Материалдар / Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана,

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана,

Материал туралы қысқаша түсінік
В разработке урока используя понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана. Научить учащихся определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов.
ЖИ арқылы жасау
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады


Западно-Казахстанская область

КГУ «ОШ имени Садыка Жаксыгулова» отдела образования Таскалинского района управления образования акимата Западно-Казахстанской области

Узакбаеа Гулмира Акадиловна

учитель истории, педагог-эксперт



Раздел: Цивилизация: особенности развития

Раздел 2. Антропологические, этнические и социальные процессы. 2.1 Истоки происхождения казахской народности

ФИО педагога

Узакбаева Г.А.

Дата:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана ( урок 3)

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

10.2.1.1 Использовать понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана.

10.2.1.2 Определять этапы этногенеза на территории Казахстана, выявляя преемственность этнических процессов.

Цели урока

  1. Восполнить знания учащихся по пройденным темам.

  2. 2. Изучить новые термины и их определения.

  3. Охарактеризовать основные особенности завершающего, тюрко- монгольского этапа этногенеза.

Ресурсы

Презентация, ЦОР видеоролик

Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

I.Организационный момент. 2 мин


Восполнение знаний

( 8 минут)



Приветствие, проверка отсутствующих, готовность к уроку. Тема урока.

Целевая установка.

Восполнение знаний учащихся:

К. Задание 1. Восполнение знаний: тесты 10 вопросов.

  1. В узком значении термин «Центральная Азия» имеет: А) политико-географическое значение

В) физико-географическое значение

С) социально-политическое значение

D) территориально-этническое значение

  1. Центральная Азия включает в себя:

А) Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Монголию В) Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Афганистан, Таджикистан С) Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан D) Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Таджикистан, Кыргызстан

  1. Термин Центральная Азия, заимствованный из англо-американского политико-географического словаря, стал употребляться в: А)1991г. В)1993г. С)1997г. D)2003г.

  2. Какой термин в советской научной литературе использовался для обозначения региона нынешней Центральной Азии?

А) Центрально-азиатские советские республики В) Казахстан и Средняя Азия С) советские азиатские республики

D) Казахстан и среднеазиатский Восток

  1. В Российской империи ко всем областям, лежавшим между степными областями Казахстана и Афганистаном, включая территорию Южного и Юго-Восточного Казахстана, наряду с термином «Средняя Азия» применялся термин: А) Туркестан В) Кокандский край

С) Кашгария Д) Степной край

  1. В физико-географическом смысле понятие «Центральная Азия» включает территорию Казахстана и других центрально-азиатских государств, а также …

А) Монголию, Северо-Западный Китай, Афганистан, Северо-Восточный Иран, Поволжье, Приуралье и Южную Сибирь

В) Афганистан, Северо-Восточный Иран, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Северное Причерноморье

С) Монголию, Северо-Западный Китай, Северный Китай, Южную Сибирь

D) Кыргызстан, Таджикистан, Монголию, Северо-Западный Китай, Афганистан

  1. Термин «Центральная Азия» впервые в немецкой географической науке широко использовали в первой половине XIX века ученые:

А) Риттер и Паллас В) Риттер и Гумбольдт С) Гумбольдт и Паллас

D) Шлехтер и Паллас

  1. Климатической особенностью казахстанской степи, сыгравшей определяющую роль в возникновении кочевой цивилизации, является:

А)резко континентальный климат В) умеренный континентальный климат С) выраженная аридность D) наличие горных районов на востоке и юге Казахстана

  1. С точки зрения физической географии Центральная Азия – это …

А) область внутреннего стока Евразии В) трансграничная область между лесостепью и горами С) область внутренних лесостепных массивов Д) область внешнего стока Евразии

  1. Природно-географические особенности в совокупности с исторически сложившейся хозяйственной специализацией районов Казахстана сыграли важную роль в:

А) появлении кочевого скотоводства

В) образовании жузов

С) усилении засушливости климата

D) образовании казахской государственности

Записывают тему в тетрадь
Письменно выполняют задания №1-2

Дескрипторы:

1.За каждый правильный ответ-1 балл

Взаимопроверка в парах по образцу:

Ответы:

1 А

2 С

3 А

4 В

5 А

6 А

7 В

8. С

9 А,

10
















ФО: 10-9 баллов -«5»

8- 7- «4»

6-5- «3»

4-1- «2»

Слайд

1-4


Слайд 1










Раздаточный материал

каждому ученику

или слайд презентации

6,7,8

проверка №9

Середина урока

II. Изучение –объяснение нового материала 20 мин



Изучение новой темы: «Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана»

  1. Рассмотреть понятие этноса и его составные части (слайд 11)

  2. Дается определение видам этнической общности: род, племя, народность, нация. (слайд 12)

  3. Изучаются признаки этноса

(слайд 13)

  1. Повторяются понятия по теме прошлых уроков и добавляются понятия с этого урока:


6. Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=HUC8r_eHbPs

«Создание Казахского ханства»





Повторение и изучение материала на слайдах 11-13

Записывают определения в тетрадь




Просматривают

видео по ссылке





ФО: самоконтроль









самоконтроль







Слайд презентации к уроку № 11-13, 14,15





Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=HUC8r_eHbPs

Закрепление полученных знаний

8 мин

Работа с учебником стр. 86. Задание «Проверь свои знания»:

1.Какие изменения внесло в этногенез казахского народа монгольское завоевание? 2. В рамках какого государства фактически завершился этногенез казахов? 3.Какие политические изменения послужили предпосылкой формирования трех казахских жузов? 4. В чем связь между этнонимами «Казах» и «Қазақ»?

Работают с текстом учебника на стр. 86, отвечают на вопросы устно

ФО: самооценивание

учебник

Домашнее задание и инструктаж 2 мин.

Прочитать параграф 22,

Работа с картой: показать на карте монгольские и тюрко-монгольские государства: 1) Улус Джучи 2)Ак Орда 3)Ханство Абулхаира 4) Могулистан 5) Ногайская орда

Записывают дом задание

ФО самоконтроль

Слайд презентации № 18-19

Рефлексия 2 мин




самостоятельно оценивают результаты своей деятельности на уроке, делают отметки на рефлексивной мишени.

самоконтроль

Кунделик.

Онлайн

Мектеп

Обратная связь 3 мин

Комментарии учителя, баллы ФО в кунделик - родителям и учащимся

улучшают свою работу

ФО в кунделик,

по 10 бальной системе

кунделик



ЖИ арқылы жасау
08 Қараша 2023
770
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі