2
|
Опрос домашнего
задания
Проверка
теоретического материала по предыдущей
теме
|
Ход
урока.
Инструктирование
Сегодня наш урок будет проходить виде игры «Счастливый
случай», поэтому группа делится на две подгруппы. Прежде чем
разделить вас и дать название каждой группе, вы должны ответить на
эти вопросы:
-
Назовите основные инструменты
швеи (молодцы) («Мастерицы»)
-
Что изучает морфология ?
(хорошо) («Умницы»)
Игра представлена в виде нескольких геймов, в которых
содержатся задания. За каждый правильный ответ студенты получают
баллы.
Один из преподавателей заполняет оценочные листы. В них
написаны фамилии студентов. За отличный ответ ставится «10»,
хороший – «8», неполный – «5». Готовы приступить
?
Гейм первый:
«Разминка»
-
Что изучает раздел морфологии
?
-
Сколько частей речи в русском
языке ? Назовите их.
-
На какие две группы делятся
части речи ? Назовите их.
-
Являются ли служебные части
речи членами в предложениях ?
Гейм второй: «Задания из
шкатулки»
Каждая из групп выбирают себе
тему для защиты.
Даю две темы: синтаксические и
морфологические признаки имен
существительных.
Студенты должны составить
кластеры и после окончания работы от каждой группы выступит по
одному студенту для защиты своего проекта.
А теперь чтобы начать новую
тему, сделаем небольшую разминку. На доске приклеплены карточки с
заданиями, прочитайте их. Назовите одним
словам.
1к. Летают на грузовых
пассажирских и военных самолетах (летчик)
2к. ...должен знать марки всех
машин (водитель)
3к. - ...должен быть добрым,
внимательным, трудолюбивым (врач)
4к. Кому не хочется выглядеть
красиво, модно, элегатно. Эту задачу может решить ... . Именно им
«повелительницам иголок» мы обязаны своим любимым брюкам, платьям
(швеи)
Одним словам это – профессия.
Что такое профессия ?
Профессия – вид трудовой
деятельности человека, служащий источником доходов. Молодец,
хорошо!
Все отгаданные слова: летчик,
водитель, врач, швея отвечают на какие вопросы, на вопросы кто?
Какой частью речи они являются – имя
существительное.
Чтобы начать урок, я хочу
чтобы вы отгадали загадку.
Занимательная
минутка
Отгадайте загадку и назовите
тему урока:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы кто? И что? Верно
отвечает.
А чтоб не обижался весь
честной народ
Оно всегда имеет и число и
род.
У него к тому же три склонения
есть,
Падежей различных сразу целых
шесть
Имя
существительное
|
3
|
Объяснение нового
материала
|
Для объяснения новой темы на
интерактивной доске демонстрируется слайд «Имя существительное.
Род, число и падеж имен существительных».
Имя существительное – это
самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает
на вопросы кто? что?
В предложении имя
существительное, как правило, является подлежащим, дополнением,
обстоятельством.
Как определить род имени
существительного? В этом вам поможет шуточное
стихотворение:
Женский род запомню
я
И скажу: она,
моя.
Я запомню род
мужской
И скажу: он,
мой.
Средний род: оно, мое
–
Это правило
твое.
Имя
существительное
Очень
удивительное.
На вопросы Кто ? и
Что?
Отвечать оно
должно.
Работа по таблицам
Число имен существительных
|
Единственное число
|
Имена существительные употребляются в единственном числе,
когда речь идет об одном предмете
|
Тетрадь, книга, мама, друг
|
Множественное число
|
Имена существительные употребляются во множественном числе,
когда речь идет о нескольких предметах
|
Тетради, книги, мамы, друзья
|
Некоторые имена существительные употребляются или только в
единственном, или только во множественном
числе
|
Молодежь ножницы
|
Существительные, которые имеют только форму
единственного числа
|
1
|
Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные
существительные)
|
Молодежь, детвора, студенчество, человечество и
др.
|
2
|
Названия предметов с вещественным
значением
|
Асфальт, железо, земляника, молоко, сталь,
свёкла, керосин и
др.
|
3
|
Названия качества или признака
|
Белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева,
темнота, чернота и др.
|
4
|
Названия действия или состояния
|
Косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и
др.
|
5
|
Собственные имена в качестве наименований единичных
предметов
|
Казахстан, Россия, Волга и др.
|
6
|
Слова
|
Время, вымя, пламя, темя
|
Существительные, которые имеют только форму
множественного числа
|
1
|
Названия составных и парных
предметов
|
Брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы,
качели и др.
|
2
|
Названия материалов или их отходов,
остатков
|
Белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и
др.
|
3
|
Названия промежутков времени, игр
|
Прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и
др.
|
4
|
Названия действий и состояния
природы
|
Хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и
др.
|
5
|
Некоторые географические названия
|
Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и
др.
|
Гейм третий: «Ты – мне, я –
тебе»
Подгруппы загадывают друг
другу существительные по своей специальности. Студенты должны
определить род и число у существительных.
Словарная
работа.
В этих конвертах находятся
слова. Задания: Вы должны дать значения этих слов на казахском
языке. Желаю удачи! (Вы должны ответить по
одному)
Гейм четвертый «Кто
быстрей?»
Из данных слов составьте
четверостишие. С помощью листиков (на оборотной стороне, которых
прикреплены ряды слов) студенты составляют
слова.
Гейм пятый: «Гонка за
лидером»
А теперь я хочу проверить, как
вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на
вопросы. У каждого из вас на парте есть два квадрата. Один –
красный, другой – зеленый. Если вы согласны с утверждением, то
поднимаете зеленый, если нет – то красный. Условие понятно? Тогда
начинаем.
-
Имя существительное отвечает
на вопросы кто?что? Да.
-
Небо – это существительное
мужского рода. Нет.
-
Сорока, яблоня, земля – это
неодушевленные существительные. Нет.
-
К 1склонению относятся имена
существительные женского и мужского рода с окончаниями -а,-я.
Да.
-
Собственные имена
существительные пишутся с маленькой буквы.
Нет.
-
Имена существительные имеют
род ? Да.
|