ыбраем. В
книге, как и во многих других произведениях, есть свои открытия и
изменения, характерные для казахской
поэзии.
Особого внимания требует
педагогическая деятельность Ахмета Байтурсынова. Он стремился к
совершенствованию учебного процесса в школе и заботился о
подготовке квалифицированного педагога, умеющего грамотно
организовывать педагогический процесс в общеобразовательной
организации. Он был уверен, что успех работы школы зависит от
педагогического мастерства учителя. Большое значение он придавал
умению учителя на научной основе строить процесс обучения
школьников. Считал необходимым уделять особое внимание усвоению
учителем педагогической техники при профессиональной подготовке
учителя в учебных заведениях.
Очень актуальной звучит
проблема освоения языков в трудах А. Байтурсынова. Он отлично
понимал значение второго языка для просвещения народа, однако
рекомендовал изучать только родной язык до третьего класса. Здесь
мы наблюдаем его психологические познания в деле обучения языкам и
учет возрастных особенностей детей. В своей работе «Об обучении
по-казахски» он четко сформулировал свою идею: «...надо помнить,
что любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать
знающий человек. Это касается не только физического труда, но и
умственного. Люди, занимающиеся обучением детей, должны хорошо
знать вопросы методики. Те, кто хочет хорошо знать вопросы
обучения, сначала сами должны усвоить все, чему будут обучать
детей. Во-вторых, они должны хорошо знать природу и чувствовать
настроение ребенка. Для этого необходимо все знать о физическом и
умственном развитии детей почти с самого их рождения. Внутреннее
состояние ребенка надо уметь различать по его действиям. У
образованных народов обучением детей занимаются люди, специально
обученные педагогической науке. Это и правильно, потому что если
судья обучается своим судейским делам, а доктор - медицине, то
педагог тем более должен быть обучен
педагогике...».
Ахмет Байтурсынов считал, что
«учитель - душа школы», поэтому главнойя целью его педагогической
деятельности было вырастить и воспитать подрастающее поколение
честным и трудолюбивым, верным народу, готовым постоять за его
свободу, продолжить его лучшие традиции.
На мой взгляд,
культура - это
лицо нации, духовная сущность,
идея, разум. Цивилизованная нация гордится прежде
всего историей, культурой, великими личностями, прославившими свою
нацию большим и малым вкладом в золотой фонд мировой
культуры. Дело Ахмета Байтурсынулы
живет, ведь благодаря ему многие люди увидели свет знаний и
осознали значимость обучения.