Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОМУ РЕШЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОМУ РЕШЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА САМОУПРАВЛЯЕМЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ
Кошкарова Ш.З.
Кызылординский государственный университет им.Коркыт Ата (Кызылорда, КАЗАХСТАН)
Аннотация
Бұл мақалада жоғары сынып оқушыларына ұлттық костюмнің композициялық шешімі арқылы эстетикалық тәрбие беруде тұлғаның еріктік сапасы мен өзін-өзі басқару механизмдерінің әсері қарастырылған.
Аннотация
В данной статье расскрыты волевые качества и самоуправляемые механизмы личности, влияющие на успешность решения задач эстетического воспитания старшеклассников по композиционному решению национального костюма.
Annotation
In this article the will power and self-governing mechanisms of personality that affect the success of solving the problems of aesthetic education of senior decision on the composition of the national costume.
Будущее и успехи социально-экономического развития страны зависят не только от уровня технического прогресса и экономического роста, но определяется человеческими ресурсами, которые, получив качественное образование, совершенствуя его, становятся готовыми решать ключевые проблемы социума. В этом аспекте общество подошло к необходимости эстетического воспитания каждого человека своей страны, развития творческого мышления, готового к участию в социальном прогрессе страны, изменению себя и окружающей действительности по законам красоты.
В Республике с переходом страны к рыночной экономике в основном сохранен и расширен бывший образовательный потенциал страны, в рамках которого возможно прогнозирование решения задач эстетического воспитания. В соответствии с требованиями развития рыночной экономики изменены цели и содержание образования, структура образовательных учреждений, в том числе и по подготовке учительских кадров. Повышен уровень нормативно-правовой и законодательной базы для регулирования процесса реформирования сферы образования, служащий фундаментом для дальнейшей модернизации его различных направлений, в том числе и в направлении образования учителя для эстетического воспитания школьников в предметном обучении.
Для разработки проблемы эстетического воспитания школьников средствами композиционного решения национального костюма мы выбрали старший школьный возраст, считая ранний юношеский возраст наиболее благоприятным периодом для эстетического развития личности (потребностей, сознания, идеалов, вкусов). Этот возраст (от I4 - 15 до 16 - 17 лет) характеризуется физической, духовной и идейной зрелостью, считающейся достаточной для самостоятельной жизни, производственной деятельности, дальнейшего обучения и т.д. Исследователи считают его периодом становления, развития специальных наклонностей и способностей, пробуждения творческих сил, поиска их приложения.
Старшеклассников отличает возросшая умственная активность, интерес ко всему новому, расположенность к творчеству в самых разнообразных направлениях, желание обнаружить для себя что-то новое. Юношество хочет не только уяснить объективное, общее направление технологической деятельности, но и найти личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому в плане эстетического развития, насколько она отвечает его индивидуальности; каково именно её место в постиндустриальном мире, в какой деятельности в наибольшей степени раскроются вкусы, идеалы личности и проявятся индивидуальные способности?
Характерная черта ранней юности - формирование профессиональных и жизненных планов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, жизненный план - это план деятельности. Особенно велико в старшем школьном возрасте стремление проявить самостоятельность в выборе профессии и направлении трудовой деятельности.
Старшеклассник стоит перед выбором сферы деятельности. В этом возрасте, по определению Д.Б. Эльконина, ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у них формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить и вырабатывать нравственные идеалы [1].
Л.И. Божович, описывая юношеский возраст, главное внимание сосредотачивает на определении своего места в жизни, формировании мировоззрения, его влияния на познавательную деятельность, самосознание. Решающее значение придается динамике "внутренней позиции" формирования личности. "Внутренняя позиция" складывается из того, что старшеклассник на основе своего опыта, возможностей, возникших потребностей и стремлений, относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое он хочет занимать в будущем. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его эстетического отношения к окружающей действительности, к окружающему миру и самому себе [2, 3].
В процессе ценностного определения школьники сталкиваются с реальностью и приобретают не нейтральные знания о действительности, а представления, основанные на деятельности других людей. В результате формируется модель успешности, которая включает те или иные достижения, нравственные и ценностные установки, а все это влияет на мировоззрение, взгляды, поступки личности и ее отношение к окружающей действительности и самой себе.
В первую очередь учителю технологии необходимы для успешного осуществления задач эстетического воспитания в предметном обучении знания о развитии самоуправляющих механизмов и способов умственных действий личности, описанных в трудах психологов и педагогов.
Учитель технологии должен учить школьников осознанно:
-
выбирать и обосновывать цель деятельности, а именно обосновывать выбор направления творческой деятельности - процесс композиционного решения национального костюма, т.е. уметь прогнозировать, для чего на данном этапе урока нужно проектировать национальный костюм, какова возможность его дальнейшего практического применения в современном обществе, будет ли проектируемая модель конкурентоспособна на рынке труда;
-
находить и обрабатывать необходимую информацию о композиции национального костюма с использованием современных средств информационных образовательных ресурсов (например, информацию о композиции национального костюма учащийся может найти не только в литературных источниках, краеведческих музеях, беседах с народными мастерами, дизайнерами одежды, но и в средствах массовой информации: посещении выставок прикладного искусства, творческих мастерских создателей одежды, просмотре видеоклипов, телепередач, материалов в Интернете и т.д.);
-
проектировать национальный костюм и технологию деятельности, где работе по изготовлению изделия в материале предшествует разработка алгоритма его проектирования от эскиза до окончательной обработки изделия с применением необходимых инструкционно-технологических карт, с внесением коррективов в традиционную технологию обработки материалов и деятельности по его изготовлению;
-
выдвигать эстетические концепции, предпринимательские идеи в области композиционного решения костюма, плодотворно сотрудничать в коллективе и, если возникнет необходимость, братъ на себя функции лидера (допустим, речь может идти о создании школьного ателье или мини-фирмы казахской национальной одежды с распределением ролей между участниками проекта (директор), закройщик, технолог, вышивальщик и др.).
Для формирования таких умений у старшеклассников в процессе обучении предмету “Технология” учителю следует иметь в виду, что развитие личности на данном возрастном этапе находит свое выражение, прежде всего, в качественном изменении психологии человека. Сюда же отнесём и формирование новых эстетических качеств, черт характера, осознание прекрасного и безобразного, влияющих в целом на эстетическое развитие.
По мнению Ж.Пиаже, основателя теории операционного интеллекта, мышление у молодых людей к этому возрасту “созревает” и они стараются самоутвердиться, прежде всего, перед своими сверстниками и остальными окружающими. Особенностями юношеского возраста с одной стороны являются стремление к коллективности, с другой - это сочетание самоуверенности с растерянностью, доверчивости со скептицизмом, негативизма с общительностью. И эстетика национального костюма, на наш взгляд, поможет утвердиться личности в глазах сверстников.
На успешность решения задач эстетического воспитания и обучения старшеклассника на уроках технологии могут влиять такие активно формирующиеся в этот период волевые качества личности как:
-
целеустремленность: способность к сознательной постановке как общих перспективных целей эстетического преобразования действительности, так и частичных на ближайшее время и помогающих в достижении общих целей художественного решения костюма средствами композиции. Имеется в виду, если общая перспективная цель действия – разработка композиции национального костюма, то к частным целям учащийся может отнести сбор информации, разработку алгоритма каждого этапа создания изделия и т.д.;
-
дисциплинированность: способность подчинять свои действия установленным правилам и нормам поведения. В процессе обучения старшеклассников композиционному решению костюма нужно добиваться, чтобы они стремились: работу над каждым этапом выполнять в установленный срок; соблюдать требования к организации рабочего места, техники безопасности, правила и нормы поведения в местах общего пользования (для влажно-тепловых работ, вышивальных работ, обметочных и т.д.), что даёт свои плоды в эстетическом воспитании старшеклассника;
-
инициативность: способность объективно оценивать сложившуюся ситуацию и самостоятельно решать ее, беря на себя ответственность за свои действия при выполнении композиции декоративного решения национального костюма (например, обдумывание и решение ситуации, каким способом получить качественную вышивальную зигзагообразную строчку с лицевой стороны изделия: путем заправки люрексной нити в шпульку или обычным способом, как уложить при этом вышиваемую деталь: лицевой стороной вниз или вверх и т.д.);
-
самостоятельность: способность принимать самостоятельные творческие композиционные решения без подсказки учителя; начинать и доводить до конца действия, не ожидая указаний и помощи от учителя, проявляя при этом сообразительность и творчество. Допустим, учащемуся необходимо принять самостоятельное решение о приемах декорирования жилета вышивкой шнуром, аппликацией или тамбурной гладью. В этом случае он может аргументировать свое решение свойствами используемых материалов, законами и правилами композиции декоративно-прикладного искусства, использованием для выполнения декоративных композиций специального оборудования, новых современных технологий и т.д.;
-
смелость: способность определять качество действий и активно действовать для достижения цели в опасных или трудных ситуациях, даже сознавая возможность неудач. Какая опасная ситуация может возникнуть при выполнении композиции в материале? Самая прозаическая: во время влажно-тепловой обработки учащимся перегретым утюгом испорчена какая-то часть национального костюма. Это потребует от него нестандартного решения - изменения узора, введения дополнительного элемента, маскирующего дефект изделия и др., не меняющего целостность композиции;
-
настойчивость: способность не останавливаться на полпути, несмотря на трудности. Допустим, в эскизе изделие получилось интереснее, чем в материале, есть недочеты в конструкции или технологии, которые переделывать у исполнителя нет желания, но он мобилизует для этой цели все свои силы и устраняет недочеты благодаря своей настойчивости;
-
решительность: способность быстро принимать решения, например, при изготовлении экспериментальной модели национального костюма возникли сложности при обработке материала, учащийся получил не то впечатление от обрабатываемого материала, которое ожидал. В ходе работы ему нужно перестроиться на интерпретацию своей модели с учетом не предусмотренных им свойств используемых в изделии материалов и скорректировать модель согласно реальности;
-
самообладание: способность не теряться в нестандартных ситуациях, управлять своими действиями, сдерживать эмоции. Нестандартные ситуации могут возникнуть самые разные: неисправность технологического оборудования, из-за чего что-то придется доделать вручную, нехватка отделочных материалов, негативное отношение к выбранной модели членов классного коллектива и др.;
-
стойкость: способность выдержать большие трудности, проявляя при этом большую силу воли. Отдельные операции при изготовлении композиции национального костюма нередко приходится переделывать несколько раз для достижения высокого качества его изготовления.
