
Формирование функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания
Баймағамбетов Ерлан Русланұлы
Учитель истории и обществознания СОШ им. Х. Доспановой
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных
с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку
эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней
понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия
грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов
и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность
представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий
нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя
основополагающими сферами общества.
Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения,
перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося
с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально
развить его духовно – нравственный мир.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает
построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
• Коммуникативная
• Информационная
• Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они
предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение
осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять
организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных
ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных
учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины

гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание
1
.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из
нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют
временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте
территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному
аппарату, анализируют роль личности в истории.
2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от
простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса
(история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем
циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются
интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие
задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как
ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной
мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе
непрерывно
3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных
дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение
четко выразить свою мысль)
4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет
найти нужную информацию в источниках
5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания,
необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых
исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему
личностно - значимой деятельности;
1
Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся
формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более
распространенное применение в курсе обществознания.

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во
внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и
литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества,
уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать
жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества,
приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом,
группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые
разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и
обществознания:
• пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся
возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на
себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет
«очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем
самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых
ценностей;
• познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки
сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной
точкой зрения в дискуссиях;
• исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей
коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность
учащихся;
• изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что
позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме,
опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю
свою историю;
• чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от
однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к
текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический
выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя
в круг тех, кто эти роли оценивает.
• исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических
опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах

с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы,
обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими
нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не
забывали).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают
широчайшими возможностями для использования их в целях формирования
функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание
учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить
школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с
сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно
адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне
достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные
воздействовать на личность с разных сторон.