Материалдар / Эссе "Природа в русской литературе"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Эссе "Природа в русской литературе"

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Қараша 2020
535
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Сочинение

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Так же откровенно говорит Пушкин о весне:

... я не люблю весны;
Скучна мне оттепель, вонь, грязь — весной я болен.
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен...

А ведь весна издавна считается в поэзии самым прекрасным временем года, когда оживает природа, пробуждается душа. Но Пушкину ближе осень и зима.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод...

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, заставляет кровь быстрее струиться в жилах, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении "Зимний вечер", оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

В такой вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга. Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро — и нет следа вчерашней непогоды. В стихотворении "Зимнее утро" нашему взору открывается чарующая картина:

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо ладом блестит.

Своя прелесть есть и в морозной зимней ночи, замечательно изображенной поэтом:

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.


Такой ночью, когда все погружается в сон, поэт может силой своего воображения перенестись в историческое прошлое своей страны, во времена опричнины. Но эта жестокая эпоха виселиц и казней давно миновала, а над Москвой по-прежнему раскинулся огромный синий свод, усыпанный звездами. Природа вечна. Она, как и прежде, удивительна и изменчива и продолжает восхищать взор поэта.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

В этом стихотворении Пушкин находит для характеристики своего любимого времени года удивительные, исполненные глубокого смысла сравнения. Он уподобляет осень нелюбимому ребенку в семье. Пытаясь объяснить свое особое отношение к этой поре увядания, поэт сравнивает ее с умирающей от чахотки девушкой:

Играет на лице еще багровый цвет,
Она жива еще сегодня, завтра нет.

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы, заставляя оживать поэтическое воображение. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени. Он замечательно передает в одноименном стихотворении, как рождается вдохновенье и возникают образы, рифмы, звуки, плоды мечты.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

В пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы и особенности восприятия, но и такие нравственные качества, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Эти чувства пронизывают стихотворение "Деревня", в котором автор с любовью и нежностью рисует неяркий, но пленительный сельский пейзаж:

Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Эти строки воспринимаются как признание поэта в любви к родной земле, к своему народу. Его освобожденный от "суетных оков" взор видит рабское положение русского крестьянства, его разум и совесть гуманиста не могут примириться с этим. В стихотворении звучит горячий призыв к прогрессивно мыслящим людям бороться за освобождение своего народа. Ведь свобода — самое ценное, чем может обладать человек.

Понять и ощутить это помогает Пушкину встреча с морем. "Свободная стихия" поражает его своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И, хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда, как воспоминание о море:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Таким образом, пушкинская лирика дает нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и многое узнать и понять в личности поэта и, конечно же, совершить незабываемое путешествие в волшебный мир природы.



...........................



 Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза экзотических. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего, “ядрёного”, как сказал Некрасов, воздуха, белой бескрайней пустыни до горизонта тянувшихся снегов, живостью журчащих весенних ручьёв и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорого каждому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия и величия, взывающих к нравственной строгости и чистоте. 
     Она возвышала и призывала забыть перед её лицом о всякой суете и эгоизма. Русская поэзия стремилась соединить гуманные принципы, выработанные лучшими умами человечества, с природными законами, которые представлялись ей справедливыми и разумными. Наконец, природа, в сравнении с жёсткими официальными и неправедными устоями, вступала искусным “врачом”, укрепляющим дух, исцеляющим от душевных недугов и носящим в него успокоение и гармонию. 
     Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, другие, обращались к ней, задумываясь о философских противоречиях бытия, третьи, находят в ней источник разрешения противоречий собственного сознания, четвёртых она пробуждает проникнуться светлым оптимизмом. Так или иначе, русская природа в изображение наших поэтов самостоятельная и очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия в познании человеческого характера, психологических моментов общественного поведения. И даже само поэтическое творчество – дар природы, такой же естественный акт, как произрастание злака, течение воды, рождение цветка. 
     Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором приходит жизнь и деятельность человека, но неотъемлемой частью его души, одним из самых глубоких и значительных переживаний, создавших его с землёй, с “малым домом” родного края и с “большим домом” – Отчизной. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережливого и рачительного пользования её дарами.

777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777

 В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения.

Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства  и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.

Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам. Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны.

Румяная хозяйка Лето, плодородных земель, цветущих садов и пресных вод. Природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая.

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Белая королева Зима, нежно обнимет спящий мир, скует его сны ледяными морозами, нежно прикроет белоснежным одеялом. Зима будет долго держать в ледяном плену зимнюю природу леса, убаюкивая снежными ветрами и холодным дыханием вьюг.

...........

Природа прекрасна в любое время года, надо только научиться увидеть ее красоту. И белый пушистый снег, и набухающие на вербе почки, и золотой одуванчиковый луг, и багряные кисти рябины - все это чудесный мир, радующий и волнующий сердце человека. 

 

В художественной литературе природа не просто пейзаж, фон, на котором разворачиваются события. Описание природы - важнейший компонент произведения, источник разнообразных переживаний и ощущений для читателя. Впервые глубокое впечатление, связанное с эстетическим восприятием картины природы, я испытала, читая рассказы из "Записок охотника" Ивана Сергеевича Тургенева. Герой цикла - охотник, и, конечно, события происходят на лоне природы. В каждом рассказе есть различные по объему пейзажные зарисовки. "Бежин луг" начинается с описания "прекрасного июльского дня". Утро. Восход солнца - это игра красок, света. Цветовая палитра обширна: здесь упоминаются багровый, лиловый, серебряный, золотисто-серый оттенки. На небе живут и меняются облака. Они то "круглые высокие с нежными белыми краями", то "сдвигаются, теснятся" так, что не видно небесной синевы. К вечеру они исчезают, некоторые из них ложатся "розовыми клубами напротив солнца". Когда я внимательно прочитала этот текст, поняла, что мы не видим, не чувствуем то, что окружающий мир щедро дарит нам каждый день. "Могучее светило, которое взлетает на небо", россыпи серебристых звезд на ночном небе, тонкая паутинка между веточками берез - все это такой простой и такой загадочный мир, который надо понять, впустить в свою душу. Это красота, которая делает человека лучше.

А что значит лучше? Например, наблюдательнее. Человек, увидев красоту живой природы, стремится раскрыть ее секреты, стать частью мира. Так происходит в маленьком рассказе М. Пришвина "Золотой луг". В нем нет детально прорисованного пейзажа. Просто сказано: "...под окном был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво". Красота заставила мальчика наблюдать. Он увидел, что вечером луг не золотой, а зеленый, потому что лепестки на ночь сжимаются, как пальцы на руках у человека. Одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветков, ведь он ложился спать и вставал вместе с людьми. Когда я вижу цветущие полянки одуванчиков, всегда вспоминаю "Золотой луг" М. Пришвина.

Вот так литературные произведения помогают видеть красоту природы, чувствовать единство человека и окружающего мира, учат находить радость и гармонию в общении с природой.

.....................


Великие произведения литературы никогда не утрачи­вают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведе­ний является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву на­зывают уникальным произведением. Эта уникальность зак­лючается, прежде всего, в сочетании исторической прав­ды с высокой художественной образностью. Уникальность «Слова» и в гармоничном содержании. В поэме нет ничего лишнего, второстепенного. В ней каж­дый образ, каждый символ, каждая сцена и каждая фраза имеют определенную завершенность и обладают важным смыслом. В поэме присутствуют образы княжеской дружины и русского народа, Родины и идеального правителя. В ней широко представлены фольклорная стихия и феодальная символика. Но особенно богато поэма насыщена образами и символами природы. Неслучайно многие исследователи говорят о «Слове» как о лирическом произведении. Образы и символы природы одухотворяют поэму, наполняют ее богатой звуковой и цветовой палитрой. Автор соединяет человека и природу в едином пространстве, делает их вза­имозависимыми. Перенесение человеческих свойств на при­роду, а природных свойств на человека помогает ему со­здать живописную картину событий, раскрыть духовный мир современника. Следуя за авторским описанием природы, «Слово о пол­ку Игореве» можно условно разделить на две части. В пер­вой из них рассказывается о походе русского войска под началом князя Игоря в «поле незнаемое». Вторая часть содержит рассказ о последствиях этого похода и обраще­ние к русским князьям с призывом оставить крамолы и объединиться перед лицом общей беды. И в первой, и во второй части образы и символы природы занимают значительное место. В каждой части они играют особую роль. Природа Русской земли целиком и полностью нахо­дится на стороне русских воинов. Она различными спосо­бами и проявлениями старается предупредить князя Иго­ря, оградить русское войско от неминуемой погибели. В самом начале похода князь Игорь получает от при­роды грозное предзнаменование в виде солнечного затме­ния: «Тогда Игорь глянул на светлое солнце и увидел вои­нов своих тьмою прикрытых». Но как нет согласия в отно­шениях между людьми, так нет его и в отношениях человека и природы. Князь Игорь игнорирует природное знамение, потому что «ум князя уступил желанию». Природа остается верной человеку. Она не оставляет тщетных попыток предупредить русских воинов, оградить их от неизбежной опасности. По воле автора природа ста­новится одним из действующих лиц поэмы. В своих неис­числимых проявлениях она пытается задержать Игоря и его войско, не дать им удалиться за пределы Русской земли.

