Казахстан, ЗКО, г. Уральск, СОШ №25 зам. директора по УВР учитель физики высшей категории, отличник просвещения Каз.ССР Полулях В.М.
EXCEL - помощник учителя физики. Современный учитель в наше время уже не может работать без применения компьютера. Но кроме применения уже готовых программных продуктов и программ, более интересным является создание собственных электронных помощников - всевозможных тренажёров и симуляторов. Можно их создавать, конечно, с применением языков программирования, но иногда достаточно иметь желание и элементарные знания EXCEL. В данной статье я предлагаю пример создания тренажёра «Закон Ома для участка цепи» с применением только EXCEL, даётся описание тренажёра и программирование необходимых ячеек. Такую работу можно вести в сотрудничестве с учащимися и разрабатывать симуляторы по другим темам и разделам физики. 1.Тренажёр «Закон Ома для участка цепи» предназначен для проверки правильности решения задач, отработки навыков применения изученных формул.2.Тренажёр выполнен в EXCEL, анализирует введённые данные и выводит сообщение по каждому частному случаю.3.Данные вводятся только в белые ячейки по парам (U,R),(I,R),(I,U) и дополнительно вводится отдельно время. Все данные вводятся в системе «Си».4.При работе с первой частью «Ищем силу тока» вводятся значения напряжения и сопротивления, рассчитываются сила тока, мощность и при введённом параметре «время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам, использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е. входящие в дано задачи.5.При работе со второй частью «Ищем напряжение» вводятся значения силы тока и сопротивления, рассчитываются напряжение, мощность и при введённом параметре «время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам, использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е. входящие в дано задачи.6.При работе с третьей частью «Ищем сопротивление» вводятся значения напряжения и силы тока, рассчитываются сопротивление, мощность и при введённом параметре «время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам, использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е. входящие в дано задачи.7.При дублировании данных первой части во вторую и третью часть получаются одинаковые ответы, что доказывает учащимся, что способы расчёта при заданных параметрах не влияют на результат.8.Тренажёр позволяет запомнить: 1) условные обозначения физических величин; 2) единицы измерения; 3) формулы расчёта физических величин.Для удобства зрительного восприятия для каждой физической величины выбран свой цвет, который сопровождает величину во всех трёх частях.9. Тренажёр производит необходимые расчёты по формулам, анализирует введённые данные и выводит сообщения по введённым данным.10. При наведении курсора на ячейки всплывают необходимые подсказки, которые можно изменять на усмотрение учителя.
Программирование ячеек:
А10 =если(и(A8=0;B8=0);«Не введены данные»;если(и(A8=0;B8<>0);«Нет источника напряжения или разорвана цепь»;если(и(A8<>0;B8<>0);«Данные введены верно»;«Сверхпроводимость или короткое замыкание»)))B11 =A8/B8B14 =A8^2/B8B19 =A8^2/B8*B16
C10 =если(и(C8=0;D8=0);«Не введены данные»;если(и(C8=0;D8<>0);«Нет источника напряжения или разорвана цепь»;если(и(C8<>0;D8<>0);«Данные введены верно»;«Сверхпроводимость или короткое замыкание»)))D11 =C8/D8B14 =C8^2/D8B19 =C8^2/D8*D16
E10 =если(и(E8=0;F8=0);«Не введены данные»;если(и(E8=0;F8<>0);« Разорвана цепь»;если(и(E8<>0;F8<>0);«Данные введены верно»;«Физически процесс не возможен»)))F11 =F8/E8F14 =E8*F8F19 =E8*F8*F16