Учитель технологии, организуя эстетическое воспитание в предметном обучении, должен твердо усвоить для себя: все эти волевые качества личности старшеклассника органически связаны друг с другом, развитие их и совершенствование одних помогает развитию и совершенствованию других.
Согласно известной американской теории конструктивизма, знания не могут быть переданы обучаемому, знание — это нечто, что может быть сконструировано обучаемым для самого себя.
Задача преподавателя - создать условия для процесса самоконструирования знания. Эти условия определяются следующими факторами:
- временем: успешность обучения зависит от того, сколько времени необходимо и достаточно каждому обучаемому для усвоения содержания обучения;
- структурой: обучение более эффективно тогда, когда созданы оптимальные условия для конструирования нового знания на основе прежних знаний, умений и навыков.
Немаловажным условием в реализации задач эстетического воспитания старшеклассников является включение в процесс обучения композиционному решению костюма самоуправляемых механизмов личности (СУМ). Психолого-педагогической наукой доказано: человек - достаточно совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Самоуправление - одна из главных характеристик личностного развития. Включенность СУМ основана на том, что управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (в данном случае - учитель) посылает команду исполнителю (объекту) управления - ученику) и должен получать информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения между создающим композицию костюма учеником, и организующим творческий процесс работы учащегося над композицией национального костюма учителем. Аналогично невозможно достичь и цели эстетического воспитания в творческой деятельности.
Старшеклассник по отношению к своей деятельности по созданию композиции костюма является и объектом, и субъектом управления. Встречая на творческом пути затруднение, препятствие, он принимает неординарное решение, дает сам себе конкретную команду, преодолевает его, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта развивает самоуправление и способствует эстетическому развитию личности.
Как отмечает Г.К.Селевко и другие исследователи психологический механизм самоуправления довольно сложен, но несомненно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, любой шаг в развитии личности происходят как её собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри» [4,5].
Исходя из того, что в основе внутреннего саморегулирующего механизма лежат четыре интегральные группы качеств (психогенные факторы развития): потребности, способности, направленность, Я — концепция, то эффективному решению задач эстетического воспитания старшеклассников средствами композиционного решения костюма учителю поможет развитие у обучаемых:
- способностей к выполнению композиций национального костюма, шитью и эстетического вкуса (а если они таковыми не обладают, то задача учителя технологии заключается в стремлении их развивать, а не оставлять на прежнем уровне);
- познавательного интереса (стремление к изучению средств композиции национального костюма и познанию законов и правил его гармонизации) и социального интереса (изучение социальных различий и роли национального костюма в жизни общества, связанной с традициями и обычаями), которые учитель технологии обязан не только формировать, но и развивать;
- убеждений, взглядов - субъективных отношений личности к композиции национального костюма и своим действиям, связанным с уверенностью в необходимости получения эстетических знаний, изучения художественных принципов и эстетических идеалов национального костюма, которыми руководствуются художники-прикладники при создании костюма;
- направленности сознания и поведения на общественные, материальные и художественные ценности национального костюма как важнейшей части эстетического культурного наследия, которую нужно сохранить для грядущих поколений. Задача учителя – бережно донести эту важную идею до сознания учащихся.
- мировоззрения - упорядоченной системы взглядов и убеждений личности о значении культурного наследия в жизни общества, ценности национального костюма как важной части это наследия, в котором нашли отражение политические, философские, эстетические, этические и другие взгляды на различных этапах общественного развития, обычаи и традиции народа, служащих благодатной почвой для эстетического воспитания поколений;
- потребности личности в самоуважении, демонстрировании своей Я —концепции перед сверстниками, социумом через гармоничное решение композиции костюма, включающей в себя целую систему эстетических взглядов, характеризующих в человеке эстетический вкус, взгляды, эстетическую культуру, эстетическое восприятие действительности и др. Это в основном связано с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п. и определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности — уровень её эстетических притязаний, т.е. представление о том, какое место среди людей она заслуживает.
Мы полагаем, реализация задач эстетического воспитания на уроках технологии средствами композиционного решения костюма должна строиться на позитивном отношении личности старшеклассника к содержанию обучения, убеждении в том, что изготавливаемая им вещь всегда нужна, необходима, она традиционна для казахской национальной одежды, и при любой моде не потеряет своего значения.
Список литературы
[1]. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.//Вопросы психологии.- №4.,1971.-С.17.
[2]. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, №4,1978.- С. 80 – 84
[3]. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 209 с.
[4]. Селевко Г.К. Личность ребёнка как объект и субъект образова-тельного процесса // В сбор. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - С.12.
[5]. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т1.М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.; Т.2. М: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий).