Материалдар / Гармония предмета "Самопознание"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Гармония предмета "Самопознание"

Материал туралы қысқаша түсінік
учителям самопознания
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Ақпан 2020
418
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1

1
Приложение 49
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 20 сентября 2018 года № 469

Приложение 489
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115


Типовая учебная программа
по учебному предмету «Русский язык и литература» для обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата 5-10 классов уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию
(с нерусским языком обучения)


Глава 1. Общие положения

1. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и
литература» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
5-10 классов уровня основного среднего образования по обновленному
содержанию (далее – Программа) разработана в соответствии с подпунктом
6) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года
«Об образовании».
2. Целью обучения второму языку является формирование навыков
овладения и совершенствования русской речью как средством коммуникации в
соответствии с их уровнем обучения, а также соблюдения правил и норм
русского литературного языка, правил речевого этикета, что способствует
развитию функциональной грамотности обучающихся, подготовке их к
самостоятельному общению на русском языке.
3. Задачи:
1) развитие навыков слушания, говорения, чтения, письма, необходимых
для общения в социально -бытовой, социально-культурной, научно-
технической, учебно-профессиональной сферах жизни;
2) формирование знаний о единицах языковой системы, правилах их
сочетания, функционирования, навыков и умений конструирования
синтаксических структур в соответствии с нормами и правилами русского
языка;
3) развитие навыков речевого самоконтроля, речевой активности;
4) формирование и развитие навыков мышления, направленных на
анализ, синтез, оценку, интерпретацию полученной информации;


Page 2

2
5) развитие познавательных способностей обучающихся, их память,
внимание, воображение, речевую реакцию, наблюдательность относительно
языковых явлений;
6) формирование навыка поискового, ознакомительного,
исследовательского чтения, переработки прочитанной информации;
7) развитие навыков анализа произведений разной жанровой природы,
аргументированного формулирования своего отношения к прочитанному;
темы, идеи и особенностей композиции, сюжета произведения, языковых
особенностей произведения, ключевых эпизодов, действий и поступков героев;
особенностей стиля писателя;
8) обогащение словарного запаса обучающихся, умение слушать,
понимать речь педагога и речь окружающих;
9) изучение основ фонетики, лексики, грамматики, правописания
русского языка и формирование связной речи;
10) формирование толерантного отношения к языкам и культурам других
народов.
4. Содержание Программы, кроме достижения предметных результатов,
предусматривает систематическую работу по реализации коррекционных задач:
развитие слухового, слухо-зрительного восприятия; увеличение пассивного и
активного словаря; предупреждение вербализма в речи, рабо та над
семантической стороной речи; коррекция нарушений грамматического и
фонетического строя речи; профилактика и преодоление дислексии, дисграфии
и дизорфографии.


Глава 2. Педагогические подходы к организации учебного процесса

5. Обучение языку осуществляется на основе принципов коррекционно-
развивающей и социально -адаптирующей направленности обучения;
дифференцированного, деятельностного, коммуникативного, ценностно-
ориентированного, дифференцированного подходов, использования
информационно-коммуникационных технологий.
6. Коррекционно-развивающая направленность обучения обеспечивается
специальными методами и приемами учебной деятельности с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей.
7. Социально-адаптирующая направленность обучения предполагает
преодоление или уменьшение социальной дезадаптации личности.
Предусматривается специальная работа по освоению обучающимися
необходимых для участия в социальной жизни норм поведения и жизненных
навыков.
8. Принцип деятельностного подхода: в процессе обучения широко
используется предметно-практическая, поисковая деятельность под
руководством педагога, которая создает условия для осмысления учебного


