Сұлтан Саида Серікқызы
Город Астана,
Частная школа «International Future School»
Учитель начальных классов,магистр педагогических наук
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Аннотация: В статье рассматривается значимость формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы как основы развития функциональной грамотности и подготовки к реальной жизни. Представлен авторский опыт реализации внеурочной программы «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс, направленной на освоение школьниками базовых финансовых понятий, развитие умений планирования личного бюджета, формирования ответственного отношения к потреблению и понимания современных финансовых инструментов. Описаны цели, задачи, структура и ожидаемые результаты программы. Акцент сделан на практико-ориентированный и деятельностный подход, обеспечивающий постепенное погружение в экономическую культуру и подготовку учеников к принятию осознанных финансовых решений.
Ключевые слова: начальные классы, финансовая грамотность, предпринимательство, личный бюджет, программа, внеурочная деятельность.
В современном мире, где даже учащиеся начальных классов сталкиваются с понятием "деньги" с раннего возраста, крайне важно начинать формировать финансовую культуру уже в начальной школе. Умение обращаться с деньгами, понимать разницу между желаниями и потребностями, планировать бюджет — это навыки, которые можно и нужно развивать с самого детства[2, с. 15]; [4, с. 25].
В связи с этим в школе «International Future School» г. Астаны была разработана и внедрена авторская программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс, направленная на формирование у учащихся начальных классов основ финансовой грамотности. Программа охватывает учеников с 2 по 4 класс и реализуется в течение четырёх лет, обеспечивая поэтапное и последовательное формирование знаний, умений и личных установок, связанных с финансами.
Цель программы: создание прочной базы финансовой культуры у учеников, развитие навыков принятия ответственных решений в области личных финансов, формирование критического мышления и осознанного отношения к потреблению.
Основные задачи: ознакомить учащихся с базовыми финансовыми понятиями: деньгами, расходами, доходами, сбережениями; развить умения планировать личный и семейный бюджет;
научить анализировать повседневные финансовые ситуации, формировать осознанное отношение к рекламе, брендам, скидкам и акциям, ввести в понятие предпринимательства и этики потребления, ознакомить с современными финансовыми инструментами: банковскими картами, онлайн-банкингом, криптовалютой.
Методы и формы работы: в процессе реализации программы применяются игровые технологии, сюжетно-ролевые проекты, мозговые штурмы, сторителлинг, работа в парах и мини-группах, использование иллюстративного и цифрового материала. Учебные темы адаптированы под возрастные особенности учащихся.
Финансовая грамотность — это способность человека принимать обоснованные финансовые решения, управлять своими доходами и расходами, понимать ценность денег, осознавать риски и ориентироваться в современных финансовых реалиях. Она включает в себя такие навыки, как умение вести бюджет, различать потребности и желания, принимать разумные решения при покупках, оценивать последствия своих финансовых действий, а также понимать основы сбережений, инвестирования и цифровых платежей .
В рамках курса «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс, реализуемого в начальных классах частной школы International Future School, особое внимание уделяется формированию финансовой грамотности как части функционального образования. Для эффективного развития этих навыков в практику включаются игровые формы работы, способствующие погружению учащихся в реальные финансовые ситуации и развитию критического мышления. Одной из таких форм стала адаптированная ролевая игра «Мафия», используемая на уроках с обучающимися 2, 3 и 4 классов.
Игра применяется как приём на этапе осмысления и закрепления материала, а также как средство диагностики и формирования умений анализа и аргументации. В игровой ситуации моделируются роли участников финансовых отношений: честных предпринимателей, покупателей, финансовых мошенников, банковских работников, налоговых инспекторов и т.д. Учащиеся на основе изученного материала пытаются выявить, кто нарушает правила финансовой безопасности, выдвигают гипотезы, аргументируют свои суждения, анализируют поступки, применяют понятия на практике.
По своему содержанию игра «Мафия» объединяет в себе элементы таких известных приёмов, как «ролевая дискуссия», «анализ кейсов» и «мозговой штурм». Она включает как индивидуальную речь, так и групповую аргументацию, требует логического мышления, сотрудничества, принятия решений. Алгоритм работы с игрой «Мафия» на уроках финансовой грамотности:
В учебной программе начальных классов по финаносовой грамотности есть цели обучения на развитие финансовой грамотности, в которой уже со 2 класса и по 4 класс усложняются. Например : 2.1.2.1 Знакомится с историей появления монет и банкнот, 3.1.3.1 Учится записывать свои траты и доходы, 4.1.4.1 Разбирается в разнице между торговлей, производством и услугами. Подготовка: учащиеся читают тематический текст, знакомятся с ситуацией[3].
