Тема урока
: Фразеологизмы в 6
классе
Цель
урока: познакомить учащихся с
понятием «фразеологический оборот», развивать умение
самостоятельно находить устойчивые сочетания в тексте, подбирать
синонимы и антонимы к ним .
ХОД
УРОКА
I
. Начинаю его с записи темы,
затем привожу словосочетания сизифов труд, авгиевы
конюшни, троянский конь, яблоко
раздора и
спрашиваю:
-Где встречаются эти
выражения? Откуда
они?
-Употребляются ли эти
словосочения еще где- нибудь ?
-А
зачем? С какой
целью?
Обращаю внимание учеников на
особенности изучаемой темы, записанные на
доске: устойчивое соченние из двух и
более слов; неделимое смысловое
понятие; воспронимается как одна
смысловая единица; служит ярким, выразительным
средством ;
выполняет роль одного члена
предложения.
Ученики пытаются сами
сформуливать правило, сверяют его с текстом учебника, пересказывают
учебный материал друг другу (работа в
парах),
дают оценку ответом. Затем
прошу одного учебника рассказать, что такое фразеологический
оборот, назвать его специфические
особенности.
II. Разыгрывается сценка –
диалог дяди с мальчиком:
-
Подрастай скорей, и мы с тобой
пройдем огонь, воду и медные трубы.
-
Какие
трубы?
-
Медные.
-
Во дворе не медная труба, а я
залезал в нее.
-
В том-то и
дела.
-
А медные
где?
-
Везде.
-
За
городом? В
лесу? В
поле? В
огне?
-
Вот
именно!
-
А на
море?
-
О! На море их сколько
хочешь.
-
А в
небе?
-
В небе видимо
-невидимо.
-
А как их
найти?
-
Их
не ищут, ищут смысл жизни. Ищут свое
счастье, чтобы насыпать ему соли на хвост.
-
А как ему насыпать соли на
хвост?
-
Надо пройти огонь, воду и
медные трубы.
-
Но как это
сделать?
Ученики отвечают на вопросы:
-
Есть ли в этом диалоге
фразеологизмы?
-
Как вы можете объяснить значение использованных устойчивых
сочетаний?
-
Как изменилась бы речь дяди, если бы в ней их не
было?
-
Какова их роль?
III.
Работа в
парах
Чтобы проверить усвоение новых
знаний ,
предлагаю работу в
парах постоянного состава. Каждый
ученик получает тренажную карточку. По сигналу те, кто выполняет
задание 1-го варианта, подбирают синонимы. Ребята , работающие по
2-му варианту, проверяют правильность их ответа по оборотной
стороне карточки и выставляют оценку в оценочный лист. Затем
ученики, выполняющие задания 2-го варианта, подбирают антонимы, в
их оценочный лист тоже выставляется
оценка.
Карточка 1-го
варианта
Лицевая сторона Оборотная
сторона
поминай как звали и след
простыл
куры не клюют хоть пруд
пруди
водить за нос морочить
голову
глядеть в оба держать ухо
востро
тьма кромешная ни зги не
видать
ни слуху ни духу ни ответа ни
привета
пальчики оближешь язык
проглотишь
Карточка 2-го
варианта
Лицевая сторона Оборотная
сторона
Жить душа в душу как кошка с
собакой
чуть свет на ночь
глядя
хоть пруд пруди кот
наплакал
рукой подать куда Макар телят
не гонял
дать волю языку держать язык
за зубами
засучив рукава спустя
рукава
повесить нос воспрянуть
духом.
IV.
Задание на развитие
лингвистического слуха
Найдите фразеологические
обороты в стихотвореннии В. Суслова, запишите их в тетрадь.
Объясните их значение.
Бывает частенько, что слово -
одно ,
Но очень по- разному служит
оно.
Примеры тут можно найти без
труда.
Возьмом хоть короткое
слово вода.
Вот был я мальчишкой , да
детство прошло.
С тех пор уж немало воды
утекло.
О смелом мы вправе сказать
наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь
воду пройдет».
А гуси и утки – сухие
всегда.
Заметили люди: как с гуся
вода.
Случилось с тобою : ты правил
не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот
набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет
-
Под камень лежачий вода не
течет.
Сказать болтуну мы порою не
прочь:
«Довольно, мол, воду-то в
ступе толочь».
Не прочь и другому сказать
невзначай
«Довольно лить воду ! Ты дело
давай!»
Работал впустую. Что скажут
потом?
Не дело, мол, воду носить
решетом.
V. Отгадать фразеологические
загадки.
Записать фразеологизмы со словами
-отгадками.
Его проглатывают или
прикусывают , не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у
человека, который говорит бойко и легко.(
язык)
Не цветы , а вянут; не ладоши,
а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают
доверчивые и любопытные люди.( уши)
VI.
Дифференцированная
работа. Учащиеся выполняют по
рядам:
из записанных на доске
фразеологизмов 1-й ряд выбирает те, которые указывают на свойства и
качества человека, 2-й ряд- на егодействия и поведение, 3-й ряд-
формулы речевого этикета.
Вставлять палки в колеса. В
добрый час. Два сапага пара.Душа нараспашку. Маячить перед глазами.
Добро пожаловать. Счастливого пути. Браться за ум. Семи пядей во
лбу.Ни пуха ни пера. Ломать голову. Сесть в калошу. Без царя в
голове.Белая ворона.
Словарный диктант-
молчанка.Демонстрация рисунков-шуток.(сесть в калошу, брать быка за
рога, лежать на печи, крокодиловы слезы, заметать следы и
др).
VII.
Творческое
задание
На карточках записан
фразеологический оборот. Желающие берут и передают смысл с помощью
мимики и жестов, а класс должен догадаться, что было записано на
карточке ( ломать голову, надуть губы,, кусать локти, пальчики
оближешь, зачучив рукава, сматывать удочки и
др.)
VIII.
Завершает
урок тестовое
задание задание
:
1. Дело
десятое
А) очень важно Б) совершенно
не важно
2.Пятое колесо в
телеге
А) лишний
Б)нужный
3.Кошки скребут на
душе
А)радостно
Б)тревожно
4.Слушать краем
уха
А) внимательно Б)
невнимательно
5.Тертый
калач
А) опытный Б)
грубый
6.Крутить
носом
А) выражать неудовольстие Б)
радоваться
7. С тяжелым
сердцем
А) в беспокойствие Б) в
болезненном состоянии
8. Ни свет ни
заря
А) поздно Б)
рано
Результаты каждого вида работы
ученики вносят в свой оценочный лист и в конце урока сдают, выведя
самостоятельно окончательную оценку.
IX.
После подведения итогов
учащиеся получают разноуровневые домашние
задания .Большую помощь в работе по
теме оказывают учителю и учащимся «Школьный фразеологический
словарь русского языка » В.П. Жукова и толковые
словари.