Материалдар / Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі мұғалімдеріне
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Желтоқсан 2017
781
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.)


Широко известное учителям и ученым имя Ф. И. Буслаева, замечательного фило­лога и методиста, связано с его капитальны­ми трудами, первым из которых является «О преподавании отечественного языка».

В силу исторического значения этой книги для развития науки о преподавании русско­го языка, 150-летию ее выхода в свет была посвящена специальная межвузовская кон­ференция. Она прошла 25 ноября 1994 г. в МПГУ им. В. И. Ленина. Ее участниками были представители разных вузов (Москва, Иваново, Шуя, Ташкент, Запорожье и др.).

В свое время педагогическая монография Ф. И. Буслаева вызвала широкий полеми­ческий отклик, 'привлекла прогрессивные круги гуманистической идеей автора, поста­вившего в центр преподавания личность обучающегося. Участники конференции под­робно рассмотрели общие вопросы и частные методики, изложенные Ф. И. Буслаевым. По­ражает современное звучание основных концептуальных позиций ученого. Это каса­ется прежде всего оценки отечественного и зарубежного опыта, определения целей преподавания родного языка в отличие от иностранного, методики риторики.

Книга Ф. И. Буслаева появилась в 40-е гг. XIX в. не случайно. Как убедительно пока­зал в своем докладе на конференции М. Т. Ба­ранов, автор взял на себя задачу подвести итоги в методике преподавания русского языка в школе (начиная с 1755 г., от «Россий­ской грамматики» М. В. Ломоносова). Ис­кусственное сдерживание преподавания род­ного языка как самостоятельной дисципли­ны или расширение задач предмета на осно­ве энциклопедического подхода, а также повсеместное увлечение дедуктивным путем преподавания родного языка подверглись критике со стороны Ф. И. Буслаева. Он выступил за иное отношение к языку и куль­туре родного народа. Не удовлетворенный многим в преподавании (эти позиции были четко обозначены в докладе проф. М. Т. Ба­ранова), Буслаев выступил за изучение язы­ка «во всех его проявлениях» и выдвинул ряд новых положений, в частности о связи изучения языка с развитием «дара слова», повышении роли индуктивного способа пе­редачи знаний и др. Методические ориен­тиры автора книги глубоко нравственны, они основываются на убеждении о воспиты­вающем значении родного языка.

Именно новые подходы Ф. И. Буслаева к преподаванию родного языка (сознательное усвоение учебного материала, связь истории с жизнью, с практикой, разрушение укоре­нившихся стереотипов в методах и приемах обучения, более высокие требования к уча­щимся в усвоении родного языка) были оце­нены как особо полезные учителю, как но­вая наука на широком фоне народной • культуры. Однако и сегодня, отметила Л. А. Ходякова в своем докладе об оценке научно-педагогического труда Ф. И. Бус­лаева, цели соизучения языка и культуры народа не осуществляются должным об­разом.

Поэтому особенно важно, что было под­черкнуто в докладе ведущего редактора из­дательства «Просвещение» Г. В. Карпюка, отразить в современных хрестоматиях и по­собиях по русскому языку основные идеи и принципы, заложенные Ф. И. Буслаевым в книге 1844 г. Именно Ф. И. Буслаев сумел обобщить, как до него не сделал никто, пред­шествующий опыт. За 150 лет методика про­шла огромный путь, но начало этому движе­нию методической мысли положил Ф. И. Бус­лаев.

В обосновании Ф. И. Буслаевым теории преподавания русского языка исходными по­ложениями стали такие, как огромная роль родного языка в развитии личности, отли­чия в методах исследования и методах обучения, разграничение филологического и лингвистического подходов в определении содержания учебного предмета (Запорожье, И. Н. Ярошенко).

Развернутая характеристика целей и их широкое понимание в книге Ф. И. Буслаева позволяет говорить о философской основе этого вопроса: что есть усвоение учащимися родного языка - самоцель или средство. В отношении родного языка, по концепции Буслаева, в целях важно и то, и другое, це­ли определяют статус предмета «родной язык» как первого учебного предмета; сово­купность целей отражает процесс обучения, развития и воспитания учащихся в единстве (Москва, А. Д. Дейкина).

Идея национальной культуры, впитываемой на уроках родного языка и родной литера­туры учащимися, определила трактовку Ф. И. Буслаевым основных положений в ме­тодике преподавания литературы: воспиты­вающее начало без назидательности, мето­ды лекций, сочинений, пересказов на основе заинтересованного отношения учащихся к языку и литературе и многое другое, что подлежит возрождению (Москва, В. Ф. Чер­тов).

Живучесть и пророческая осуществляемость идей великого ученого подтверждает­ся анализом частных методик. Так, право­мерно оценивать методику грамматики как буслаевскую, учитывающую естественную практику родного языка. Злободневны пре­дупреждения ученого о вреде «произвола, ложного иностранного влияния, моды» в языке. Он остерегал от подмены граммати­ки логикой, советуя развивать логическое мышление на конкретном содержании, ука­зывая на органическую связь между изуче­нием грамматики и воспитанием обучаемых (Москва, Л. А. Тростенцова).

Методическая система Буслаева в обла­сти синтаксиса, построенная по принципу «соединяй внешнее с внутренним, форму с содержанием», способствовала развитию науки о предложении и оказала влияние на развитие методики других языков (Запо­рожье, В. К. Иваненко).

Интегрированность — особенное свойство учебного процесса в представлении Ф. И. Бус­лаева — получила научное обоснование и в методике орфографии (Москва, Е. Г, Шатова). Подход к преподаванию как к единому целому отразился на выборе приемов, мно­гие из которых сохранились в арсенале учи­теля. Идеи автора замечательной книги, от­метила Е. Г. Шатова, живут и поныне, но реализуются с учетом обогащенного содер­жания предметов.

Большую часть труда Ф. И. Буслаева за­нимает описание функционирования языко­вых средств — проблема стилистики, кото­рая решается автором широко: на уровне межпредметных связей и тесной взаимосвя­зи с культурой речи (Москва, С. Н. Молодцова).

Прогрессивным явлением стала методика Буслаева в области развития речи учащих­ся, основанная на тезисе единства языка и мышления и соответственно отборе перво­классного литературного материала для из­ложений и сочинений (Москва, Ф. А. Ново­жилова). Завет ученого, как было отмечено в докладе, особенно дорог нам сегодня: це­нить науку, дорожить русским языком, при­вивать ученикам интерес и любовь к родной речи.


Жесупова А.Б.

РКО-72зв

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!