Любовь к детям
Любовь учителя к
ребенку является очень важным условием духовно-нравственного
воспитания.
Независимо от того, где
работает педагог, это качество должно быть присуще каждому, кто
выбрал этот путь.
Принцип такой любви можно
точно раскрыт в трудах выдающегося педагога В.А.
Сухомлинского.
Нельзя познать ребенка, не
любя его. Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами
педагогической культуры, человечности прежде всего именно потому,
что они любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский,
Дистервег, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий,
Макаренко, Януш Корчак — эти имена всегда будут сиять нам, как
вечный огонь мудрой человеческой любви. «Если учитель имеет только
любовь к делу, он будет хороший учитель, — писал Л. Толстой. — Если
учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни
к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он — совершенный учитель».
Я считаю, что хорошим
учителем можно назвать человека, который действительно стремится
донести до каждого ребенка определенный багаж знаний, и передать
свой опыт, несмотря на нет.
На мой взгляд, учитель
должен быть для ребенка авторитетом. Однако для того, чтобы
завоевать данный авторитет у школьника, нужно приложить немало
усилий, и при этом оставаться человеком. Педагог для ребенка должен
быть таким родным человеком, как мать. Чтобы она, вспоминая
школьные годы, в будущем могла с гордостью сказать, что имела
когда-то человека, который, собственно, и заложила жизненный
фундамент: научила различать добро и зло, хорошее и плохое.
Хотелось бы процитировать
известного российского писателя Л. Толстого, который сказал,
что «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не
забывал, как сам был ребенком» Я вполне согласна с этой цитатой,
ведь я понимаю, что важную роль в формировании личности играют
детские годы. Именно эти годы для ребенка служат основными и
базовыми для дальнейшей жизни. Любовь учителя должна проявляться в
стремлении помочь не только в учебных вопросах, но и в жизненных.
Именно в этом проявляется передача своего опыта младшему
поколению.
Учитель должен сочетать
любовь к школьнику и к своему делу. Очень много встречающихся
случаев, когда педагог проявляет свою некомпетентность по отношению
к детям, утверждая будто бы она приходит на работу для того, чтобы
отчитать свои часы и получить деньги. То есть подчеркивает еще раз,
что на дальнейшую жизнь своих учеников ей абсолютно все равно.
Такое случается, когда человек бессознательно выбирает профессию,
или же когда работает для улучшения своей карьеры за счет других. Я
считаю, что таким людям не место в такой сфере деятельности.
Современная жизнь набирает
обороты и с каждым днем дети находят все новые интересы, идеалы.
Однако для того, чтобы получить авторитет и уважение школьника,
учитель не обязан разделять с ними взгляды, однако иметь
представление о них хотя бы на элементарном уровне нужно. В
противном случае, детям будет просто неинтересно вести беседы с
педагогом. По моему мнению, равенства в отношениях между
учителем и учеником не будет никогда.
Это вызвано разницей в
возрасте, неодинаковостью жизненного опыта. Но равенство имеет
выражаться во взаимопонимании, взаимоуважении, готовности прийти на
помощь друг другу в трудные времена. Каждый ребенок в учителе ищет
друга, советчика, обратившись к которому ребенок может
рассчитывать, что ее выслушать, дадут ценный совет, поддержат.
Семьи бывают разными: где любовь проявляется больше, где меньше.
Учитель, как никто другой, должен это замечать и понимать.
Люди, которые
бессознательно пришли к этой профессии редко задерживаются в такой
сфере. Я уверена, что не каждый сможет стать учителем, так как эта
профессия и требует изрядной кропотливого труда, большого терпения,
любви к детям (что является главной чертой) и альтруистического
отношения к своей профессии. Я убеждена, что высшим достижением для
учителя есть результат, который он заметит в с работе. Что
подчеркнет еще раз, что его старания были не напрасны.
Я считаю, что ученик должен
превзойти своего учителя. Это и есть эволюция. Ведь гораздо хуже,
если нет прогресса, и все твои старания приходят на нет. Не нужно
отбрасывать тот факт, что общество определенным образом также
влияет на развитие личности ребенка.
Поэтому учитель должен
понимать, и искать индивидуальный подход к ребенку, для того, чтобы
направить ее на правильный путь. Поэтому, в наше время, одной из
основных проблем педагогики является взаимопонимания ученика и
учителя. Решение этой проблемы возможно только в случае правильного
подхода учителя к ученику, как к постоянной личности. Ведь каждый
человек является личностью и нужно относиться как к индивиду со
своим богатым внутренним миром.
Прежде всего нужно, чтобы в
тех мыслях, которые доносит учитель до сознания школьников, он
выражал самого себя, чтобы к сердцу детскому прикасались не
холодные истины, а живая, страстная личность педагога. Это зависит
от того, насколько знания, которые преподает учитель ученикам,
стали его личными убеждениями, вошли в его душу. Это зависит и от
общей культуры, эрудиции, широты научного горизонта учителя. Искра,
которую бросает учитель в сознание ребенка, способна зажечь костер
только тогда, когда, образно говоря, она не только что высечена, а
горела не один день и не один год в его мыслях. Иными словами,
костер живой мысли в сознании своих воспитанников зажжет только тот
педагог, который знает в сто раз больше, чем того требует
обязательная программа. Если у учителя есть это богатство, то его
интеллектуальное общение неминуемо выходит за рамки урока и
приобретает индивидуальный характер: интеллект педагога и интеллект
отдельных учеников связываются десятками нитей — это и есть живые
дорожки от сердца к сердцу
Любить ребенка — значит
защищать его от того зла, которое еще окружает многих детей в
жизни (мы имеем в виду прежде всего семью). Ежегодно, когда
школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в
глаза детям, которые несут в своем сердце открытую рану
: Любовь учителя к детям
рождается в горении, в борьбе за человека, нередко — в муках. Было
бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которые
приходят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего,
лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько
приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда
сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в
глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в
мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а
наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю
ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И
когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в
глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает
лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем —
частица моей души.