Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках казахского языка»
КГУ «Школа-лицей №20» отдела образования города Темиртау
управления образования Карагандинской области
П Р О Е К Т
на тему
«Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках казахского языка»
Направление: «Семь шагов к успеху»
Секция: казахский язык
Разработал проект:
учитель казахского языка и
литературы-
Сүлейменова Жанна Асхатовна
г.Теміртау 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация ..................................................................................................3
Введение .....................................................................................................6
Анализ литературных источников ...........................................................8
Оснавная исследовательская часть .........................................................12
Заключение ..............................................................................................45
Практическая значимость ......................................................................46
Список использованной литературы ....................................................47
Приложения ............................................................................................
Аннотация
Цель: разработать дидактическое пособия по развитию речи для отработки произношении на уроках казахского языка
Задачи: 1. Изучить источники в которых показаны эффективные методы и формы по развитию речи;
2. Отобрать эффективные методы для работы на уроках;
3. Разработать сборник по развитию речи с учащимися на уроках казахского языка;
4. Презентовать сборник учителям казахского языка;
Гипотеза: если разработать сборник по развитию речи для проведения уроков казахского языка, то его можно использовать учителям на своих уроках.
Актуальность: Я как учитель казахского языка часто слышу выражения “Дети учат казахский язык с детского сада, но его не знают” А действительно почему? Ведь мы знаем, учить язык надо. Дети учат слова, но на следующий день забывает. Мы, учителя говорим, у детей:
-
Плохая память;
-
Мало разговаривает;
-
Не читает книги;
Поэтому мне захотелась чтобы на уроках развивать навыки простые но значимые – речь и память. Просматривая видеоуроки из Ютуба и опыт коллег, я пришла к выводу, необходимы маленькие разминки который можно применять на каждом уроке и тем самым прививать детям интерес к языку. Поэтому тема моего проекта звучит так : “Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках казахского языка”.
Этапы работы: 1. Изучить источники;
2. Отбирать эффективные методы;
3. Разработать сборник;
4. Презентовать;
Методы:1. Информационный;
2. Частично-поисковый;
3. Иллюстративно-наглядный;
4. Словесный;
Результаты и выводы: В данном исследовании представлена эффективные методы и виды фонетических разминок и их роль в изучении казахского языка.
В ходе проведения исследования были достигнуты следующие результаты:
-
Изучены источники в которых показаны эффективные методы и формы по развитию речи;
-
Отобраны эффективные методы для работы на уроках;
-
Разработаны карточки по развитию речи с учащимися на уроках казахского языка;
Заключение.
Фонетическая зарядка является основным способом формирования, поддержания и совершенствования произносительных навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. Благодаря фонетической зарядке отрабатываются фонетические навыки, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.
Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех без исключения видов речевой деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается в школе работе над произношением, и в частности фонетической зарядке.
Практическая значимость.
Одна из самых актуальных проблем на сегодня – обучение казахскому языку людей других национальностей. Поэтому как показывает опыт многих преподавателей, что использование фонетических разминок на уроках казахского языка сегодня — это эффективный приём поддержания интереса к учёбе, повышения активности и работоспособности учащихся на уроках, так как они помогают ввести элемент игры и соревнования в процесс овладения языком. Фонетические разминки существенно поможет ученикам говорить по казахский.
Введение
Цель: разработать дидактическое пособия по развитию речи для отработки произношении на уроках казахского языка
Задачи: 1. Изучить источники в которых показаны эффектиные методы и формы по развитию речи;
2. Отобрать эффективные методы для работы на уроках;
3. Разработать сборник по развитию речи с учащимися на уроках казахского языка;
4. Презентовать сборник учителям казахского языка;
Гипотеза: если разработать сборник по развитию речи для проведения уроков казахского языка, то его можноиспользовать учителям на своих уроках.
Актуальность: Я как учитель казахского языка часто слышу выражения “Дети учат казахский язык с детского сада, но его не знают” А действительно почему? Ведь мы знаем, учить язык надо. Дети учат слова, но на следующий день забывает. Мы, учителя говорим, у детей:
-
Плохая память;
-
Мало разговаривает;
-
Не читает книги;
Поэтому мне захотелась чтобы на уроках развивать навыки простые но значимые – речь и память. Просматривая видеоуроки из Ютуба и опыт коллег, я пришла к выводу, необходимы маленькие разминки который можно применять на каждом уроке и тем самым прививать детям интерес к языку. Поэтому тема моего проекта звучит так : “Фонетическая разминка как способ активизации учащихся на уроках казахского языка”.
Учителю надо обратить внимания чтобы ученик понял содержания и смысл фонетических разминок. Если с начальных классов это работа будет систематически выполнятся , то мы непременно увидим результат своих работ.
Фонетические разминки будут хорошими помощниками учителям казахского языка. Учителям остается только правильно применять на своих уроках и повторять с учениками. Думаю, результат будет тогда, когда будет система и повторение.
Обзор литературы
Что такое фонетическая разминка, для чего она вообще нужна на уроках казахского языка и когда её следует проводить? Фонетическая зарядка — специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2–6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно. ... У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. [1]
Традиционно
фонетическая зарядка проводится на первом этапе урока и занимает
примерно 7 – 10 минут учебного времени. Учащимся предъявляется
образец звука изолированно в слоге, в слове и во фразе, а затем в
обратном порядке. Учитель сопровождает демонстрацию звука
комментариями: он напоминает учащимся особенности артикуляции того
или иного звука, обращает их внимание на сопутствующие произнесению
фонетические процессы. Звуки и образцы обычно предъявляются в
записи или с голоса учителя.
Материал для
фонетических зарядок отбирается в соответствие с целями
коммуникации. Чаще всего, особенно на начальном этапе
обучения казахскому
языку,
используются считалки, рифмовки, скороговорки, пословицы,
поговорки, загадки и т.д.
