Эссе
Почему я работаю над своим профессиональным
ростом
Даниярова Сания Жумабековна
Одна всем хорошо известная пословица гласит: «Век
живи – век учись». Она касается всех без исключения, в том числе и
учителей. Вот уже на протяжении тридцати шести лет я работаю
учителем русского языка и литературы в сельской школе. За эти годы
проведены сотни тысяч внеклассных мероприятий по предмету, классных
часов, уроков… Урок – это живой организм, а активность учащихся на
уроке – залог успеха в обучении. Чтобы в детях не потухал огонек
интереса к той или иной теме, я все эти годы, как всё учительство,
поддерживаю собственный профессиональный уровень, то есть учусь.
Профессиональный рост позволяет мне увидеть результаты своего труда
и измеряется результатами учеников. Для меня как учителя нет высшей
награды, чем видеть, как мой вчерашний ученик превзошел своего
педагога.
У каждого времени и поколения перед школой стояли
свои требования, свои задачи, свои стандарты. Если когда-то
учителю, кроме его знаний, умений и владения разными методиками,
было достаточно учебника, мела и доски, то со временем этого стало
уже мало. Сколько реформ, внедрений новых программ, всякого рода
изменений претерпела за эти годы наша школа! Сколько курсов,
семинаров, конференций пройдено мною и моими коллегами: ведь
учитель должен вести за собой детей.
Жизнь не стоит на месте. В условиях стремительно
меняющегося мира в наши дни как никогда остро возникает
необходимость изменения подходов в преподавании и обучении детей. В
настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость
процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний и
умений, так и соответствующих практических навыков. Ключевой
вопрос: «Что подлежит изучению учащихся в 21 веке? Каким образом
учителя подготовят учащихся к 21 веку?» вновь, как труба, зовет
учителя вперед! Чтобы быть востребованным, готовым к сегодняшним
переменам, необходимо работать над личностным и профессиональным
ростом. Учитель 21 века должен быть готовым к непрерывному
профессиональному развитию в условиях динамично меняющегося
мира.
Ответы на многие вопросы, возникавшие в ходе
работы в последние годы в школе, я нашла на уровневых курсах. В
очередной раз убедившись в том, что мне как учителю нужно меняться
в соответствии с запросами времени, по-новому взглянула и на
школьников, и на подготовку и проводимые уроки, и на работу коллег
и на школу в целом. Эти курсы перевернули мое видение на девяносто
градусов и способствовали профессиональному
росту.
Профессиональный рост, по моему мнению,
позволяет, во-первых, содействовать инновационным процессам в
образовании, что способствует эффективности методической работе.
Настрой учащихся к уроку, внедрение семи модулей, умение
рефлексировать помогают мне совершенствовать мастерство, добиваться
хороших результатов в обучении учащихся.
Во-вторых, обратная связь на уроке позволяет
лучше разбираться в проблемах, связанных с индивидуальными
потребностями каждого учащегося, и вместе с коллегами находить
методы их решения.
Профессиональный рост сформировал во мне
готовность оказать помощь коллегам в решении профессиональных
проблем. Коучинг-сессии дали возможность в сотрудничестве с
коллегами рассматривать особенно актуальные вопросы и содействовать
улучшению практической деятельности педагогического коллектива.
Выступая в роли коуча, основной акцент я делаю на оказание помощи
учителям в развитии способности прогнозирования, потому что это
необходимое условие для их развития и
самореализации.
Кроме того, работая над расширением знаний и
умений, нередко выступаю инициатором профессиональных размышлений с
группой коллег об исследованиях в области обучения и оценивания
степени эффективности в качестве основы для совершенствования их
преподавания и обучения.
Профессиональный рост позволяет мне ставить и
достигать как крупные, так и мелкие цели, ведь не зря говорится,
что «дорогу осилит идущий». Достижение поставленных целей,
безусловно, дает положительные эмоции, позволяет жить в гармонии с
самим собой, получать от каждодневной кропотливой учительской
работы радость. Конечно, вместе с тем пришло и умение делать
грамотный анализ своей работы, искоренять недостатки, которые, как
правило, мешают профессиональному росту. А ведь одна из важнейших
ступеней к профессиональному развитию, на мой взгляд, - умение
признать свои недочеты, неправоту.
На протяжении всей педагогической деятельности я
не устаю учиться тому, как обучать учеников, быть независимыми,
увлеченными, с развитым критическим мышлением. Посещая уроки своих
коллег, перелистывая страницы старых журналов, знакомясь с
педагогическими новинками в интернете, внедряя новые подходы в
обучении, используя семь модулей обучения, проводя коучинг-сессии и
менторскую работу, сотрудничая с коллегами, я с радостью делаю
удивительные открытия, беру себе на вооружение что-то полезное, что
также способствует моему профессиональному росту. Мною движет
внутренняя психологическая установка и нравственная убежденность
совершенствовать знания по обучению школьников. Несмотря на
пенсионный возраст, во мне горит желание открывать новые грани в
работе, поэтому на сегодняшний день девизом моей жизни будут слова:
«Сколько бы тебе ни было лет, учиться никогда не
поздно!»