Page 3

3
материала; предметно-практическая деятельность позволяет развивать
сенсомоторную основу высших психических функций (восприятия, речи,
мышления), компенсировать недостаточность жизненного опыта обучающихся,
овладевать знаниями, умениями и навыками по общеобразовательным
предметам.
9. Коммуникативный подход в обучении – передача и сообщение
информации, обмен знаниями, умениями и навыками в процессе речевого
взаимодействия; результатом обучения является способность осуществлять
общение посредством языка.
10. Практическая направленность обучения предполагает установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся, формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико-ориентированных задач.
11. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности во зможностей освоения содержания
Программы, наличием у них вариативных типологических особенностей,
которые проявляются при усвоении учебного материала и влияют на качество
получаемых знаний, умений и навыков. Для каждой типологической группы
обучающихся педагог подбирает соответствующее их возможностям
содержание учебного материала, с учетом доступной сложности и объема;
варьируются темп учебной работы, степень самостоятельности обучающихся,
методы и приемы обучения. Деление обучающихся на группы условно и
подвижно. Дифференцированный подход дополняется индивидуализацией
обучения.
12. На уроках с целью формирования информационно-коммуникативных
компетенций обучающихся включаются разнообразные виды работы с
информацией из различных источников, в том числе инновационные
коммуникационные технологии (читающие машины, словари, справочники,
средства массовой информации, интернет, компьютер).
13. Используются тексты различных стилей и жанров, охватывающие
различные аспекты социально-экономической и культурной жизни общества,
что позволит обучающимся повысить уровень орфографической,
пунктуационной, стилистической грамотности, а также уровень речевой
культуры, отработать навыки анализа и составления связных высказываний
различных стилей, типов и жанров речи.
14. Содержание текстов направлено на формирование духовно -
нравственных качеств и патриотических чувств обучающихся, на
формирование казахстанского патриотизма и стремления воплотить в жизнь
общенациональную идею «Mәңгілік Ел», на развитие толерантности и умения
общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации.
15. При организации и проведении уроков педагог ориентируется на ряд
специфических и общих методических требований:


Page 4

4
1) постоянная коррекция и развитие дефицитарных функций (сенсорных,
моторных, психических);
2) развитие пространственных преставлений, коммуникативной
деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового , зрительного,
тактильного восприятия;
3) обеспечение возможности активно использовать освоенные
компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и
скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной
и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;
4) активизацию социальных компетенций и развитие навыков
самостоятельной работы, развитие познавательной активности и
познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и
положительных качеств личности.
16. Выбор методов и приёмов обучения осуществляется в соответствии с
особенностями познавательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, в связи, с чем важное место занимает метод
«маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в
форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
17. К изучению материала на каждом новом этапе обучающиеся
переходят по мере формирования навыков предыдущего; учитель
самостоятельно определяет период времени, необходимый для формирования
умений и навыков, определенных для каждого этапа.
18. При реализации Программы необходимо делать акцент на
формировании у обучающихся практических речевых умений, которые
реализуются в каждодневных делах, что обусловлено ограничениями речевой
деятельности обучающихся.
19. На начальных этапах обучения второму языку основным является
формирование умений понимать устную русскую речь, уточнение, расширение,
активизация словарного запаса, что сопровождается систематической работой
над развитием и коррекцией речевого слуха, формированием орфоэпических
навыков; для этого можно использовать беседы, заучивание стихотворений,
загадок, скороговорок, фраз, речевые игры; при этом учитель добивается
орфоэпически правильного произношения слов, на примере своей речи, учит
отвечать на вопросы, задавать вопросы по-русски, читать слова, предложения,
тексты.
20. В 5 классе ученики продолжают практически упражняться в звуковом,
а затем в звукобуквенном анализе слов; этот вид работы имеет большое
значение для развития речевого слуха, помогает увидеть место каждого звука и
каждой буквы в русском слове, что, в свою очередь, будет способствовать
правильному произношению, написанию, запоминанию новых слов.
21. Исходным моментом практического владения языком являются
умения и навыки слушания, на базе которых формируются связное
высказывания, умения и навыки говорения, работа над которым занимает


Page 5

5
ведущее положение, поскольку на базе навыков и умений устной речи
формируются навыки и умения чтения и письма.
22. Для этого необходимо становление целого комплекса умений, а
именно:
1) слушать звучащую речь;
2) слышать произносимое, находить отклонения от норм произношения с
чужой и собственной речи;
3) правильно воспроизводить услышанное на основе образца;
4) ясно артикулировать звуки, слоги и слова;
5) соотносить слышимое с произносимым словом и видимым: определять
соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречия между
литературным произношением и написанием слова;
6) самостоятельно употреблять орфоэпические образцы в собственной
устной речи и при чтении;
7) составлять связное высказывание;
8) грамотно писать.
23. Для развития речевых навыков целесообразно создавать такие
условия, при которых участвовали бы различные анализаторы: зрительный
(показ картинок, предметов), слуховой (внимательно слушать, что ясно и
громко говорит учитель, сверстники, замечать ошибки в речи других и у себя);
тактильный (ощущать артикуляцию звука).
24. Для формирования навыка правильного написания слов используются
специальные упражнения: списывание слов, предложений с доски и из
учебников; списывание со вставкой пропущенных букв, слогов, слов;
выборочное списывание; восстановление нарушенного порядка слов
предложениях под диктовку, по памяти, по следам анализа.
25. В процессе обучения слушание, говорение, чтение, сознательное
списывание, которое сопровождается орфографическим проговариванием,
являются основными видами работ по усвоению русской речи.
26. При чтении необходимо выяснять, правильно ли воспринимают они
факты (что? где? когда?), устанавливают ли причинно-следственные связи
(почему? зачем?), как понимают смысл прочитанного.
27. При обучении большое значение имеет словарная работа: она
способствует формированию осознанного чтения, обогащению словаря,
практическому усвоения произношения и правописания отдельных слов;
содержанием словарной работы является объяснение значения новых слов и
введение их в активную (устную и письменную) речь обучающихся.
Толкование смысла новых слов проводится по-русски; в отдельных случаях
используется родной язык.
28. Одним из главных условий обучения русской речи служат речъ и
чтение учителя; речь педагога является образцом для подражания; русская речь
взрослого предусматривается четкой, ясной, без фонетических, лексических и
грамматических ошибок.


Page 6

6
29. Развитие умений и навыков предусматривает использование
стратегий, методов и приемов преподавания в обучении:
1) активная вовлеченность обучающихся в различные виды
коммуникативной деятельности;
2) формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний, на
основе ознакомительного вида чтения;
3) использование различных способов оценивания для дальнейшего
развития, создание различных ситуаций для развития творческих способностей
обучающихся;
4) дифференциация обучения в целях стимулирования и мотивации
обучающихся.
30. Для обучения второму языку проводится единый (интегрированный)
урок русского языка и литературы.
31. В процессе языкового обучения активно используются технические
устройства (аппаратура) и дидактические средства (носители информации),
включая:
1) электронный ресурс «Мультимедийного интерактивного обучающего
программно-методического комплекса» с интерактивной панелью и
трехмерными аксессуарами, - для повышения эффективности усвоения
теоретического материала и практических знаний по языку;
2) «Логопедический тренажер» с визуализацией звукового сигнала, - при
проведении специальных дыхательных и голосовых упражнений, особенно в
работе с детьми с заиканием и дизартрией;
3) ассистивное устройство «Речевой тренажер для усвоения и развития
речевой коммуникации», - для обучающихся, не владеющих в должной мере
развернутой фразовой речью, а также обучающихся в период ограничения
речи.


Глава 3. Организация содержания учебного предмета
«Русский язык и литература»

32. Объём учебной нагрузки учебного предмета «Русский язык и
литература» составляет:
1) в 5 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
2) в 6 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
3) в 7 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
4) в 8 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
5) в 9 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
6) в 10 классе - 2 час в неделю, 68 часа в учебном году.
33. Содержание учебного предмета распределено по разделам обучения.
Разделы поделены на подразделы, которые содержат в себе цели обучения
обучающихся в виде ожидаемых результатов по классам.


Page 7

7
34. Содержание учебного предмета включает 6 разделов:
1) раздел «Аудирование»;
2) раздел «Говорение»;
3) раздел «Чтение»;
4) раздел «Письмо»;
5) раздел «Использование языковых единиц»;
6) раздел «Коррекционное восстановление недостатков развития».
35. Раздел «Аудирование» включает 5 подразделов:
1) понимание устного сообщения/аудио/видео материалов;
2) понимание лексического значения слов;
3) понимание содержания художественных произведений;
4) определение основной мысли;
5) прогнозирование содержания текста.
36. Раздел «Говорение» включает 6 подразделов:
1) разнообразие словарного запаса;
2) пересказ прослушанного/ прочитанного текста;
3) соблюдение речевых норм;
4) создание монологического высказывания;
5) участие в диалоге;
6) оценивание устного высказывания.
37. Раздел «Чтение» включает 8 подразделов:
1) понимание содержания текста;
2) определение стилей и типов речи;
3) формулирование вопросов и ответов;
4) владение разными видами чтения;
5) составление плана;
6) анализ художественных произведений;
7) извлечение информации из различных ресурсов;
8) сравнительный анализ текстов.
38. Раздел «Письмо» включает 7 подразделов:
1) создание текстов разных жанров и стилей речи;
2) синтез прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала;
3) представление информации в различных формах;
4) творческое письмо;
5) написание эссе;
6) соблюдение орфографических норм;
7) соблюдение пунктуационных норм.
39. Раздел «Использование языковых единиц» включает 2 подраздела:
1) использование грамматических форм слов;
2) использование синтаксических конструкций.
40. Раздел «Коррекционное восстановление недостатков развития»
включает 7 подразделов:
1) коррекция сенсорных нарушений;