Индивидуальная работа: каждый получает карточку с ролью и продумывает поведение от имени своего персонажа (2–3 минуты).
Командная работа: учащиеся вступают в дискуссию, высказывают подозрения, приводят доводы.
Обсуждение с классом: кто и почему принял те или иные решения, какие термины были использованы, насколько обоснованны выводы.
Рефлексия: анализируются выводы, учащиеся отмечают, какие знания и навыки были полезны, как их можно применить в жизни.
Применение игры «Мафия» способствует: развитию терминологической грамотности (понятий: бюджет, выгода, кредит, долг, мошенничество и др.); развитию речи: построение логически выверенных утверждений, аргументация; принятию решений на основе фактов; формированию навыков безопасности в финансовой сфере; переходу от теории к практическому мышлению.
В учебной программе курса «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс заложены цели, направленные на развитие финансовой осведомлённости, осознанного потребления, критического отношения к рекламе и грамотного ведения личных расходов. Например:
-
2 класс: «Что такое деньги?», «Зачем копить?», «Где хранят деньги?»;
-
3 класс: «Что влияет на цену товара?», «Как спланировать расходы?»;
-
4 класс: «Финансовое мошенничество», «Цифровые деньги и безопасность».
Если во 2 классе учащиеся работают под руководством учителя, то к 4 классу они способны самостоятельно применять знания в игровой и жизненной ситуации. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия, при которых ребёнок будет мыслить, решать задачи, пробовать и делать выводы[1, с. 1].
Использование приёма «Мафия» подтверждает: обучение финансовой грамотности становится не только осмысленным, но и увлекательным. Учащиеся с интересом вовлекаются в процесс, легко запоминают термины, учатся анализировать и взаимодействовать с одноклассниками. Такой подход помогает вырастить не просто знающего ученика, а ответственного будущего гражданина, умеющего принимать финансово грамотные решения.
Целью данной статьи - определение эффективных методов формирования финансовой грамотности учащихся начальных классов на основе результатов опытно-экспериментальной работы по программе «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс в частной школе «International Future School» г.Астана.
В исследовании приняли участие 110 учащихся 3 классов в возрасте 8-9 лет, разделенных на две группы: экспериментальная группа – 66 чел, контрольная группа – 44 чел. Количественный состав групп в течение исследования не менялся. Для анализа финансовой грамотности учащихся были определены следующие критерии развития финансовой грамотности (табл. 1).
Таблица 1
Инструментарий оценки читательской грамотности учащихся
|
Критерии оценки финансовой грамотности учащихся |
Методы анализа и диагностические методики |
|
1. Понимание базовых финансовых понятий |
Индивидуальное задание: тест на знание терминов и ситуаций |
|
2. Навык аргументации при финансовом решении |
Ролевая игра «Мафия», участие в обсуждении, устная защита позиции |
|
3. Коммуникация и работа в команде |
Анализ кейсов, обсуждение ситуаций в мини-группах |
На этапе констатирующего эксперимента выявлено (сентябрь 2024), что уровень сформированности финансовой грамотности в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) находился на низком уровне (табл. 2).
Результаты первичной диагностики финансовой грамотности учащихся класса, 100 % (n 110)
|
Уровни |
Критерии |
|||||
|
Понимание базовых финансовых понятий |
Навык аргументации при финансовом решении |
Коммуникация и работа в команде |
||||
|
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
|
Высокий |
11 |
12 |
11 |
10 |
12 |
10 |
|
Средний |
30 |
33 |
31 |
5 |
30 |
30 |
|
Низкий |
59 |
55 |
58 |
85 |
68 |
70 |
Причиной этого является тот факт, что учащиеся пришли в новую школу с новым составом и с разным уровнем знаний, у них нет навыков финансовой грамотности.
На этапе контрольного эксперимента (апрель 2025 г.) диагностика уровня финансовой грамотности учащихся показала прогресс большинства учащихся (табл. 3).
