Материалдар / Формирование орфографической зоркости в классах КРО
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Формирование орфографической зоркости в классах КРО

Материал туралы қысқаша түсінік
Одним из условий, которое определяет эффективность обучения младших школьников русскому языку, является необходимость осуществления в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, фонетикой, графикой, грамматикой и орфографией.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Формирование орфографической зоркости в классах КРО

Шахмухамедова Шолпан Болатбековна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «ОШ№13»

Западно- Казахстанская область г.Уралдьск


Язык - важнейшее средство общения между людьми. Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов. Родной язык становится для него "величайшим народным наставником, удивительным педагогом " (К.Д.Ушинский)


Одним из условий, которое определяет эффективность обучения младших школьников русскому языку, является необходимость осуществления в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, фонетикой, графикой, грамматикой и орфографией. Ведь все эти стороны языка находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Предполагается, что учащиеся, освоив комплекс знаний из разных разделов науки о языке, получат определенный круг знаний, умений, навыков, которые будут усвоены ими вполне осмысленно, прочно, чтобы не было нужды заново изучать это в дальнейшем.

Опыт работы в школе показывает, что в последние годы увеличился количественный состав обучающихся с различными отклонениями в развитии (обучающиеся с особыми образовательными нуждами) Основные трудности, которые возникают в работе с этой категорией детей можно сформулировать следующим образом:

1) стойкие нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью языковых средств;

2) низкая концентрация внимания;

3) ограниченный словарный запас;

4) низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация)

5) особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание."

Вышеперечисленные проблемы детей накладывают большой отпечаток на овладение ими грамотой, а позже и правописанием. Трудно учителю добиться формирования у названной категории обучающихся орфографического навыка, при котором пишущий не думает о том какие буквы надо писать в том или другом слове, он делает это без особого напряжения сознания. Поэтому отработка навыка орфографической зоркости является для учителя начальных классов основополагающей задачей. Для наиболее успешной реализации поставленной проблемы необходимо знать о возможных психологических причинах, обуславливающих недоразвитость орфографической зоркости. Исходя из многолетнего опыта работы, на основе анализа диагностического материала по искомой проблеме возможными причинами недоразвитости орфографической зоркости могут быть следующие:

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха;

  2. Низкий уровень объёма и распределения внимания;

  3. Низкий уровень развития кратковременной памяти;

  4. Низкий уровень развития произвольности

и как результат – несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

Для преодоления причин, приведших к недоразвитию орфографической зоркости, существует ряд психодиагностических методик

В пропедевтический период работы с названной группой обучающихся нарабатывается своеобразный фундамент, основанный на развитии, преодолении пробелов и недостатков в работе высших психических функций, необходимых для формирования грамотности. В дальнейшей работе мы используем навыки, полученные за данный период, интегрируя их с конкретным программным материалом по русскому языку.

Синтезируя различные методики по данной проблеме (К.А.Москаленко, И.Т.Федоренко, Н.П.Локаловой…) и анализируя собственный опыт работы с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, именно у этой группы обучающихся наиболее ярко проявляются все вышеперечисленные проблемы, (в дальнейшем КРО), в нашей методической копилке появилась своя адаптированная методика, элементы которой мы предлагаем вашему вниманию.

На уроках русского языка работа над словом строится следующим образом:

1) поиск “ошибкоопасных” мест в слове;

2) анализ исследуемого слова: фонетический, морфологический, морфемный, этимологический;

3) классификация орфограммы;

4) запись нужной буквы.

Систематическая работа в этом направлении ведет к тому, что уже не учитель (как на первых порах), а сами дети находят “ошибкоопасные” места в слове, то есть ставят перед собой проблему и пытаются решить ее. Учитывая особенности внимания, восприятия, памяти детей данной категории основными помощниками, после учителя, становятся опоры, схемы, таблицы, которые помогают ребенку в трудной "орфографической" ситуации выстроить алгоритм рассуждений, Иначе говоря, основной упор делается на работу зрительного анализатора. Наглядный материал представлен рядом речевых таблиц, которые призваны облегчить осмысленное запоминание и выстроить цепочку логических рассуждений.

В период изучения темы “Состав слова” решаются задачи, имеющие большое значение в дальнейшем успешном усвоении учащимися грамматических заданий и орфографических навыков. Главная из задач - довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа, который определяет правильное написание большинства слов русского языка. Сущность принципа заключается в том, что графическое воспроизведение речи исходит из морфологического состава слова. На письме фиксируются морфемы, составляющие слово, при этом графический образ морфем остается единым в различных фонетических условиях. В рамках изучения этой темы используется соответствующая таблица.

Следующая таблица “Правописание безударной гласной” Назначение данного пособия дать понятие о том, что написание безударной гласной напрямую зависит от того, в какой части слова она находится. Работу начинаю с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и непроверяемой ударением. Затем детям предлагаются варианты наиболее распространённых написаний гласной в приставке, суффиксе, окончании собое внимание обращаю на написание гласных букв в окончании. В рамках этой темы существует своя мини-таблица.

Особенности внимания и памяти детей в классах КРО не всегда позволяют в полной мере усвоить написание безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением (словарные слова.) Используются различные приемы, повышающие процент запоминания:

]. Ребусы:

од (народ)

  р

2. Изографы.

3. Загадки, пословицы , поговорки: “Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова”

4. "Уярчеиие" орфограммы: дев чка.

5. Обращение к этимологии слова.

Используются различные приемы записи словарных слов:

  • но темам,

  • по однородным орфограммам...

  • игры и творческие задания.

Следующая таблица помогает учащимся освоить “Правописание парных согласных”. Она знакомит с основными способами

В чём мы видим положительные моменты в работе с таблицами:

  1. Различные условные обозначения: стрелки, подчеркивания, цветовое разграничение, рисунки – всё это требует определённой мыслительной деятельности;

  2. Компактное расположение материала (в столбик) позволяет построить работу над орфограммой по этапам,

  3. Наличие наиболее употребляемых морфем в таблицах служит материалом для грамматического конструирования, следовательно, способствует обогащению словаря, развитию речи учащихся, тем самым создает дополнительные возможности для формирования орфографических навыков.

С первого класса практикуем методический приём “комментированного письма”, предложенный педагогом и учёным К.А.Москаленко. “Комментированное письмо – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса” (К.А.Москаленко) Оно заключается в следующем:

-учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

-один из учеников, вначале это лучший по успеваемости, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет

- затем он же комментирует (объясняет правописание ) слово (второе предупреждение)

-ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои записи в области грамматики;

-если комментирующий ученик затрудняется, ему помогает другой учащийся.

Такой вид деятельности позволяет уже на ранних этапах закладывать своеобразный фундамент предупреждения ошибок, а в конечном итоге - грамотного письма. Это благотворно сказывается на внутреннем состоянии ребёнка. Создание ситуации успеха способствует продвижению ребёнка в личностном развитии Кроме того, комментированное письмо помогает реализовать процесс повторения пройденного материала, что способствует переходу изучаемого материала из кратковременной памяти в долговременную. Реализуется основной метод при обучении русскому языку – предупреждение ошибок, в конечном итоге к формированию орфографической зоркости.

Осуществление вышеуказанной работы с детьми было бы невозможно, если параллельно не проводилась бы работа по обогащению активного словаря учащихся. С этой целью составляются и проводятся литературные викторины, смысловая нагрузка которых заключается в обогащении активного словаря и накоплении теоретических знаний.

Программное содержание одних отражает содержание учебника “Родная речь” и используется на уроках обобщения и закрепления. Предложенные задания выстраиваются по уровням сложности. Одни – требуют поработать с текстом (найти нужный отрывок), другие – определить смысл произведения, задумку автора. Например, после изучения темы "Былины" детям предлагаются следующие задания:

1. В рубрике “Историко-литературный комментарий” - дай толкование слов.

2. В рубрике “Знание текста”- назови героя произведения по данной характеристике.

После изучения раздела “Я и мои друзья” кроме уже названных предлагаются задания:

1. С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы:

Нет лучше дружка, чем родная матушка” -

Вежливости открываются все двери” -

Красив тот, кто красиво поступает” -

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить” -

Одна ложка дёгтя портит бочку мёда” -

2. Найди продолжение к каждой пословице.