В зависимости
от того, на что они направлены, существует несколько видов
фонзарядок: фонематическая, лексико-фонетическая,
грамматико-фонетическая, на ритм, мелодику и ударение. Ниже
рассмотрим эти виды подробнее.
Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе.
Лексико-фонетическая фонзарядка.
Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку вокабуляра по определенной теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется.
Грамматико-фонетическая зарядка
Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления.
Фонзарядки на мелодику, ритм и ударение.
Фонетические зарядки, которые мы рассмотрим ниже, относятся к интонационному оформлению речи, а значит представляют определенные трудности при обучении. К сожалению, интонационной стороне речи уделяется мало внимания при обучении английскому произношению в школе, поэтому данные фонзарядки проводятся очень редко.[2]
В младших классах лучше всего начинать урок с фонетической разминки. Фонетическая разминка очень оживляет ход урока, способствует повышению активности учащихся, развивает языковые и творческие способности, снимает напряжение. Она еще нужна для того, чтобы свободно, легко и плавно заговорить на другом языке. Люди общались между собой до того, как появилась письменность. Поэтому при изучении любого иностранного языка фонетика крайне важна. Изучение основ фонетики и укоренение ее в подсознании помогает лучше понять язык и плавно постепенно заговорить на нем.
Профессиональный педагог должен очень серьёзно относиться к фонетической разминке и обязательно должен давать её как подготовку к основному занятию. Всем нам известно, что даже любой спортсмен прежде чем приступить к выполнению сложных физических упражнений должен размяться, разогреть свои мышцы и настроиться. Таким же образом и нам необходимо разогреть и настроить свой речевой аппарат, прежде чем говорить на иностранном языке. Вы спросите, а зачем это нужно? Ведь когда мы говорим на родном нам языке, мы же не делаем фонетической разминки. Да, это так. Дело в том, что артикуляционный аппарат у людей говорящих на разных языках, устроен по-разному: исходное положение языка, интенсивность и скорость движения органов участвующих в произношении звуков. Наш речевой аппарат создан для родного языка, и мы можем внятно произносить звуки родной речи даже в расслабленном состоянии, чего не скажешь о звуках иностранных. Поэтому нам нужна фонетическая разминка, чтобы подготовить органы речи для произношения несвойственных нам звуков, настроиться на восприятие казахского языка, улучшить произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, отработать интонационный рисунок отдельных фраз и выражений, развить языковые способности.
Итак, что же может выступать в качестве фонетической разминки. Для фонетической разминки в начальной школе лучше всего подходят небольшие стишки с повторяющимися звуками, песенки в исполнении носителей языка, скороговорки, считалки, зарядки-разминки, запоминалки. Кроме того, в качестве разминки на первом году обучения иностранному языку младших школьников в начале урока можно повторять буквы с их звуками (карточки) или песенка (алфавит). Нужно отметить, что материал для фонетической разминки в начальной школе лучше использовать с наглядным пособием, так как это улучшает процесс запоминания, и привлекает внимание учеников.
Анализируя выше сказанное, следует сказать, что фонетическая разминка очень важна и необходима и ей не следует пренебрегать. Ученики обязаны знать, как произносится тот или иной звук, как в изоляции, так и в речевом потоке. Благодаря фонетической разминкой отрабатывается интонация и скорость речи. Правильно подготовленный материал и тщательная подготовка к уроку – это залог интересного занятия и высокой вероятности запоминание темы, новых слов. Фонетическая разминка и другие виды упражнений для изучения казахского языка поможет заговорить на нем.[3]
Автор: Сүлейменова Ж.А.
С Б О Р Н И К
«Фонетическая разминка как способ активизации
учащихся на уроках казахского языка»
Для учителей казахского языка и литературы
І ТАРАУ «МЕНІҢ ОТАНЫМ - ҚАЗАҚСТАН»
-
Тақырыбы: «Қазақстанның қалалары»
Мақсаты: «Қ» әріпі сөздің басында, сөздің ортасында келгендегі айтылуына баса назар аудару.
Фонетикалық жаттығу:
Қазақстаным
қуатты,
Қалаларым көп
шуақты.
-
Тақырыбы: «Бурабайдағы демалыс»
Мақсаты: Оқушылар «Қайда?» сұрағына жауап беруді үйренеді.
Сұрақ: «Сен жазда қайда демалдың?»
Жауап: Мен жазда ...(оқушылардың жауабы) демалдым.
-
Тақырыбы: «Туған ел» көрмесі
Мақсаты: «Ғ» дыбысына баса назар аударылады. Мұғалім жеке, буындап және сөздің құрамында айтылуына мән береді.
Ғ - ға - туған
«Туған елім – Қазақстан
Туған жерім - Теміртау»
-
Тақырыбы: «Мемлекеттік рәміздер»
Мақсаты: «Ә» дыбысының дауысты, жіңішке дыбыс екенін айтып болған соң, айтқан кезде ауыз қалай ашылатынына, тіл қандай қимылға келетініне оқушылардың назарын аударту.
Рәміздерім-Әнұран,Ту,
Елтаңба,
Рәміздерім-елдігімнің
белгісі,
-
Тақырыбы: «Рәміздер туралы білім сайысы»
Мақсаты: Өткен тақырыпта айтылған «Ә» дыбысы туралы кері байланыс алу.
Ә – рә (дауысты дыбыс болғандықтан ұзақ созуға болады) – рәміз – рәміздер (көпше түрде)
-
Тақырыбы: «Өз туым»
Мақсаты: «Ө» дыбысының дауысты, жіңішке екенін айтып болған соң, айтылуына назар аудару.
Ө – өз – өз туым
Аспанымда желбірейді өз туым,

