Формы и стратегии групповой
работы
-
МЕТАПЛАН
Метод позволяет собрать идеи, структурировать
мысли и искать решения.
Подготовка и проведение:
На специальных карточках участники высказываются
по заданной теме. Затем учитель собирает все карточки, перемешивает
их и только потом зачитывает. Это очень важный момент, т.к.
позволяет добиться отсутствия идентификации карточки (а по сути,
определенной проблемы) с конкретным человеком.
Затем все карточки прикрепляются к ватману
скотчем, учитывая их тематическую близость. В результате все
высказывания группируются в определенные блоки, которые в
дальнейшем подвергаются анализу.
Следующим шагом в работе с данным методом может
стать поиск решений, поставленных и уже структурированных на первом
этапе, проблем. Члены группы получают одинаковые взносы - клеящиеся
точки, с помощью которых они выбирают проблему, над которой им
хотелось бы поработать и, таким образом, формируется группы для
поиска возможных вариантов ее решения.
-
МОЗАИКА
Метод позволяет обеспечить кооперативность
групповых усилий в работе с текстом.
Этапы проведения:
-
Участники случайно объединяются в группы по 4-5
человек для работы над материалом статьи. Текст поделен на части по
количеству участников в группе (4-5) , причем, каждая из них имела
свою, определенную смысловую самостоятельность. Соответственно,
каждый в группе получил совой отрывок статьи, работал с ним и
становился экспертом в его содержании.
-
Затем члены разных групп, которые изучали одно и
тоже содержание, встречаются в новых группах – «группах экспертов»
- для обсуждения своей части. Экспертам необходимо сделать
доступным содержание своего текста для других участников своих
первоначальных групп, где таким содержанием никто не
владеет.
-
После этого участники возвращаются в свои
первоначальные группы и обучают коллег по группе своему
«предмету».
-
МЕТОД «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ГРУППЫ: ТРИ ПО ПЯТЬ, ПЯТЬ ПО
ТРИ»
Метод позволяет создать условия для открытого
мышления, т.е. способности воспринимать разные позиции по одной и
той же проблеме.
Этапы проведения:
* случайным образом участники делятся на 3
группы, по 5 человек в каждой
* все группы на протяжении 15—20 минут обсуждают
некую проблему. При этом важно, чтобы каждый участник в группе,
принимая наработки всей группы, относился к ним, как к своим
собственным.
* после того как группы закончили работу, и
каждый участник группы стал носителем группового знания, участники
объединяются в новые группы по 3 человека. Объединение
осуществляется по принципу «один участник от каждой группы»: из
трех групп по пять человек теперь получилось 5 групп по 3
человека.
* для осуществления процедуры формирования новых
групп, в прежних группах каждому из пяти участников необходимо
присвоить порядковый номер: 1,2,3,4.5. таким образом, оказалось три
первых номера, три вторых и т.д.
* происходит сложная работа по дополнению знания
каждого участника группы знаниями участников других
групп
-
ПРОДОЛЖИ
Основана на выполнении заданий разного рода
группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным
предметам(например, при написании сочинения, на уроке познания
мира, естествознания при составлении рассказа о каком-нибудь
животном, явлении, на истории при составлении обзора исторических
событий)
-
ОХОТА ЗА СОКРОВИЩАМИ
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут
требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы , используя ресурсы
интернета, дополнительную литературу, учебник.
Можно попросить детей составить вопросы
самим.
-
СНЕЖНЫЙ КОМ
Работа в группе, которая начинается с решения
индивидуального задания. Все уч-ся получают аналогичные задания и
самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах дети
предлагают свои способы решения данного задания, из которых
выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа
продолжается в группе из 4 человек, где снова происходит обсуждение
решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все уч-ся попадают в одну группу.
На этом последнем этапе уже не происходит обсуждение решений,
группы делают доклады о своей работе.
-
ПАЗЛЫ
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы
каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы
получают список необходимых источников или учебные материалы, с
помощью которых они изучают основы предложенной части
темы.
После изучения материала или выполнения задания
группы переформируются так, чтобы в каждую группу попали по 1
человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым
коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе
предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключении
работы делают выводы.
-
ПРИЕМ «ЗИГЗАГ»
Уч-ся организуются в группы по 4-5 человек для
работы над учебным материалом, который разбит на
фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но
состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией
как эксперты по данному вопросу. Это называется - «встреча
экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают
всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою
очередь, докладывают о своей части задания
-
ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ»
Позволяет выяснить, что знают ученики по
обсуждаемой теме. На доске можно нарисовать корзину. Сначала
задается вопрос о том, что известно ученикам по данной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради то, что
знает. (1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или
группах. Ученики делятся друг с другом знаниями. (3 минуты).
Выясняют, в чем мнения сошлись и какие есть разногласия. Далее
каждая группа по кругу называет какое-то сведение или факт, не
повторяя сказанного ранее. Все сведения тезисами записываются в
«корзине идей».
-
ИНСЕРТ.
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных
знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на
полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать
следует отдельные абзацы или предложения.
Пометки:
^ - (галочка) – отмечается информация, которая
уже известна ученику. При этом источник информации и степень
достоверности не имеет значения.
+ - (плюс) – отмечается новое знание, новая
информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он
впервые встречается с прочитанным текстом.
- (минус) – отмечается то, что идет вразрез с
имеющимися знаниями ученика. О чем он думал
иначе.
? (вопрос) – отмечается то, что осталось
непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание
узнать подробнее.
-
ПРОДОЛЖИ.
Каждая группа должна составить связный текст на
заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник
составляет одно предложение.
-
СВОЯ ОПОРА.
Группа составляет опорный конспект урока или темы
на листе ватмана. Проходит презентация схем-опор. Лучшая опора
размещается в качестве стенда в классе или записывается в
тетрадь-конспект.
-
ВОДОВОРОТ.
Используется при закреплении материала. Каждая
группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые,
передают на проверку другой группе. Группа, получив карточку с
заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и ставит
оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми
выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для
каждой карточки. Выставляются оценки группам.
-
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ.
Заполняется таблица
-
Что
мне известно по данной теме?
|
Что
нового я узнал?
|
|
|
|
|
-
ИГРА – СТАРТЕР «СОСТАВЬ
ИСТОРИЮ»
Учитель выставляет на экран сюжетные картинки
разные по содержанию. Например:
1. Берег реки
2. Девочка рисует в альбоме
3. Лодки у причала
4. Мальчик с глобусом
5. Велосипед на поляне
6. Дети играют.
Дается задание по группам: составить связный
рассказ- историю, используя все картинки.
-
ИГРА – СТАРТЕР «ВИЗУАЛЬНЫЙ
СИГНАЛ»
На экране демонстрируется слайд с иллюстрацией.
Например: самолет в облаках. Один ученик смотрит на слайд, второй –
поворачивается к иллюстрации спиной. Тот, кто смотрит на слайд,
пытается без конкретных указаний на предмет пояснить напарнику, что
изображено на слайде. А второй участник отгадывает, что изображено
на иллюстрации.
-
ИГРА – СТАРТЕР «СЛОВА - ДРУЗЬЯ»
Класс делится на группы. Каждая группа записывает
на листе бумаге 4 любых слова. Группы меняются друг с другом
листами, на которых записаны эти 4 слова. Теперь каждая группа
дописывает 4 предложения с этими словами. Снова листы передаются в
другие группы. Следующая группа пишет 4 вопроса к этим
предложениям. После последнего обмена листами группы отвечают на
поставленные вопросы.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО С
КНИГОЙ»
При изучении какого-либо произведения можно
предложить группам следующие задания:
1 группа – узнать информацию о том, когда и где
была издана книга.
2 группа – каков тираж издания? Сколько
страниц?
3 группа – имеются ли иллюстрации? Кто художник
иллюстраций? И т.д.
-
УПРАЖНЕНИЕ «КАРТА ИСТОРИИ»
При изучении творчества какого-либо писателя,
поэта или исторического события предлагается заполнить карту
истории.
-
Название
произве-
дения
|
Герои произв
|
Обстановка
|
Как
разворачивались события
|
Проблема
|
Решение проблемы
|
Ш.Перро «Красная
Шапочка»
|
Девочка в красной
шапочке,
Волк,
Бабушка,
Дровосеки
|
Лес,
Дом
бабушки
|
Красная Шапочка встречает в лесу Волка. Она
рассказывает, что идет навестить
бабушку
|
Волк врывается в дом и съедает бабушку. Хочет
съесть Красную Шапочку
|
Дровосеки приходят следом за Красной Шапочкой и
убивают Волка
|
-
УПРАЖЕНИЕ «РЕПОРТЕР»
Дается материал по теме урока. Каждая группа
готовит изложение материала в необычной форме:
1 группа – интервью (задают вопросы участникам из
других групп, либо ученикам другого класса и
т.д.)
2 группа – заметка в газету
3 группа – отзыв (в свободной
форме)
4 группа – репортаж (телеведущие на
передаче)
5 группа – диаграмма
Можно предложить выполнить презентацию в виде
творческих работ – сказка, инсценировка, сочинение стихотворений,
составление загадок по теме занятия.
-
СТРАТЕГИЯ «МОЛЕКУЛЫ»
Всем участникам дается по одному вопросу по
пройденной теме. Каждый участник готовит ответ на свой вопрос.
Затем образуются пары. Работа в парах происходит следующим образом:
участники прочитывают вопросы и дают на них ответы. Затем пары
обмениваются своими вопросами и снова ищут новую пару. Игра
проводится до тех пор, пока все участники не ответят на все
вопросы.
-
СТРАТЕГИЯ «СЪЕМКИ ВИДЕОРОЛИКА»
Группам дается определенная тематика. Например:
«Путешествовать – это здорово!». Необходимо снять социальный
видеоролик на 1-2 минуты.
При этом учитывается:
-
Регламент
-
Аргумент (тезис)
-
Участие всей группы
-
Интерес для широкой публики
-
Социальная значимость.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНИВАНИЕ»
После изучения новой темы и для проверки качества
ее усвоения можно предложить группам выполнить следующие
задания:
1 группа – составляет загадки (отгадки – это
основные понятия пройденного материала)
2 группа – «территория заблуждения» (составляются
верные и неверные утверждения)
3 группа – составляют соответствия(вопросы -
ответы)
4 группа – домино (даются понятие и его
формулировка)
Затем группы обмениваются составленными
заданиями. Дается определенное время на их выполнение. Затем
координаторы проверяют правильность выполнения
заданий.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЩИТИМ ЧУЖОЙ
ПОСТЕР»
Всем группам для работы предлагается одинаковый
материал по теме занятия. Работа проходит в несколько
этапов:
-
Группа изображает информацию на
постере.
-
Группы меняются постерами по часовой
стрелке.
-
Каждая группа вносят в постер свои дополнения,
изменения.
-
Снова меняются постерами по часовой
стрелке.
-
Группы готовятся к защите чужого
постера.
-
УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ,
ТРЕТИЙ»
В группе должно быть 3 человека (первый, второй ,
третий). Участники знакомятся с предложенной информацией. Каждый
номер получает свое задание:
1-ый – составляет вопросы и задает их второму
номеру.
2-ой – дает ответы на предложенные
вопросы.
3-ий – приводит пример.
Затем можно поменять роли.
-
КАРТА ПАМЯТИ
Проводится для систематизации материала Запись
мыслей, идей происходит быстро, ассоциативно.
Тема записывается в центре. Идёт поток идей, их
количество неограниченно и они все фиксируются. Карта памяти может
являться индивидуальным продуктом одного человека или одной
группы.