Нет друга - ищи,

коли делать нечего

При солнышке тепло,

своей тени боится

Скучен день до вечера,  

а нашёл - береги

Трус

при матушке добро

3. Как ты понимаешь выражения:

Не разлей водой” -

Дрожать, как осиновый лист” -

Кататься как сыр в масле” -

Очень часто материал для викторины берётся из литературы для внеклассной деятельности.

Используются в работе и тестовые задания по теме “Лексика”

  1. Закончи предложения: Этот камень мокрый, а тот …

  2. Подчеркни нужное слово: Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.

  3. В скобках найди синонимы к слову ХОРОШИЙ (отличный, прекрасный, плохой, чистый)

Хотя государственным стандартом не предусмотрена работа с тестами в классах КРО, мы предлагаем её ребятам в качестве знакомства с данным видом деятельности, корректируя предлагаемый материал и составляя его с учетом того, что:

1. Объем и уровень сложности теста ниже стандартного;

2. Тестовые задания охватывают материал, пройденный за несколько последних уроков.

Чтобы упрочить полученные детьми знания, научить их решать грамматические задачи в органической связи с орфографическими в действие вводится работа с “Орфографической тетрадью.” Цель ее - тренинг дома. Форма работы - серии заданий с различной орфографической задачей (правописание безударных окончаний прилагательных, существительных...) Объём – 10-11 слов, словосочетаний.

В чем мы видим положительные моменты в работе с тетрадью:

1. Осуществление обратной связи;

2. Закрепление пройденного материала;

3. Накопляемость отметок;

4. Взаимосвязь с родителями.

Мы рассмотрели аспекты фронтальной работы. Но, говоря о детях с особыми образовательными нуждами, на первое место выходит индивидуальная работа с каждым учеником . Для достижения поставленной цели учителем ведётся курс индивидуальных коррекционных занятий, содержание которых основывается на методике "Зрительных диктантов" .

Учитывая характерные особенности детей в классах КРО, методика зрительных диктантов была скорректирована с учетом поставленных задач:

1. Развитие оперативной памяти;

2. Расширение словарного запаса;

3. Развитие орфографической зоркости;

4. Развитие речи, внимания, мышления;

Работу начинается с “жужжащего чтения” всего набора. Затем следует лексико-орфографическая работа над набором, которая предусматривает классификацию орфограмм, пунктограмм, объяснение лексического значения непонятных слов, подбор синонимов, антонимов, выбор предложений на выбранную тему, работа по развитию речи.

Например:

Набор № 8”

1. “Жужжащее” чтение всего набора.

Идёт дождик.

У Таира чистая тетрадь.

Мы любим наш город Уральск

Помогай своему товарищу.

Береги учебные вещи.

Дежурный чисто моет доску.

2. Лексико-орфографические упражнения:

а) чистая тетрадь, товарищ - подбери синонимы.

б) беседа по содержанию предложения о родном городе: “Что знаете об историческом прошлом города?”, “Чем можно гордиться?” (Предлагается серия открыток).

3) Классификация орфограмм:

а) безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением:

береги, тетрадь, своему, дежурный…

б) правописание парных согласных:

город, тетрадь.

4) Беседа по содержанию предложения № 3 “Почему нужно беречь учебные вещи?”

5) Разгадывание загадок из кроссворда на тему “Учебные вещи”

Вся эта работа подготавливает учащихся к записи текста по памяти, чем они и занимаются следующие 15-20 минут. Последний этап работы – проверка по образцу, самооценка.

Параллельно с работой учителя на индивидуальных коррекционных занятиях логопеда проводится работа, способствующая выработке орфографической зоркости и закреплению полученного результата на уровне формирования и развития речевых и неречевых функций..

Конечно, орфографически-грамотное письмо даётся детям в классах КРО очень трудно, и не всегда после проведённой работы можно увидеть результат. И всё-таки мы считаем, что положительная динамика есть – дети работают с интересом, учатся анализировать, рассуждать. Главное для учителя в этой ситуации – найти приёмы, способы, способствующие формированию положительной мотивационной сферы обучения. Успех в труде – основа взаимопонимания между учителем и учащимся. Необходимо, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиься, чтобы он испытывал удовольствие от самого процесса учения..



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!