Материалдар / Факультатив Занимательная грамматика. 5 сынып
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Факультатив Занимательная грамматика. 5 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Календарный план,а также поурочка к факультативу Занимательная грамматика
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Желтоқсан 2018
598
2 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Shape1

Нуранова Жамиля Бекторовна

Веселорощинская ОСШ

2014-2015

2014-2015


Средняя школа 3 имани Абая Кунанбаева

















Занимательная грамматика

5 класс





















Учитель Керуенбаева А.Т















Пояснительная записка

Учебная программа составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.


  1. Целями обучения предмету являются:

  1. формирование посредством языкового и речевого материала коммуникативной компетенции учащихся, основанной на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении норм русского литературного языка, правил речевого этикета и употребления семантически связанных языковых единиц в речевой деятельности, ориентированной на ситуацию общения, осведомленности о культуре и реалиях жизни русского и казахского народов, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии;

  2. воспитание в учащихся на основе тематического содержания речевого материала языковой личности, придерживающейся активной гражданской позиции, ориентирующейся на нравственно-духовные ценности, проявляющей толерантное отношение к другим культурам, готовой к сохранению и приумножению природного богатства, ведущей и пропагандирующей здоровый образ жизни, имеющей навыки творческой деятельности и обладающей технологической культурой.


  1. Задачами обучения предмету являются:

    1. формирование языковой компетенции, проявляющейся в умении учащихся системно характеризовать языковые средства на фонетическом, лексико-фразеологическом, морфемико-словообразовательном, морфологи-ческом и синтаксическом уровнях;

    2. формирование и совершенствование речевой компетенции, отражающейся в умении учащихся понимать смысл высказываний на русском языке в устной и письменной формах, читать на русском языке с соблюдением орфоэпических и акцентологических норм, оформлять речь в соответствии с нормами и правилами русского литературного языка, создавать структурно и содержательно правильное речевое высказывание на уровне предложения, текста;

    3. формирование и совершенствование коммуникативной компетенции, включающей умения учащихся реализовывать стратегию и соответствующие ей тактики общения средствами русского языка на основе учета ситуации общения и заданных сфер деятельности (учебной, социально-бытовой, социально-культурной, профессионально-трудовой); соблюдать правила речевого этикета в общении на русском языке;

    4. формирование этнокультуроведческой компетенции, проявляющейся во владении основными сведениями о национальных особенностях лингвокультуры русского и казахского народов;

    5. формирование страноведческой компетенции, выражающейся в знании о Казахстане и России как государствах, на территории которых функционирует русский язык в качестве средства межнациональной и межкультурной коммуникации или /и родного языка, о специфике русского речевого этикета;

    6. формирование толерантного отношения к языкам и культурам разных народов, определяющегося перспективами развития дву-/полиязычной и поликультурной личности;

    7. развитие языковой личности, характеризующейся вербальными, когнитивными, энциклопедическими, прагматическими, коммуникативными знаниями и умениями выражать патриотические чувства к Родине и родной природе, проявлять стремление к созидательности и процветанию, пропагандировать духовно-нравственные ценности и здоровый образ жизни;

    8. формирование у учащихся умений пользоваться современными информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями на основе интегрированных уроков по русскому языку.


Содержание программы учитывает межпредметные связи предмета «Русский язык»:

  1. «Русская литература» (совершенствование умений и навыков культуры устной и письменной речи на текстовой основе, через изучение художественных произведений русской, казахской и зарубежной литературы);

  2. «Казахский язык», «Иностранный язык» (формирование языковой личности на основе изучения языков, проведение параллелей при изучении языковых фактов, раскрытие диалога культур в глобальном культурном контексте);

  3. «История Казахстана», «Всемирная история» и «Человек, общество, право» (понимание роли языка в государстве, в развитии и становлении государственности, получение сведений о языках народов мира, месте русского языка в славянских языках, статусе русского и казахского языков в Республике Казахстан);

  4. «Информатика» (понимание коммуникативной функции языка в сети Интернет, формирование умений обрабатывать, систематизировать, сохранять и транслировать информацию путем использования новейших информационных технологий).

Объем учебной нагрузки составляет:

в 5 классе – в неделю 1 час, всего – 34 часа;







Тематический минимум представлен тремя блоками:

  1. «Человек» (Человек и жизнь: физическое и внутреннее состояние, эмоциональный мир. Психологические и нравственные качества человека. Моральные качества человека. Поступки. Поведение. Оценка действий человека. Способности, склонности, увлечения, интересы человека. Здоровый образ жизни. Человек в языке и речи. Речь человека. Эмоциональный мир человека. Внешний вид человека. Воспитать в себе человека. Призвание – быть человеком. О возможностях человека. Человек и его окружение);

  2. «Общество» (Сферы жизни общества: социальная, государственная, экономическая, политическая, культурная. Социальная сфера жизни. Общественное питание. Сфера обслуживания: ателье, парикмахерский салон, фотостудия, химчистка. Государственная сфера жизни. Города, деревни. Мой Казахстан. Россия и Казахстан. Золотое кольцо России. Древнейшие города Казахстана. Экономическая сфера: промышленность, сельское хозяйство. Денежная система. Здравоохранение. Язык – история народа. Роль языка в жизни человека. О взаимосвязи разных языков. Любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Казахский язык – государственный язык Республики Казахстан. Русский язык в Казахстане. Русский язык – язык межнационального общения. Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки. Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия. Из истории тюркской и славянской письменности. Образование. Роль знаний в жизни человека. Образованный человек. Образование – условие прогресса. Мир знаний. Образование в Казахстане. Образование за рубежом. Родина. Мир науки. Наука и техника. Наука и жизнь. Нет предела научным открытиям. Наука и фантастика. Ученый – человек науки. Известные ученые: образ жизни. Человек и научно-технический прогресс. Культура. Народные обычаи, обряды и традиции. Музеи. Культурное наследие. Национально-культурные ценности. Искусство. Живопись, графика. Музыка. Театр и кино. Цирк. Хореография. Скульптура, архитектура. Декоративное прикладное искусство. Литература. Роль литературы в жизни человека. Труд писателя. Стиль писателя. В мире слов. Книга – источник знаний. Труд. Техника вокруг нас. В мире профессий. Современные профессии. Профессиональная ориентация. Физическая культура и спорт. Здоровый образ жизни. Олимпийские и неолимпийские виды спорта. Известные спортсмены. Из истории спорта. Путешествие и туризм. Вокруг света. Чудеса света. Средства массовой информации. Эпоха информационного общества. О технологиях: биотехнологии, нанотехнологии, агротехнологии, химтехнологии и др.);

  3. «Природа» (Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Животный мир. Растительный мир. Погода и климат. Загадки и тайны природы. Прекрасное в природе. Люди и среда обитания. Охрана природы. Земное пространство. Водное пространство. Роль воды в жизни человека. Экологические проблемы. Экологическая культура и грамотность).

В 5 классе система русского языка представлена линейно-концентрическим способом.

Систематическая взаимосвязь разноуровневого языкового материала на семантической основе позволяет формировать не только языковую, но и речевую и коммуникативную компетенции.



Для достижения указанных уровней владения русским языком в данном классе определено содержание материала, обеспечивающее следующие виды компетенции:

  1. языковая компетенция находит отражение в способности учащихся анализировать изученные языковые средства как в описательном аспекте (разряд, форма и т.д.), так и в функциональном плане (стилистическая маркированность, эмоциональная окраска, этикетная значимость);

  2. речевая компетенция обнаруживается в умениях аудирования, чтения, говорения, письма;

  3. коммуникативная компетенция выявляется на основе умений учитывать статус собеседника, обстановку общения, соблюдать правила речевого этикета, вступать свободно в коммуникативный процесс в рамках заданного тематического минимума;

  4. этнокультуроведческая компетенция учащихся формируется на основе представления соответствующего материала в рамках каждой речевой темы: активизируются в речи пословицы и поговорки, высказывания известных личностей России, приводятся сведения из истории и культуры страны изучаемого языка.

Соответственно Европейской системе уровней владения языком (А – элементарное владение; В – самостоятельное владение; С – свободное владение) и в соответствии с государственной задачей развития полиязычия в Казахстане владение русским языком как вторым должно быть на базовом уровне – 5 класс

1 подуровень (А 2 – А 2.2) – 5 класс;

















Базовое содержание учебного предмета в 5 классе


Тематический минимум включает 3 основных блока:

  1. «Человек» (Жизнь человека. В здоровом теле – здоровый дух);

  2. «Общество» (Школьные годы чудесные. Для чего существует язык. Путешествие по родному краю. Москва – сердце России. Мы в сфере обслуживания. В ателье. В парикмахерской. В фотостудии. В химчистке. В столовой (кафе). О спорт, ты – жизнь! Знакомимся с искусством);

  3. «Природа» (Люблю я пышное природы увяданье. Здравствуй, зимушка-зима! Весна в окно стучится. Лето – звонкая пора).

Языковая компетенция: знания о языковой системе.

