Казахстан, ЗКО, г. Уральск, СОШ №25 зам.
директора по УВР
учитель физики высшей
категории,
отличник просвещения Каз.ССР
Полулях В.М.
EXCEL -
помощник учителя физики.
Современный учитель в
наше время уже не может работать без применения компьютера. Но
кроме применения уже готовых программных продуктов и программ,
более интересным является создание собственных электронных
помощников - всевозможных тренажёров и симуляторов. Можно их
создавать, конечно, с применением языков программирования, но
иногда достаточно иметь желание и элементарные знания EXCEL. В данной статье я предлагаю пример создания
тренажёра «Закон Ома для участка цепи» с применением только
EXCEL, даётся описание тренажёра и
программирование необходимых ячеек. Такую работу можно вести в
сотрудничестве с учащимися и разрабатывать симуляторы по другим
темам и разделам физики.
1.Тренажёр «Закон
Ома для участка цепи» предназначен для проверки правильности
решения задач, отработки навыков применения изученных формул.
2.Тренажёр выполнен в
EXCEL, анализирует введённые
данные и выводит сообщение по каждому частному случаю.
3.Данные вводятся
только в белые ячейки по парам (U,R),(I,R),(I,U) и
дополнительно вводится отдельно время. Все данные вводятся в
системе «Си».
4.При работе с первой
частью «Ищем силу тока» вводятся значения
напряжения и сопротивления, рассчитываются сила
тока, мощность и при введённом параметре «время»
рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам,
использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е.
входящие в дано задачи.
5.При работе со
второй частью «Ищем напряжение» вводятся значения
силы тока и сопротивления, рассчитываются
напряжение, мощность и при введённом параметре
«время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам,
использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е.
входящие в дано задачи.
6.При работе с
третьей частью «Ищем сопротивление» вводятся значения
напряжения и силы тока, рассчитываются
сопротивление, мощность и при введённом параметре
«время» рассчитывается работа. Расчёт ведётся по формулам,
использующим параметры, введённые в белые ячейки, т.е. входящие в
дано задачи.
7.При дублировании
данных первой части во вторую и третью часть получаются одинаковые
ответы, что доказывает учащимся, что способы расчёта при заданных
параметрах не влияют на результат.
8.Тренажёр
позволяет запомнить:
1) условные
обозначения физических величин;
2) единицы
измерения;
3) формулы расчёта
физических величин.
Для удобства
зрительного восприятия для каждой физической величины выбран свой
цвет, который сопровождает величину во всех трёх частях.
9. Тренажёр
производит необходимые расчёты по формулам, анализирует введённые
данные и выводит сообщения по введённым данным.
10. При наведении
курсора на ячейки всплывают необходимые подсказки, которые можно
изменять на усмотрение учителя.
Программирование ячеек:
А10 =если(и(A8=0;B8=0);«Не введены
данные»;если(и(A8=0;B8<>0);«Нет источника напряжения или разорвана
цепь»;если(и(A8<>0;B8<>0);«Данные введены
верно»;«Сверхпроводимость или короткое замыкание»)))
B11
=A8/B8
B14
=A8^2/B8
B19
=A8^2/B8*B16
C10 =если(и(C8=0;D8=0);«Не введены
данные»;если(и(C8=0;D8<>0);«Нет источника напряжения или разорвана
цепь»;если(и(C8<>0;D8<>0);«Данные введены
верно»;«Сверхпроводимость или короткое замыкание»)))
D11
=C8/D8
B14
=C8^2/D8
B19
=C8^2/D8*D16
E10 =если(и(E8=0;F8=0);«Не введены
данные»;если(и(E8=0;F8<>0);« Разорвана цепь»;если(и(E8<>0;F8<>0);«Данные введены верно»;«Физически
процесс не возможен»)))
F11
=F8/E8
F14
=E8*F8
F19
=E8*F8*F16