Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Формирование экологической осознанности дошкольника через экологические игры"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Формирование экологической осознанности дошкольника через экологические игры
Бесконечный мир природы, окружающий нас, пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их как к творческой деятельности, так и к игре. Ребёнок учится понимать и элементарно объяснять наблюдаемые явления природы, а также рассуждать, рассказывать, описывать и, сопоставляя, сравнивать и делать выводы на основании увиденного. Поэтому ведущим видом деятельности детей 5-6 лет является игра.
Дидактические игры и упражнения экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. В игре, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой .
Такие игры помогают увидеть целостность экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Игровая деятельность представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Игра может быть включена в любой раздел дополнительной образовательной программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка в целом.
Игра способствует:
- Развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
- Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Игры, описанные в сборнике, строятся на материале, близком и понятном ребенку.
Наиболее эффективным и интересным средством в воспитании у детей любви к природе являются - дидактические игры ,упражнения экологической направленности. Они вызывают у них интерес к объектам природы. Дидактические игры с экологическим содержанием разделяют на следующие виды:
Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, шишками, цветами, фруктами,овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».
Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое», о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных», о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению,такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Рассказы о животных», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.
В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игры-эксперименты. Наибольший интерес дети проявляют к опытно-экспериментальной деятельности в игровой форме. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через определенные игровые правила и игровые действия. Дети очень любят экспериментировать, поэтому и проводятся такие игры, как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух» и др. Такие дидактические игры стимулируют развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики[6].
Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Творческие игры уже отражали впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогали усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками, каштанами. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми руководит педагог. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.
Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми используются большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей либо с частью ее.
Любознательность детей всегда на первом месте. И развивать ее рекомендуется в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей, развивают их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро, кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…»[8].
В настоящее время особое предпочтение отдается компьютерным дидактическим играм. Дети с интересом играют в них.Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо с интересом, испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество компьютерных игр. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей» и мн.др .
Игры экологической напрвленности способствуют формированию экологической осознанности дошкольника.Ведь только систематичное,творческое,взаимодействуя с природой и на лоне природы приведет к развитию осознанности личности ребенка.