  1. «Повторение пройденного в начальных классах» – 1

  2. «Общие сведения о русском языке» – 1 час;

  3. «Фонетика». «Орфоэпия» – 5 часов (Классификация звуков: гласные и согласные. Классификация согласных звуков. Слог. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/ - его, -ци -, жи-, ши-, чт-, чн- и др.). Фонетический разбор);

  4. «Графика» – 2 часа ( Алфавит. Соотношение букв и звуков. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных звуков; буквы согласных звуков; звуковое значение букв е, ё, ю, я; функции букв ь,ъ; правила обозначения мягкости согласных. Буквы прописные – строчные, названия букв);

  5. «Орфография» – 2 часа (Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме звуков. Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов. Нормы правописания аффиксов. Написание ь и ъ в частях и между частями слова. Правила употреблениея прописных и строчных букв. Перенос слов. Правописание частей речи. Орфографические словари и справочники);

  6. «Лексика и фразеология» – 5 часов (Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Толковые словари русского языка. Тематические группы слов русского языка. Фразеологизмы и их значение. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Пословицы и поговорки как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);

  7. «Состав слова» – 4 часа (Состав слова. Основа слова и окончание. Корень слова и его варианты. Однокоренные слова. Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание. Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем. Морфемный анализ слова);

  8. «Словообразование – 3 часа (Роль словообразования в развитии лексического состава. Однокоренные слова. Анализ гнезд однокоренных слов, данных в словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словообразовательные словари. Словообразовательный анализ);

  9. «Имя существительное» –6 часов (Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Род. Число. Изменение существительного по падежам. Склонение имен существительных. Морфологический анализ);

  10. «Имя прилагательное», «Склонение имен прилагательных» – 1 часа;

  11. «Глагол – 2 часа (Категория времени. Изменение глаголов. Понятие о спряжении глагола. Морфологический анализ);

  12. «Синтаксис», «Предложение», «Грамматическая (предикативная) основа предложения» – 1 час;

  13. Стили речи-1






























Сведения о речи. Речевая компетенция.

  1. «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо», «Цель порождения речи», «Реплика как высказывание», «Диалогическая и монологическая речь», «Текст как высказывание», «Основные характеристики текста: тема и основная мысль; план текста» – 1 час;

  2. «Стили речи», «Речь книжная и разговорная; разговорный, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства)», «Особенности разговорного, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика)», « Стилистический анализ текста» – 2 часа;

  3. «Типы речи», «Повествование, описание, рассуждение» – 1 час;

  4. «Описание человека, предмета, места», «Рассуждение: доказательство», «Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения»;

  5. «Речевые жанры» (изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждения).


Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция

  1. правила русского речевого этикета;

  2. учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату;

  3. наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания;

  4. грамотная и корректная речь;

  5. диалог и монолог.





















Требования к уровню подготовки учащихся


Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.

Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.

Учащиеся 5 класса учащиеся должны знать:

  1. классификационную характеристику гласных и согласных звуков;

  2. изученные орфографические правила и основные орфоэпические нормы;

  3. нормы пунктуации в рамках простого предложения;

  4. типы значений слова и лексическую характеристику слова;

  5. характеристику частей слова, основные способы словообразования;

  6. грамматическую характеристику имени существительного и имени прилагательного;

  7. особенности изменения слов изученных частей речи;

  8. грамматическую характеристику простого предложения;

  9. структурную и смысловую характеристику текстов описания и повествования;

  10. орфографический и толковый словари;


Учащиеся 5 класса учащиеся должны уметь:

  1. характеризовать гласные звуки по признаку ударности/ безударности, соблюдать нормы произношения и написания безударных гласных, использовать способы проверки безударных гласных в слове;

  2. характеризовать согласные звуки по звонкости/глухости, мягкости/твердости;

  3. соблюдать нормы произношения и написания непарных согласных по мягкости/твердости, звонкости/глухости;

  4. при произношении и написании правильно оперировать знаниями о соотношении русских букв и звуков, звуковых значениях букв е, ё, ю, я;

  5. осуществлять фонетический анализ слова;

  6. правильно писать слова с буквами ь,ъ и оформлять соответственно правилам прописные и строчные буквы;

  7. соблюдать нормы обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов и правописания суффиксов и приставок;

  8. орфографически правильно оформлять существительные и прилагательные в рамках тематического минимума (правильное написание окончаний, приставок, суффиксов имени существительного; приставок, суффиксов и окончаний глаголов; приставок, суффиксов и окончаний прилагательных);

  9. владеть навыками работы с орфографическими словарями при написании словарных слов;

  10. владеть умениями: определять тип значения слова (прямое и переносное); разграничивать слова и фразеологизмы; работать с толковым словарем и словарями антонимов, синонимов, справочниками по омонимам, тематическим словарем, фразеологическим словарем; выявлять смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов;

  11. владеть навыками единообразного оформления частей слова, учета чередований в корнях слов;

  12. владеть умениями выявлять закономерности образования русских слов на основе наблюдений за словообразовательным гнездом в словообразовательных словарях;

  13. владеть системой знаний об имени существительном как части речи, умениями оперировать падежными формами существительного в единственном и множественном числе, определять родовую принадлежность существительного, умениями осуществлять морфологический анализ существительного;

  14. владеть системой знаний об имени прилагательном как части речи, умениями оперировать формами прилагательного, осуществлять морфологический анализ прилагательного;

  15. владеть системой знаний о глаголе как части речи, умениями оперировать глагольными формами, определять спряжение глагола, умениями осуществлять морфологический анализ глагола;

  16. владеть навыками выявления главных и второстепенных членов предложения и расстановки знаков препинания в простом предложении;

17) владеть навыками синтаксического разбора простого предложения;

18) владеть навыками аудирования текстов в объеме текстов для подробного и сжатого изложения (60-140 слов);

  1. владеть навыками чтения с соблюдением орфоэпических и акцентологических норм;

  2. владеть навыками письма на основе продуцирования текстов: описания, повествования, рассуждения;

  3. уметь продуцировать высказывания в рамках речевых тем;

  4. оперировать разными синтаксическими конструкциями (простым предложением, простым предложением, осложненным однородными членами; сложными предложениями) в речи;

  5. владеть нормами русского литературного языка в рамках тематического минимума.











Тематический блок


Человек

Общество

Природа

1. Жизнь человека.

2. В здоровом теле – здоровый дух.


1. Школьные годы чудесные

2. Для чего существует язык.

3. Путешествие по родному краю.

4. Москва – сердце России.

5. Мы в сфере обслуживания.

6. В ателье.

7. В парикмахерской.

8. В фотостудии.

9. В химчистке.

10. В столовой (кафе).

11. О спорт, ты – жизнь!

12. Знакомимся с искусством.

1. Люблю я пышное природы увяданье

2 Здравствуй, зимушка-зима!

3. Весна в окно стучится

4. Лето – звонкая пора
























Календарно-тематическое планирование


п/п


Часов

Сроки

Прим


1

1

Повторение пройденного в начальных классах.

1



2

2

Общие сведения о русском языке.

1





Фонетика. Орфоэпия.




3

3

Классификация звуков. Гласные и согласные.

1



4

4

Классификация согласных звуков.




5

5

Слог. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

1



6

6

Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/ -его, -ци-, жи-, ши-,чт-,чн- и др. )

1



7

7

Фонетический разбор слова.

1





Графика




8

8

Алфавит. Соотношение букв и звуков. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных звуков и согласных звуков.

1



9

9

Звуковое значение букв е,ё,ю,я. Функции букв ь и ъ. Правила обозначения мягкости согласных.

1





Орфография




10

10

Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме звуков. Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов.

1



11

11

Написание ь и ъ в частях и между частями слова.

1





Лексика и фразеология.




12

12

Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова.

1



13

13

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

1



14

14

Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Тематические группы слов русского языка.

1



15

15

Фразеологизмы и их значение. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Пословицы и поговорки как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение.

1



16

16

Лексикография.

1





Состав слова




17

17

Состав слова. Основа слова и окончание.

1



18

18

Корень слова и его варианты. Однокоренные слова.

1



19

19

Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание.

1



20

20

Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем. Морфемный анализ слова.

1





Словообразование




21

21

Роль словообразования в развитии лексического состава. Однокоренные слова. Анализ гнезд однокоренных слов, данных в словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных словах.

1



22

22

Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словообразовательные словари. Словообразовательный анализ.

1



23

23

Грамматика. Морфология. Лексическое и грамматическое значения слов. Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи в русскоя языке.

1





Морфология. Имя существительное




24

24

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1



25

25

Собственные и нарицательные имена существительные.

1



26

26

Род имен существительных. Число имен существительных.

1



27

27

Изменение существительного по падежам.

1



28

28

Склонение имен существительных.

1



29

29

Морфологический анализ.

1





Имя прилагательное.




30

30

Имя прилагательное как часть речи.

1





Глагол




31

31

Категория времени. Изменение глаголов.

1



32

32

Понятие о спряжении глаголов.

1





Синтаксис. Пунктуация




33

33

Грамматическая основа предложения. Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания, по интонации. Главные члены предложения Второстепенные члены предложения

1





Стили речи




34

34

Сведения о речи. Цель порождения речи. Реплика как высказывание. Диалогическая и монологическая речь. Текст как высказывание. Тема и соновная мысль, план текста.

1









































































































































































































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!