Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Формирование функциональной грамотности на уроках истории
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Формирование функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания
Баймағамбетов Ерлан Русланұлы
Учитель истории и обществознания СОШ им. Х. Доспановой
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных
с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку
эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней
понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия
грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов
и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность
представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий
нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя
основополагающими сферами общества.
Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения,
перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося
с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально
развить его духовно – нравственный мир.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает
построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
• Коммуникативная
• Информационная
• Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они
предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение
осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять
организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных
ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных
учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины
гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание
1
.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из
нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют
временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте
территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному
аппарату, анализируют роль личности в истории.
2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от
простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса
(история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем
циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются
интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие
задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как
ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной
мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе
непрерывно
3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных
дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение
четко выразить свою мысль)
4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет
найти нужную информацию в источниках
5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания,
необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых
исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему
личностно - значимой деятельности;
1
Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся
формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более
распространенное применение в курсе обществознания.
II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во
внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и
литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества,
уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать
жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества,
приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом,
группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые
разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и
обществознания:
• пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся
возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на
себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет
«очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем
самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых
ценностей;
• познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки
сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной
точкой зрения в дискуссиях;
• исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей
коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность
учащихся;
• изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что
позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме,
опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю
свою историю;
• чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от
однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к
текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический
выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя
в круг тех, кто эти роли оценивает.
• исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических
опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах
с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы,
обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими
нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не
забывали).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают
широчайшими возможностями для использования их в целях формирования
функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание
учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить
школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с
сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно
адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне
достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные
воздействовать на личность с разных сторон.