Реферат:
«Формирование познавательного интереса и
творческой активности на уроках художественного
труда».
КГУ Общеобразовательная школа имени И.М.
Астафьева.
Преподаватель художественного труда: Мукашева
Н.А.
В современных условиях развития Республики
Казахстан уделяется большое внимание к становлению личности с
высокоразвитыми способностями, одаренной творчески. Приоритетной
задачей уроков художественного труда является воспитание и развитие
творческой личности. «Воспитание должно развить в человеке привычку
и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя
любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать
свое призвание.
Традиционные формы проведения занятий, где
учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ,
объяснение нового материала – уходят в прошлое. На смену
традиционным урокам – приходят уроки нетрадиционного формата: уроки
– экскурсии, уроки – путешествия, уроки – музея и многие другие. На
таких уроках ребятам не скучно и их активность достигается за счет
введения учителем в содержание материала различного рода
противоречий, может быть даже преднамеренных ошибок. Приемов
проблемного обучения: выдвижение и последующее обоснование
предложений, постановка проблемных вопросов, организация
дискуссионного рассмотрения нового материала и
другие.
Образовательная область предмета «Художественный
труд» способствует развитию у учащихся функциональной
технологической грамотности, обще трудовых знаний и умений, формирует такие важные качества
личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду,
бережливость, упорство в достижении поставленной цели,
предприимчивость, творческий подход к принятию решений, а так же,
что является немаловажным – подготовки к приобретению
профессии.
Уроки по художественному труду, как и по любому
другому предмету, представляет собой законченный, целостный,
ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного
процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является
звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные
задачи, которые определяются программой «право свободного развития
каждой личности».
Раньше считалось, что творческие способности
имеют только лишь не многие. Но сейчас можно поспорить с этим
выражением. Практически все дети – способны придумывать,
фантазировать, творить! Развивать творческое воображение учащихся,
воспитывать ответственность за начатое дело и доведение его до
конца – является делом каждого преподавателя художественного
труда.
На своих уроках я использую образовательные
технологии, педагогические методы:
1.неигровые методы (имитационные
упражнения);
2.обучающие игры;
3.проектные методы обучения;
4. творческие упражнения;
5.уроки с элементами
интеграции;
Исходя из этого, можно сформулировать конкретные
задачи изучения художественного труда на каждой школьной
ступени.
В начальной школе образовательная область
предметов, теперь уже «изобразительного искусства» и «трудового
обучения» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки
к творчеству, развитие чувства удовольствия от процесса участия в
нем и удовлетворения его результатами, ознакомление с материалами и
ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков
ручной работы. Также прививаются учащимся навыки аккуратности,
бережливости, трудолюбия. Результатом обучения должны стать общая
положительная установка на творчество, элементарные трудовые навыки
и навыки работы с художественными материалами.
Далее в среднем школьном звене учащиеся имеют
возможность научиться работать с различными материалами, как
фанера, дерево, ткань, фольга, природные материалы, фетр,
кожзаменитель, атласные ленты, а так же многие другие подручные
материалы. При обработки таких материалов, учащиеся учатся не
только создавать простые изделия, но учатся их обрабатывать,
используя различные инструменты. Учащиеся на уроках
учатся:
1.Экономно расходовать различные
материалы;
2.Создавать простые несложные поделки или
изделия;
3.Презентовать свою работу
аудитории;
Сейчас очень остро стоит вопрос о профориентации.
Именно в процессе обучения учащиеся знакомятся с отраслями
народного хозяйства, видами труда, с профессиями, научить
использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты,
вовлечь в общественно полезный труд, который является необходимым
условием воспитания и становления гражданина и труженика. Все
знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального
выбора школьниками своей будущей профессии.
Вывод: Формирование познавательного интереса и
творческой активности на уроках художественного труда
ведет к повышению мастерства учащихся, и все это
составляет неоценимый теоритический и практический багаж, который в
последствие перейдет в самостоятельную трудовую
жизнь.