. Предгрозовыми стонами и звериным свистом у са­мой границы Русской земли с Полем половецким природа будто в последний раз умоляет князя Игоря отказаться от совершения опрометчивого поступка. Но «Игорь к Дону воинов ведет!». Русская земля оказывается за погранич­ным холмом, и природа уже не в силах повлиять на по­ступки людей, изменить предначертанное судьбой. Она как бы теряет свою охранительную силу. Подобная потеря приводит к резкой перемене в приро­де. В своих проявлениях она становится настороженно-тре- вожной. Она уже не предупреждает. Теперь Игоря и его войско «подстерегают птицы по дубам; волки грозу поды­мают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты». Природа, таким об­разом, обладает предвидением будущего. Русские полки еще только вступили на «землю незнаемую», а природа во всех своих проявлениях уже готовится увидеть их бес­славный конец. Перемены в природе приводят к измене­нию световой гаммы: «Заря свет уронила, мгла поля при­крыла». Удаление в пределы «земли незнаемой» приводит к тому, что «щекот соловьиный уснул, говор галок пробу­дился». В первой стычке с половцами войско Игоря одерживает легкую победу. Воодушевленные успехом, русские начи­нают преследовать противника. И только природа не вы­ражает своего восторга по этому поводу. Теперь она как будто совершенно безразлична к судьбе Игоря и его войс­ка: «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». И среди этого обилия траурных тонов всплы­вает беспомощное восклицание, подчеркивающее необра­тимость событий: «О Русская земля! Уже ты за холмом!». Грубое пренебрежение сочувственным поведением при­роды оборачивается тем, что природа направляет свою силу против Игоря и его войска: «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает». Даже солнце, которое перед началом похода явило Игорю свое знамение, перестает быть снисходительным к русскому войску. Лишь когда исход битвы стал очевиден, природа сменяет свои грозные проявления на сочувствие: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклони­лось». Автор прибегает к использованию образов и символов природы и во второй части поэмы. Например, при обра­щении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности. Тем самым он призыва­ет их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь все русские князья имели одного предка — леген­дарного Рюрика, а их родовым символом был сокол. Относительная гармония в отношениях между челове­ком и природой устанавливается лишь после побега князя Игоря из плена. Природа как бы прощает людей за безрас­судство. Своего рода покаянием перед природой звучат слова князя, обращенные к реке Донец. Художественные образы природы в «Слове о полку Иго­реве» имеют объединяющее значение. Обращение к ним позволяет автору более полно и точно выразить свой при­зыв к единству. От начала и до конца поэма проникнута одухотворением и одушевлением природы. Подражая на­родной поэзии, автор соединяет человека и природу, наде­ляет их тесными родственными узами. Он стирает резкую грань между ними и тем самым показывает, что человек может быть силен природой, а природа мудра человеком. Их нельзя разделить, потому что они вечны и необходимы друг другу.

........................


















Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть различными состояниями природы, плохое либо хорошее действие предстоит совершить герою. Наши предки были язычниками, и потому, наверное, у русских писателей такое большое место в произведениях 

занимает описание природы. Век тому назад это явление в литературе было ярче, чем в наши дни. Это и понятно: природа тогда была несравнима по своей пышности с нынешней. Хотя, конечно, многое зависит от таланта писателя. Федор Михайлович Достоевский — психолог и философ. Он стремился отразить тончайшие движения человеческой души и поэтому часто прибегал к помощи пейзажа. Хочу отметить, что, по-моему, пейзаж помогал Достоевскому восполнять события и образы героев. На мой взгляд, ему не очень удавались просто портреты его героев, как, например, я вижу портрет пушкинского Онегина или лермонтовского Печорина. Но зато через окружающую природу или взгляды героев на природу Достоевский эффектно создает психологические образы участников событий его произведений. 


В романе "Униженные и оскорбленные" события предельно сжаты и проходят за очень короткий промежуток времени. Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов. Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах, переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир. А мир — это природа, которая помогает писателю четче выявить характеры проникновенных исповедей Ихменева и Нелли или циничных откровений князя Валковского. 

Роман начинается символической картиной вечернего Петербурга: "К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли... Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!" Здесь очень заметно, что писатель соотносит картину природы со своим настроением. А перед тем как перейти к изложению событий, снова дает описание природы: "Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок". В этом случае уже погасший солнечный луч не просто деталь природы, а предвестник какой-то беды, какого-то мрачного события. И точно: далее мы узнаем о смерти старика Смита и его странной собаки. 

Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям. Иван Петрович, который после смерти Смита переехал на его квартиру, говорит о своей грусти и, как рассказчик, сосредоточивает наше внимание на том, что "погода была ненастная и холодная", "шел мокрый снег", но к вечеру "проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату". "Заблудший луч" предвещает появление Нелли — внучки Смита. А в четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихмене-ва с Наташей предшествует замечательное явление: раздается "довольно сильный удар грома". Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь. О Наташе автор пишет: "Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя". Природа здесь свидетельствует об очищении человеческой души. В своей исповеди, изложенной в последующей главе, Ихменев разъясняет подлинный смысл символа природы. "Она здесь, опять у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой, и за милость твою! И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!" 

Итак, Достоевский не только очеловечивает природу, но и очень удачно сливает ее явления с действием, а также с портретами и характерами героев. 

..................


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!