Молдабаева Д.Ж
КГКП «Ясли-сад «Айголек»
отдела образования Осакаровского района
управления образования Карагандинской области
«Формирование
лексико-грамматических средств языка через песочную терапию»
:занятие по развитию речи
Задачи занятия для детей с диагнозом «ЗПР, ОНР,
Общее недоразвитие речи(1,2-й уровень)»:
Активизировать и закреплять словарь по темам
«Игрушки», «Животные»;
Расширять словарь существительных и
прилагательных;
Развивать артикуляционную моторику, длительный
плавный выдох, мышление, внимание, зрительную память, моторику рук,
закрепить умение называть цвет предмета, форму.
Оборудование: индивидуальное зеркало, игрушки
(кукла, собака, кошка, зайка, большие и маленькие кубики),
предметные картинки с изображением детей, ноутбук с видео роликом,
песок, тарелочки, салфетки.
Ход занятия В
начале занятия проводятся упражнения у зеркала: «Часики», «Горка»
(с чередованием); «Качели», «Дудочка». Затем организуем дыхательные
упражнения и начинаем с задания «Дышу и пою». Психолог предлагает
ребёнку спеть вместе с ним песенку игрушек. Педагог объясняет, что
вдох нужно делать носом (показывает, как нужно вдыхать), а
выдох-ртом. Песенка поётся на выдохе (не плавно, высоко): ТУ-ТУ-ТУ-
поезд; БИ-БИ-БИ- машина; У-У-У- самолёт; БО-БО-БО- мишка; И-И-И-
зайка.
Психолог: К нам на занятие пришла кукла Даша.
Посмотри, какая она красивая. А что на ней надето? Даша принесла с
собой игрушки: зайка, собаку, кошку. Назови, кто это. Покажи, где
маленькая собачка. А где большая собака?
Далее проводится игра «Кто как голос подаёт?»,
после которой выполняется задание «Внимательные глазки». Психолог:
Внимательно посмотри на игрушки и назови каждую. А теперь закрой
глазки, игрушки будут от тебя прятаться, а ты будешь отгадывать.
Кого нет? (Нет собаки).
Покажи, где собака. Куда спряталась собака? Куда
спряталась собачка? Где маленькая собачка? Где большая собака?
Покажи, где собака, а где собачка.
Следующее задание, предложенное ребёнку,- «Кому
что?». Психолог: У куклы Даши есть друзья. Это Таня, Сабина,
Абдикарим. Давай подарим детям игрушки. Что мы подарим Тане (Бусы).
Сабине (Мяч). Абдикариму (Ведро). А где наша собачка? Давай поищим.
Может быть она спряталась в песке? Найди собачку.
Ребёнок начинает работать с песком: он
здоровается с песком, определяет , какой он (мокрый-сухой,
холодный-тёплый), а затем на песке осуществляется пальчиковая
гимнастика. Психолог: Положи на ладони песок. Какой песок на ощупь?
Погладим песок, разровняем песочек. Движения влево- вправо,
вверх-вниз. Поищи, что там в песке (Собака). Где у собаки ушки,
глазки, носик? Поищи, что там ещё? (Бусинки: красная, жёлтая,
зелёная и синяя). Ой, собака порвала нитку с бусами. Давай найдём
все бусинки. Положи красную бусинку на красную тарелочку, синюю на
синюю тарелочку, зелёную на зелёную, жёлтую на жёлтую. Выложи
бусинки в установленной последовательности.
Далее ребёнок участвует в игре «Какой бусинки не
стало?». Психолог: Давай нарисуем круг на песке, а теперь маленький
кружок. Выложи по линии бусинки. (Психолог рисует квадрат). Какая
фигура получилась? (Квадрат). Нарисуй треугольник. (Ребёнок
выполняет задание). Кукла Даша играла и рассыпала бусы, давай
соберём бусы и подарим кукле. Надень кукле бусы. (Ребёнок следует
указаниям психолога).
Психолог: Мне очень понравилось, как вы работали
на занятии. Молодцы!
В
заключение занятия подводится его итоги и оценивается учебная
деятельность ребёнка.