Таблица 3
Данные контрольного этапа исследования, 100% (n 110)
|
Уровни |
Критерии |
|||||
|
Читательский интерес |
Аналитические умения |
Читательская самостоятельность |
||||
|
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
|
Высокий |
15 |
36 |
16 |
40 |
15 |
50 |
|
Средний |
42 |
49 |
41 |
25 |
43 |
10 |
|
Низкий |
43 |
42 |
44 |
35 |
42 |
40 |
Повышение показателей по всем критериям в экспериментальной группе связано с применением с использованием разнообразных методик и игровых технологий, включая элементы ролевого моделирования, интерактивных заданий и специально адаптированных деловых игр, таких как «Мафия». Финансовая грамотность формируется не только через теоретические знания, но и через личный опыт учащихся в игровых и жизненных ситуациях. Ролевые и деловые игры помогают неуверенным детям почувствовать себя значимыми, раскрыть лидерские качества, научиться аргументировать и принимать решения. Особое значение имеет и проектная деятельность: в 3 и 4 классах учащиеся разрабатывали мини-проекты по теме «Моя финансовая цель», «Семейный бюджет», «Финансовая безопасность», «Безопасность в интернете», «Ярмарка», «Аукцион». Совершенствование финансовой грамотности учащихся является, с одной стороны, результатом личностного и познавательного развития школьников, а с другой — следствием целенаправленной, системной работы педагогического коллектива International Future School. На данном этапе у детей формируется базовое финансовое мышление, понимание экономических понятий и осознанное отношение к деньгам. Они начинают осознавать, что за каждой покупкой и решением стоит выбор, а за выбором — ответственность.
Для формирования функциональной финансовой грамотности педагоги начальных классов используют разнообразные методики: элементы учебного проектирования, игровые технологии, визуальные и речевые практики. Важную роль играют деловые и ролевые игры, такие как адаптированная под содержание курса Business Study игра «Мафия», где учащиеся учатся различать честные и нечестные финансовые модели, действовать в команде и аргументировать свою позицию.
Учебное проектирование стало обязательной частью обучения в рамках курса Business Study. Каждому ученику предлагается выбрать тему, связанную с личными финансами, например: «Как накопить на мечту», «Как защититься от мошенников», «Карманные деньги и планирование расходов». Поиск информации и сбор материалов ученик осуществляет самостоятельно, без помощи родителей, используя образовательную среду и проверенные интернет-ресурсы.
В рамках опытно-экспериментальной работы была разработана и внедрена авторская программа «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс (автор — Сұлтан С.С.). На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой проводились интерактивные беседы, разбор ситуационных кейсов, мини-дискуссии, мозговые штурмы и игры по типу «Финансовое домино», «Бюджет семьи», «Финансовый маршрут», «Кто я?» [5, с. 40]; [6, с. 17].
Эффективными приёмами развития финансовой грамотности стали:
– «Игра Мафия» (адаптированная под тему финансовых рисков),
– «Корзина идей» (при обсуждении вопросов сбережений и трат),
– «ПОПС-формула» (для обоснования личного мнения по денежным решениям),
– викторины и ролевые игры,
– работа с карточками понятий и кейсами,
– финансовые квесты и мини-проекты.
Использование таких методов не только способствует глубокому усвоению ключевых понятий, но и помогает младшим школьникам осознанно применять полученные знания в повседневной жизни, повышает уверенность в себе и интерес к предмету.
Эта работа выполнялась без привлечения помощи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс — это не просто курс о деньгах, это инструмент развития мышления, самостоятельности и ответственности у учащихся. В условиях быстро меняющейся экономики и цифрового мира, такой подход становится не просто актуальным, а необходимым. Опыт реализации программы показал высокий интерес со стороны учащихся и родителей, а также повышение уровня вовлечённости в проектную и исследовательскую деятельность.
Финансовая грамотность — это про будущее. И оно начинается прямо сейчас — в начальной школе[7, с. 12].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Национальный банк Республики Казахстан. Финансовая грамотность: что это такое и зачем она нужна [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://www.nationalbank.kz
-
Министерство образования и науки Республики Казахстан. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Астана: МОН РК, 2022. – 48 с.
-
Государственный общеобязательный стандарт основного среднего образования / Приказ Министра просвещения РК от 16.09.2022 г. № 399. – Астана, 2022.
-
Гришина Т.М., Лавриненко Т.П. Финансовая грамотность младших школьников: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2021. – 112 с.
-
Орлова Н.А. Основы финансовой грамотности: методические рекомендации для учителей начальной школы. – СПб.: Питер, 2020. – 96 с.
-
Гущина И.А., Журавлева Н.В. Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2022. – №2. – С. 15–20.
-
Холодова О.Ю. Финансовая грамотность в школе: программы и технологии. – М.: Владос, 2021. – 160 с.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Сұлтан Саида Серікқызы
Город Астана,
Частная школа «International Future School»
Учитель начальных классов,магистр педагогических наук
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Аннотация: В статье рассматривается значимость формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы как основы развития функциональной грамотности и подготовки к реальной жизни. Представлен авторский опыт реализации внеурочной программы «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс, направленной на освоение школьниками базовых финансовых понятий, развитие умений планирования личного бюджета, формирования ответственного отношения к потреблению и понимания современных финансовых инструментов. Описаны цели, задачи, структура и ожидаемые результаты программы. Акцент сделан на практико-ориентированный и деятельностный подход, обеспечивающий постепенное погружение в экономическую культуру и подготовку учеников к принятию осознанных финансовых решений.
Ключевые слова: начальные классы, финансовая грамотность, предпринимательство, личный бюджет, программа, внеурочная деятельность.
В современном мире, где даже учащиеся начальных классов сталкиваются с понятием "деньги" с раннего возраста, крайне важно начинать формировать финансовую культуру уже в начальной школе. Умение обращаться с деньгами, понимать разницу между желаниями и потребностями, планировать бюджет — это навыки, которые можно и нужно развивать с самого детства[2, с. 15]; [4, с. 25].
В связи с этим в школе «International Future School» г. Астаны была разработана и внедрена авторская программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс, направленная на формирование у учащихся начальных классов основ финансовой грамотности. Программа охватывает учеников с 2 по 4 класс и реализуется в течение четырёх лет, обеспечивая поэтапное и последовательное формирование знаний, умений и личных установок, связанных с финансами.
Цель программы: создание прочной базы финансовой культуры у учеников, развитие навыков принятия ответственных решений в области личных финансов, формирование критического мышления и осознанного отношения к потреблению.
Основные задачи: ознакомить учащихся с базовыми финансовыми понятиями: деньгами, расходами, доходами, сбережениями; развить умения планировать личный и семейный бюджет;
научить анализировать повседневные финансовые ситуации, формировать осознанное отношение к рекламе, брендам, скидкам и акциям, ввести в понятие предпринимательства и этики потребления, ознакомить с современными финансовыми инструментами: банковскими картами, онлайн-банкингом, криптовалютой.
Методы и формы работы: в процессе реализации программы применяются игровые технологии, сюжетно-ролевые проекты, мозговые штурмы, сторителлинг, работа в парах и мини-группах, использование иллюстративного и цифрового материала. Учебные темы адаптированы под возрастные особенности учащихся.
Финансовая грамотность — это способность человека принимать обоснованные финансовые решения, управлять своими доходами и расходами, понимать ценность денег, осознавать риски и ориентироваться в современных финансовых реалиях. Она включает в себя такие навыки, как умение вести бюджет, различать потребности и желания, принимать разумные решения при покупках, оценивать последствия своих финансовых действий, а также понимать основы сбережений, инвестирования и цифровых платежей .
В рамках курса «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс, реализуемого в начальных классах частной школы International Future School, особое внимание уделяется формированию финансовой грамотности как части функционального образования. Для эффективного развития этих навыков в практику включаются игровые формы работы, способствующие погружению учащихся в реальные финансовые ситуации и развитию критического мышления. Одной из таких форм стала адаптированная ролевая игра «Мафия», используемая на уроках с обучающимися 2, 3 и 4 классов.
Игра применяется как приём на этапе осмысления и закрепления материала, а также как средство диагностики и формирования умений анализа и аргументации. В игровой ситуации моделируются роли участников финансовых отношений: честных предпринимателей, покупателей, финансовых мошенников, банковских работников, налоговых инспекторов и т.д. Учащиеся на основе изученного материала пытаются выявить, кто нарушает правила финансовой безопасности, выдвигают гипотезы, аргументируют свои суждения, анализируют поступки, применяют понятия на практике.
По своему содержанию игра «Мафия» объединяет в себе элементы таких известных приёмов, как «ролевая дискуссия», «анализ кейсов» и «мозговой штурм». Она включает как индивидуальную речь, так и групповую аргументацию, требует логического мышления, сотрудничества, принятия решений. Алгоритм работы с игрой «Мафия» на уроках финансовой грамотности:
В учебной программе начальных классов по финаносовой грамотности есть цели обучения на развитие финансовой грамотности, в которой уже со 2 класса и по 4 класс усложняются. Например : 2.1.2.1 Знакомится с историей появления монет и банкнот, 3.1.3.1 Учится записывать свои траты и доходы, 4.1.4.1 Разбирается в разнице между торговлей, производством и услугами. Подготовка: учащиеся читают тематический текст, знакомятся с ситуацией[3].
Индивидуальная работа: каждый получает карточку с ролью и продумывает поведение от имени своего персонажа (2–3 минуты).
Командная работа: учащиеся вступают в дискуссию, высказывают подозрения, приводят доводы.
Обсуждение с классом: кто и почему принял те или иные решения, какие термины были использованы, насколько обоснованны выводы.
Рефлексия: анализируются выводы, учащиеся отмечают, какие знания и навыки были полезны, как их можно применить в жизни.
Применение игры «Мафия» способствует: развитию терминологической грамотности (понятий: бюджет, выгода, кредит, долг, мошенничество и др.); развитию речи: построение логически выверенных утверждений, аргументация; принятию решений на основе фактов; формированию навыков безопасности в финансовой сфере; переходу от теории к практическому мышлению.
В учебной программе курса «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс заложены цели, направленные на развитие финансовой осведомлённости, осознанного потребления, критического отношения к рекламе и грамотного ведения личных расходов. Например:
-
2 класс: «Что такое деньги?», «Зачем копить?», «Где хранят деньги?»;
-
3 класс: «Что влияет на цену товара?», «Как спланировать расходы?»;
-
4 класс: «Финансовое мошенничество», «Цифровые деньги и безопасность».
Если во 2 классе учащиеся работают под руководством учителя, то к 4 классу они способны самостоятельно применять знания в игровой и жизненной ситуации. Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия, при которых ребёнок будет мыслить, решать задачи, пробовать и делать выводы[1, с. 1].
Использование приёма «Мафия» подтверждает: обучение финансовой грамотности становится не только осмысленным, но и увлекательным. Учащиеся с интересом вовлекаются в процесс, легко запоминают термины, учатся анализировать и взаимодействовать с одноклассниками. Такой подход помогает вырастить не просто знающего ученика, а ответственного будущего гражданина, умеющего принимать финансово грамотные решения.
Целью данной статьи - определение эффективных методов формирования финансовой грамотности учащихся начальных классов на основе результатов опытно-экспериментальной работы по программе «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс в частной школе «International Future School» г.Астана.
В исследовании приняли участие 110 учащихся 3 классов в возрасте 8-9 лет, разделенных на две группы: экспериментальная группа – 66 чел, контрольная группа – 44 чел. Количественный состав групп в течение исследования не менялся. Для анализа финансовой грамотности учащихся были определены следующие критерии развития финансовой грамотности (табл. 1).
Таблица 1
Инструментарий оценки читательской грамотности учащихся
|
Критерии оценки финансовой грамотности учащихся |
Методы анализа и диагностические методики |
|
1. Понимание базовых финансовых понятий |
Индивидуальное задание: тест на знание терминов и ситуаций |
|
2. Навык аргументации при финансовом решении |
Ролевая игра «Мафия», участие в обсуждении, устная защита позиции |
|
3. Коммуникация и работа в команде |
Анализ кейсов, обсуждение ситуаций в мини-группах |
На этапе констатирующего эксперимента выявлено (сентябрь 2024), что уровень сформированности финансовой грамотности в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) находился на низком уровне (табл. 2).
Результаты первичной диагностики финансовой грамотности учащихся класса, 100 % (n 110)
|
Уровни |
Критерии |
|||||
|
Понимание базовых финансовых понятий |
Навык аргументации при финансовом решении |
Коммуникация и работа в команде |
||||
|
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
|
Высокий |
11 |
12 |
11 |
10 |
12 |
10 |
|
Средний |
30 |
33 |
31 |
5 |
30 |
30 |
|
Низкий |
59 |
55 |
58 |
85 |
68 |
70 |
Причиной этого является тот факт, что учащиеся пришли в новую школу с новым составом и с разным уровнем знаний, у них нет навыков финансовой грамотности.
На этапе контрольного эксперимента (апрель 2025 г.) диагностика уровня финансовой грамотности учащихся показала прогресс большинства учащихся (табл. 3).
Таблица 3
Данные контрольного этапа исследования, 100% (n 110)
|
Уровни |
Критерии |
|||||
|
Читательский интерес |
Аналитические умения |
Читательская самостоятельность |
||||
|
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
|
Высокий |
15 |
36 |
16 |
40 |
15 |
50 |
|
Средний |
42 |
49 |
41 |
25 |
43 |
10 |
|
Низкий |
43 |
42 |
44 |
35 |
42 |
40 |
Повышение показателей по всем критериям в экспериментальной группе связано с применением с использованием разнообразных методик и игровых технологий, включая элементы ролевого моделирования, интерактивных заданий и специально адаптированных деловых игр, таких как «Мафия». Финансовая грамотность формируется не только через теоретические знания, но и через личный опыт учащихся в игровых и жизненных ситуациях. Ролевые и деловые игры помогают неуверенным детям почувствовать себя значимыми, раскрыть лидерские качества, научиться аргументировать и принимать решения. Особое значение имеет и проектная деятельность: в 3 и 4 классах учащиеся разрабатывали мини-проекты по теме «Моя финансовая цель», «Семейный бюджет», «Финансовая безопасность», «Безопасность в интернете», «Ярмарка», «Аукцион». Совершенствование финансовой грамотности учащихся является, с одной стороны, результатом личностного и познавательного развития школьников, а с другой — следствием целенаправленной, системной работы педагогического коллектива International Future School. На данном этапе у детей формируется базовое финансовое мышление, понимание экономических понятий и осознанное отношение к деньгам. Они начинают осознавать, что за каждой покупкой и решением стоит выбор, а за выбором — ответственность.
Для формирования функциональной финансовой грамотности педагоги начальных классов используют разнообразные методики: элементы учебного проектирования, игровые технологии, визуальные и речевые практики. Важную роль играют деловые и ролевые игры, такие как адаптированная под содержание курса Business Study игра «Мафия», где учащиеся учатся различать честные и нечестные финансовые модели, действовать в команде и аргументировать свою позицию.
Учебное проектирование стало обязательной частью обучения в рамках курса Business Study. Каждому ученику предлагается выбрать тему, связанную с личными финансами, например: «Как накопить на мечту», «Как защититься от мошенников», «Карманные деньги и планирование расходов». Поиск информации и сбор материалов ученик осуществляет самостоятельно, без помощи родителей, используя образовательную среду и проверенные интернет-ресурсы.
В рамках опытно-экспериментальной работы была разработана и внедрена авторская программа «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс (автор — Сұлтан С.С.). На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой проводились интерактивные беседы, разбор ситуационных кейсов, мини-дискуссии, мозговые штурмы и игры по типу «Финансовое домино», «Бюджет семьи», «Финансовый маршрут», «Кто я?» [5, с. 40]; [6, с. 17].
Эффективными приёмами развития финансовой грамотности стали:
– «Игра Мафия» (адаптированная под тему финансовых рисков),
– «Корзина идей» (при обсуждении вопросов сбережений и трат),
– «ПОПС-формула» (для обоснования личного мнения по денежным решениям),
– викторины и ролевые игры,
– работа с карточками понятий и кейсами,
– финансовые квесты и мини-проекты.
Использование таких методов не только способствует глубокому усвоению ключевых понятий, но и помогает младшим школьникам осознанно применять полученные знания в повседневной жизни, повышает уверенность в себе и интерес к предмету.
Эта работа выполнялась без привлечения помощи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа «Финансовая грамотность в начальной школе» 2-4 класс — это не просто курс о деньгах, это инструмент развития мышления, самостоятельности и ответственности у учащихся. В условиях быстро меняющейся экономики и цифрового мира, такой подход становится не просто актуальным, а необходимым. Опыт реализации программы показал высокий интерес со стороны учащихся и родителей, а также повышение уровня вовлечённости в проектную и исследовательскую деятельность.
Финансовая грамотность — это про будущее. И оно начинается прямо сейчас — в начальной школе[7, с. 12].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Национальный банк Республики Казахстан. Финансовая грамотность: что это такое и зачем она нужна [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://www.nationalbank.kz
-
Министерство образования и науки Республики Казахстан. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Астана: МОН РК, 2022. – 48 с.
-
Государственный общеобязательный стандарт основного среднего образования / Приказ Министра просвещения РК от 16.09.2022 г. № 399. – Астана, 2022.
-
Гришина Т.М., Лавриненко Т.П. Финансовая грамотность младших школьников: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2021. – 112 с.
-
Орлова Н.А. Основы финансовой грамотности: методические рекомендации для учителей начальной школы. – СПб.: Питер, 2020. – 96 с.
-
Гущина И.А., Журавлева Н.В. Формирование финансовой грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2022. – №2. – С. 15–20.
-
Холодова О.Ю. Финансовая грамотность в школе: программы и технологии. – М.: Владос, 2021. – 160 с.
шағым қалдыра аласыз













