«Формы организации занятий по спортивным играм»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«Формы организации занятий по спортивным играм»

Материал туралы қысқаша түсінік
Әдістемелік нұсқаулық
Материалдың қысқаша нұсқасы

Методические рекомендации по предмету «Физическая культура» на тему: «Формы организации занятий по спортивным играм»


Основной формой организации и проведения занятий по спортивным играм является урок, который проводится с постоянным составом занимающихся под руководством преподавателя физической культуры. В средних профессиональных учебных заведениях продолжается углубленное изучение спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико – тактических взаимодействий в нападений и в защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием продолжается процесс разностороннего развития координационных способностей, психических процессов, воспитания нравственных и волевых качеств. Увеличивается значимость и удельный вес упражнений сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей, продолжается овладевание более сложными приемами техники игры, групповыми и командными тактическими действиями.

Этому же способствует использование игрового и соревновательного методов.

В процессе занятий рекомендуется больше использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или иных двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесобразно чаще применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных способностей, совершенствование техники основных приемов игры.


Методические рекомендации по составлению урока

Урок составляется по определенному плану, позволяющему распределить материал в нужной последовательности, предусмотреть организацию и методы проведения, в зависимости от задач урока и конкретных условий.


Первая часть урока – подготовительная.

Основное назначение организация и подготовка занимающихся к следующей работе.

Задачи: 1. Организация группы для занятий, мобилизация внимания и регулирование эмоционального состояния занимающихся.

2. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.

Средства: построение, ходьба различными способами в изменяющемся темпе в сочетании с движениями рук и туловища, умеренный бег, бег с ускорением, прыжки, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения и подвижные игры.

Продолжительность: 10-20% времени, отведенного на урок.

Методические указания. Вначале необходимо коротко и ясно объяснить задачи урока, чтобы повысить сознательность и активность занимающихся. Содержание первой и второй частей урока должно быть взаимосвязано.

Чтобы добиться высокой эффективности подготовительной части урока, необходимо: проводить упражнения без больших пауз; чередовать упражнения, оказывающие воздействие на различные мышечные группы; выполнять движения с большой амплитудой; чередовать упражнения, различные по характеру выполнения – на силу, растягивание и расслабление, упражнения медленные и плавные с быстрыми.

В отдельных занятиях тренировочного характера первая часть урока проводится в виде разминки (общей и специальной), направленной на специализированную подготовку организма к выполнению основной части урока.


Вторая часть урока – основная.

Основное назначение: обучение специальным знаниям и навыкам и их совершенствование.

Задачи: 1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся 2. Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям.

3. Овладение техникой и тактикой.

Средства: упражнения в технике и тактике игры, подготовительные и двухсторонние игры изучаемого вида.

Продолжительность: 70-80% времени, отведенного урока.

Методические указания. Продолжительность и построение основной части урока от задач, вида игры, подготовленности занимающихся и условий проведения.

Основная часть урока может состоять из двух разделов:

  1. Изучение и совершенствование в технике и тактике игры с помощью специальных упражнений.

  2. Применение и закрепление изученного материала в двухсторонней игре.


Третья часть урока – заключительная.

Основное назначение: завершение урока.

Задачи: 1. Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления.

2.Подготовка по следующей деятельности (после урока)

3.Подведение итогов урока.

Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения, упражнения на внимание, расслабление, упражнения в отдельных приемах игры, разбор ошибок и замечаний по уроку.

Продолжительность: 5-10% времени, отведенного урока.

Методические указания. В заключительной части применяются упражнения средней и малой интенсивности, несложные координации, известные занимающимся. Их назначение – снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. После проведенной игры важно умело снизить эмоциональное состояние занимающихся, особенно в тех случаях, когда предстоят занятия по другим предметам.

При подведении итогов, преподаватель останавливается на типичных ошибках занимающихся и путях их устранения, разбирает на схемах или специальных макетах тактические недостатки. После этого дает индивидуальные задания.

Урок во всех случаях заканчивается организованно. После урока рекомендуются самомассаж и душ.

Задачи, поставленные перед уроком, должны разрешаться на протяжении всех его частей.

Структура урока не является стандартом, она изменяется в зависимости от задач и содержания урока, периода тренировки и контингента занимающихся. В связи с этим в практике используются различные типы уроков: вводный урок, общей физической подготовки, изучение нового материала, совершенствования (игровой урок), смешанный, контрольный (для текущего учета) и зачетный.

Больше значение имеет правильная дозировка нагрузки на уроке. Объем и интенсивность нагрузки на конкретном уроке зависят от недельного цикла тренировок и подготовленности занимающихся. Для начинающих и недостаточно тренированных, кривая нагрузка на уроке увеличивается постепенно, достигает максимума в конце основной части, снижается в заключительной.

Если занимающиеся достаточно хорошо подготовлены, то нагрузка может значительно увеличиться уже в первой части урока. Достигается это применением интенсивных упражнений в беге, прыжках, ускорениях, с неожиданными остановками и т.п.

Дозировка на уроке регулируется изменением общей продолжительности урока, его характера, интенсивности упражнений и времени активного отдыха. Дозировка нагрузки тесно связана с плотностью урока. Добиться высокой плотности урока, особенно на одной площадке без дополнительных помещений и оборудования, очень сложно. Чтобы обеспечить достаточную плотность, необходимо иметь на каждые 3-4 человека (в теннисе на 1-2 человека) один мяч и дополнительное оборудование (тренировочную стенку, щиты, тумбочки для обводки, подвесные мячи и т.п.).

Занимающихся должно быть: в футболе – 22-25 чел., в баскетболе – 10-15 чел., волейболе – 12-16 чел ., теннисе – 8-12 чел.

Увеличенный или уменьшенный состав группы затрудняет проведение полноценных тренировочных занятий. При увеличенном составе неизбежны большие простои, а при уменьшенном невозможно работать над командной тактикой игры.

В процессе проведения урока применяются следующие формы организации занимающихся: групповая, командная и индивидуальная.

Групповая форма чаще всего используется на занятиях с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучений техники и основ тактики игры. Суть ее в том, что преподаватель проводить занятие одновременно со всей группой, давая общие упражнения для всех занимающихся.

Большие группы целесообразно подразделять на несколько подгрупп, которые будут выполнять различные упражнения и меняться по команде преподавателя.

Командная форма применяется в тех случаях, когда укомплектованы команды; упражнения выполняются постоянным составом. Такая форма распространена на занятиях по спортивным играм, так как она позволяет изучать и совершенствовать тактические взаимодействия игроков в зависимости от функций в команде.

Индивидуальная форма используется в тех случаях, когда отдельные занимающиеся отстают в физической, технической или тактической подготовке. Преподаватель определяет слабые места в подготовке занимающихся и дает им индивидуальные задания, которые выполняются во время урока или вне его. Эта форма чаще всего применяется на занятиях с опытными игроками, способными самостоятельно анализировать и исправлять свои недостатки.

Важная составная учебно – тренировочного процесса является соревнования. На соревнованиях определяется подготовленность спортсмена, совершенствуются его физические качества и двигательные навыки, закаляется воля. Без участия в соревнованиях нельзя по – настоящему научиться играть в футбол, баскетбол, волейбол и другие игры.

Соревнования проводятся по определенному плану: установка на игру и разминка, игры и замечания после окончания игры.

Установка на игру заключается в том, что тренер совместно с командой составляет план предстоящей встречи.

В плане учитываются следующие вопросы:

1. Сильные и слабые стороны в физической, технической, тактической и волевой подготовке противника.

2. Первоначальный состав команды и возможные замены игроков.

3. Тактика ведения игры в защите и нападении.

4. Конкретные задания отдельным игрокам.

Успех проведения соревнования во многом зависит от руководства тренера, который использует для этого минутные перерывы (баскетбол, волейбол) и перерывы между половинами игры.

В играх, где разрешаются замены игроков (баскетбол, волейбол, ручной мяч), очень важно определить их своевременность и целесообразность. Они осуществляются по плану, а также в тех случаях, когда игрок не справляется со своими функциями, получает повреждение, не может продолжать игру

из - за утомления, когда необходимо изменить характер игры.

После окончания игры, тренер делает краткие общие замечания, а окончательный анализ проводит позднее. Для проведения анализа игры необходимо записать основные действия каждого игрока в ходе соревнования.


Список литературы:



1. Ашмарин Б.А.Теория и методика физического воспитания.

Издательство «Просвещение», 1988 год.

2. В.И Лях. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов,Издательство «Учитель»,2006.Волгоград.

3. Н.Ю.Никифорова. Физкультура,Волгоград- 2006 год.

4. Арестов Ю.М.Спортивные игры.Издательство «Высшая школа, 1980 год.

5. Чумаков П.А.Спортивные и подвижные игры. Издательство «Физкультура и спорт», Москва 1970 год.





Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
01.04.2025
52
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі