Материалдар / Формы и методы стимулирования труда заключенных
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Формы и методы стимулирования труда заключенных

Материал туралы қысқаша түсінік
В годы существования исправительно-трудовых лагерей руководители ОГПУ–НКВД-МВД СССР значительное внимание уделяли повышению производительности труда заключенных. Для этой цели они использовали метод их стимулирования, в частности применяли поощрительные меры к лагерному контингенту. Исправительно-Трудовой Кодекс 1924 года [1]являясь важным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность исправительно-трудовых лагерей охарактеризовал стимулирование заключенных, как прогрессивный метод в системе ГУЛАГа. Деятельность исправительно-трудовых лагерей регулировалась не Исправительно-Трудовым Кодексом РСФСР 1924 года, а "Положением об исправительно-трудовых лагерей ОГПУ" [2] утвержденным Советом Народных Комиссаров СССР 7 апреля 1930 года, инструкциями и приказами ОГПУ - НКВД - МВД СССР.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Формы и методы стимулирования труда заключенных.

Ахметов.А.К.

Высший многопрофильный колледж гражданской защиты.


В годы существования исправительно-трудовых лагерей руководители ОГПУ–НКВД-МВД СССР значительное внимание уделяли повышению производительности труда заключенных. Для этой цели они использовали метод их стимулирования, в частности применяли поощрительные меры к лагерному контингенту. Исправительно-Трудовой Кодекс 1924 года [1]являясь важным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность исправительно-трудовых лагерей охарактеризовал стимулирование заключенных, как прогрессивный метод в системе ГУЛАГа.

Деятельность исправительно-трудовых лагерей регулировалась не Исправительно-Трудовым Кодексом РСФСР 1924 года, а "Положением об исправительно-трудовых лагерей ОГПУ" [2] утвержденным Советом Народных Комиссаров СССР 7 апреля 1930 года, инструкциями и приказами ОГПУ - НКВД - МВД СССР.

В исправительно-трудовых лагерях применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный. Применение первоначального режима было обязательным для всех категорий заключенных при поступлении в лагерь, но срок нахождения на этом виде режима для каждой категории был свой. По мнению правительства: чем тяжелее категория, тем дольше срок нахождения в лагере.

Соответственно режимом были условия работы: на первоначальном режиме предписывались общие работы под конвоем и проживания в пределах лагеря; облегченный режим предусматривал работу в учреждениях, промыслах и возможность проживания в общежитиях при предприятиях; льготный режим кроме всех возможностей облегченного режима разрешал заключенному выход за пределы лагеря и занятия административно хозяйственных должностей в управлении лагеря [3].

В Положении, впервые в истории исправительно-трудового законодательства советского периода получили законодательное закрепление меры поощрения в узком смысле (то есть меры, не изменяющие условия содержания заключенных) [4].

Таким образом, специфическим средством повышения активности трудовой деятельности является стимулирование труда, выступающее в трех видах: материального, морального и социального [5]. По своему экономическому содержанию стимул представляет собой соотношение меры труда и меры потребления [6]. Под стимулированием труда следует понимать установленную заранее норму права материальной или моральной оценки предстоящего труда, на которую может рассчитывать работник, если он достигает определенных результатов, и которая вызывает у него материальную или моральную заинтересованность в труде и его результатах [7].

Материальные и моральные стимулы к труду, применяемые к осужденным, по своему характеру являются однородными со стимулами к труду свободных граждан, поскольку сам труд осужденных является трудом на благо общества. Общественный характер труда на предприятиях ИТУ проявляется в том, что осужденные принимают участие в создании материальных благ общества, за ними сохраняется право на труд, являющееся достоянием всех граждан; обязанности трудиться, неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину и т.д. Наличие у заключенных права на труд признается большинством юристов. а увеличение рабочего дня, ограничение в свободном времени, отсутствие свободы выбора труда - все это находятся в сфере режима, ибо относится не к самому труду, а к его условиям [8].

Наряду с материальными, важное значение придается также моральным стимулам. По результатам трудового соревнования широко применялись такие методы стимулирования как: объявление благодарности, занесение на доску передовиков производства, награждение грамотой, досрочное снятие взыскания, присвоения звания "Лучший по профессии" и др. Также надо отметить, что экономические трудности МТУ оказали существенное влияние на частоту их применения.

Система поощрений, предусмотренная ст.33 Основ исправительно-трудового законодательства (ст.51 ИТК РСФСР), начинается с объявления благодарности. То обстоятельство, что указанная форма стимулировании стоит в перечне первой, послужило основанием для предположения, что она может применяться за первые успехи в труде, поведении, а также в случае если нет оснований для применения более высокой меры поощрения [9].

С самого начала функционирования исправительно-трудовых лагерей велись поиски форм стимулирования труда заключенных. Например, с июля I931 года в этих целях была введена система зачета рабочих дней в срок наказания, в основу, которой был положен классовый принцип.

Об этом свидетельствуют нормы зачета. Всем зачеты начислялись из расчета за четыре дня работы пять дней срока. В набиравшем силу соревновании и ударничестве руководство ГУЛАГа усмотрело возможность интенсифицировать труд осужденных, а поэтому вскоре для ударников норма зачета была повышена и составляла соответственно за два дня работы три дня срока наказания. Зачеты распространялись также на лиц, обучавшихся на профессионально-технических курсах с отрывом от производства, но только при условии их успешного окончания. В последующие годы в установленную систему зачетов неоднократно вносились изменения в сторону увеличения норм. Самая высокая норма в конце 1935 года была установлена для стахановцев: день за два [10].

Для заключенных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях и колониях согласно Положению об исправительно-трудовых лагерях ОГПУ за систематическое, высококачественное выполнение и перевыполнение производственных заданий, и отличное поведение были установлены следующие меры поощрения:

- объявление благодарности в приказе по отдельному лагерю или управлению лагерей с занесением в личное дело;

- выдача премиального вознаграждения;

- улучшение жилищных и бытовых условий (предоставление права на свидание, свободных прогулок, на получение и отправление корреспонденции вне нормы и очереди) [11].Однако содержание понятия «Улучшение жилищно-бытовых условий» четко не было определено, и поэтому администрация лагеря имело широкие возможности для расширения различных льгот и ограничений в этой сфере;

- премирование заключенных осуществлялось в виде:

а) денежного вознаграждения;

б) усиленного продовольственного пайка;

в) ускоренного перевода на облегченный режим;

г) предоставления к досрочному освобождению с поселением или без поселения;

- ежегодное сокращение срока наказания по постановлениям администрации лагеря и колоний: осужденным на сроки до 8 лет - на 1-2 месяца; от 9 до 15 лет – на 1-3 месяца и от 16 до 25 лет – на 2-4 месяца;

- условно досрочное освобождение через специальные лагерные суды или Особое Совещание при МВД СССР, по отбытию заключенными двух третей установленного приговором суда срока наказания;

- предоставление заключенным права проживания вне лагерной зоны, с использованием на работах по усмотрению администрации лагеря, при условии отбытия не менее половины установленного судебным приговором срока наказания и особо выдающихся производственных показателей и достижений [12].

Классифицируя меры поощрения, вытекающие из анализа Положения, можно выделить два их вида: моральные и материальные. Моральные меры поощрения, в отличии от материальных, не содержат в себе каких-либо экономических благ. К моральным мерам поощрения относится объявление благодарности. В связи с тем, что объявление благодарности имело в тот период времени лишь "воспитательно-предупредительный характер".

Основным материальным поощрением в ИТЛ была выдача премиального вознаграждения Согласно Положению о премировании труда заключенных, «проявивших усердие» кроме денежной суммы, ускоренного перевода на следующий вид режима, досрочного освобождения из лагерей и колонии, также поощряли продовольственным пайком, так как от питания контингента и зависел успех выполнения ими производственных задач.

Таким образом, трудовым стимулом становилось в первую очередь преодоление голода, чуть улучшенные условия быта, возможность быстрее освободится, а не зарплата.

В начале образования ГУЛАГа нормы питания заключенных были высокие. Об этом свидетельствует приказ Помощника Начальника Управления Карлага ОГПУ Иевлева Начальнику Центрального Производственного Района за № 947 от 11 мая 1932 года «О ведении временного котлового довольствия заключенных»,  [13]где значительное внимание руководителей ГУЛАГа и МВД СССР было направлено на усиление производственной нормы и нормы питания заключенных. Основная норма была крайне недостаточной. В эти годы продовольственное обеспечения зависело от экономии страны в целом, от сельского хозяйства и других наркоматов вчастности.

Характер выполняемой в лагерях работы и ее результаты являлись основным критерием для установления продовольственного пайка, который подразделялся на четыре категории: 1) основной, 2) трудовой (производственных), 3) усиленный и 4) штрафной[14]. Продовольственный паек состоял: из котлового довольствия, дифференцированной нормой выдачи хлеба, дополнительного питания приобретаемого в ларьковой сети премиального блюда на производстве, специального талона на приобретение определенных продуктов в магазине.

В целом, в рассматриваемый период существовала гибкая система норм питания (от нормы № 1 до нормы № 12) для различных категорий заключенных.

Для заключенных, выполняющих производственные нормы на 100% и выше, выдача хлеба производилась в зависимости от процента выработки и тарифного разряда по выполняемой работе, котловое довольствие соответствовало норме № 2. Заключенные, работающие стахановским и приравненными к нему методами, получали пищу по улучшенному набору продуктов норм № 2 и № 3. Основное котловое довольствие по норме №2 выдавалось бесплатно. Дополнительное питание по норме №3 отпускалось за плату с последующим удержанием из их премвознаграждения.

Разница между котловым довольствием по усиленной норме ставилось в зависимость от выполнения плановых заданий, и могла достигать одной трети нормы. В 1934 году организация питания была поставлена в прямую зависимость от категории физического труда, которая определялась физическим состоянием заключенного. Интересы производства в ИТЛ всегда стояли на первом месте, а поэтому предусматривалось привлечение заключенных третьей категории труда к работам средней тяжести с понижением нормы выработки на 25%, второй категории - к тяжелым работам с понижением выработки на 20%. При выполнении установленных для них пониженных норм выработки питание выдавалось по полной норме.

Литература.

1. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959 гг ) - М.: Гос. из-дат. 1959. С.128

2. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву - М.: Госюриздат. 1959. С.231

3. Положение об ИТЛ. 1930. Ст. 16.

4. Сизый, А.Ф. Из истории развития мер поощрения применяемых к лицам лишенным свободы// Труды ВШМ. Выпуск П.- Волгоград, 1976. С.81.

5. Железовская,Н.М.Стимулы к труду на современном этапе развития социалистического общества.- М.: 1985. С.113

6. Ланкин,Н.И. Материальная заинтересованность осужденных в труде и правовые формы ее обеспечения в условиях исправительно-трудовых учреждений.- Томск 1930, С.15.

7. Щербак, Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности.- Л.,1976. С,47,

8. Наташев, А.Е., Стручков, Н.А. Основы теории исправительно-трудового права. – М.,1967. С.95126.

9. Ефимов,М.А.Основы советского исправительно-трудового права.- Свердловск, 1953 - С.72

10. Стручков ,Н.А. Проблемы науки исправительно-трудового права в свете нового исправительно-трудового законодательства. М., 1972.- С.120.

11. ГАРФ. Ф. 9401. Оп.1. Д. 98. Л.36

12. Стручков, Н.А. Проблемы науки исправительно-трудового права в свете нового исправительно-трудового законодательства. М., 1972.- С.120.

13. ГАРФ. Ф.9489. оп.2. д.6. Л 45 Положение Карлага.

14. ГАРФ. Ф.9489. оп.2 д.2. Л.74. Положение.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!