Технологическая карта организованной учебной деятельностидля старшей группыОбразовательная область: Коммуникация, познаниеРаздел: Русский языкТема: «Фрукты и овощи»Цель: Развитие речи, закрепить представление об овощах и фруктахРазвивать звукопроизношение, слоговый анализ слов, умение ставить ударение, совершенствовать грамматический строй речи, образовывать уменьшительно-ласкательные слова, умение отвечать на вопросы, пространственную ориентировку, развивать умение отгадывать загадки. Билингвальный компонент: картоп - картофель, орамжапырақ - капуста, сәбіз - морковь, қызылша – свекла, алма - яблоко, алмұрт – груша, өрік- урюк, шие – вишня.Материал: Тематические картины, раздаточные карточки. Этапы деятельности Деятельность воспитателяДеятельность детейМотивационно-побудительный Круг радости-Ребята, возьмемся все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
К тебе я обращаюсь, друг!Вставай скорее с нами в круг. Почувствуй радость и тепло, И как с друзьями хорошо!
Встают в круг и выполняют движения за педагогом.Организационно-поисковыйЗдравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.) Что плохого вы знайте об осени? (Часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т.д.) Осенью также созревают что?(овощи и фрукты)Показывает картинки с овощами и фруктами. (Раскладывание овощей и фруктов отдельно вместе с детьми) Овощи растут у нас где?(на грядках на огороде)А фрукты ?(в саду на деревьях) Игра-сказка «Фрукты и овощи»Воспитатель рассказывает:- Решил однажды помидор собрать войско из овощей.Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла) ». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитательИгра «Назови ласково»Я буду бросать вам мяч и называть овощи или фрукты, а вы называйте ласковое слово, что назову и бросайте мне обратно мяч. Помидор –Огурец –Лук –Картошка –Чеснок – Банан –Яблоко –Ананас –Лимон - Апельсин –Гимнастика для глаз. Игра «Чего не стало».Вешаю картинки с овощами и фруктами, и каждый раз одну убираю. Посмотрите внимательно и запомните. Сейчас вы закройте глаза, я уберу одну картину, а вы скажите, чего не стало. Молодцы! А сейчас отгадайте загадки. Расту в земле на грядке я Красная, длинная, сладкая Заставит плакать всех вокруг Хоть он и не драчун, а …. Что за скрип, что за хруст. Это что ещё за куст. Как же быть без хруста, если я Рассматривание капусты. Воспитатель: Что с капустой делают? (Варят, тушат, жарят, делают салат, солят) .Воспитатель: хотите, я вас научу солить капусту. Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту солим».Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмём, жмём. Воспитатель: Дети фрукты и овощи надо кушать или нет?
Очень активно включаются в игровую деятельность помидорчикогурчик лучок картошечка чесночекбананчик яблочко ананасиклимончик апельсинчи(морковь) (лук) (капуста) Рефлексивно-корригирующийЗаключительная часть. Ребята, вам понравилось играть. Какая игра понравилось больше всех? Радуются своим успехом.Ожидаемый результат:Знать: смысл понятия «огород», «овощи», как выращивают овощи и где растут. Ответы на вопросы Иметь: Навыки общения и устной речи. Уметь: различать овощи и фрукты друг от друга.