Page 8

8
2) коррекция психомоторики;
3) коррекция речи;
4) коррекция моторики рук;
5) коррекция мыслительной деятельности;
6) коррекция внимания;
7) коррекция памяти.
41. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 5 класса:
1) слушание: понимать общее содержание сообщения
продолжительностью не более 2-3 минут; значение слов бытовой тематики;
основное содержание произведений фольклора и литературы/фрагментов,
содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять
тему; определять основную мысль текста на основе вопросов; прогнозировать
содержание текста по вопросам;
2) говорение: владеть словарным запасом, включающим синонимы,
антонимы, омонимы; пересказывать основное содержание близко к тексту;
соблюдать орфоэпические нормы; создавать высказывание (описание,
повествование) на основе иллюстраций, комиксов; участвовать в диалоге,
правильно понимая реплики и предоставляя обратную связь; оценивать
высказывание (монолог/ диалог) с точки зрения соответствия предложенной
теме/ситуации;
3) чтение: понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова
и словосочетания; определять стилистические особенности текстов
художественного стиля (стихотворение, рассказ, сказка); формулировать
вопросы по содержанию текста и отвечать на них; владеть видами чтения
(ознакомительное, комментированное), читать по ролям; составлять план по
опорным словам; анализировать содержание небольших произведений
фольклора и литературы, определяя тему и основную идею ; извлекать
необходимую информацию по предложенной теме из определенного
источника; сравнивать содержание и тему текстов;
4) письмо: создавать небольшие тексты (письмо, дневник), используя
элементы разговорного стиля; излагать основное содержание текста на основе
прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуально го материала;
представлять информацию в виде рисунков; писать творческие работы на
литературные темы с использованием эпитетов и сравнений; писать эссе (объем
50-70 слов) по данному началу/концу, правильно писать безударные падежные
окончания; применять знаки препинания в простых предложениях;
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: падежные формы существительных, прилагательных, числительных,
местоимений; глаголы с зависимыми словами в нужных формах; числительные
для обозначения количества; использование синтаксических конструкций:
использовать простые активные конструкции.


Page 9

9
42. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 6 класса:
1) слушание: понимать: общее содержание сообщения
продолжительностью не более 2-4 минут, определяя тему текста; значение слов
бытовой и духовно-нравственной тематики; содержание рассказов, поэтических
произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и
грамматические единицы, определяя тему и основную мысль; определять
основную мысль текста на основе ключевых слов; прогнозировать содержание
текста по ключевым словам;
2) говорение: словарный запас, включающий фразеологические единицы,
паронимы, заимствованные слова; подробный, выборочный пересказ
содержания текста; соблюдать лексические нормы, связанные с выбором
соответствующих слов, избегая повторов; монологическое высказывание
(описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план;
диалог-расспрос, смена позиции «говорящий» на «слушающий» с учетом
выбранной роли; оценка монолога/диалога с опорой на ключевые слова/план;
3) чтение: понимание основной информации, определение темы, цели или
назначения текста; определять стилистические особенности текстов
разговорного стиля (письма, дневники), худ ожественного стиля
(стихотворение, сказка); определять принадлежность текста к типу
повествование на основе характерных признаков; формулирование вопросов,
направленных на оценку содержания текста, и ответы на вопросы, выражение
своего мнения по теме и/или поднимаемой проблеме; использовать виды
чтения, включая выборочное чтение; составлять простой план; анализ
содержания художественных произведений небольшого объема, определение
особенностей изображения; извлечение необходимой информации по
предложенной теме из различных источников; сравнение содержания, идей и
структурных особенностей текстов;
4) письмо: создавать тексты (письмо, дневник, стихотворение, сказка),
используя элементы разговорного и художественного стилей; подробное
изложение содержания текста на основе прослушанного, прочитанного и/или
аудиовизуального материала; представление информации в виде иллюстраций,
сюжетных рисунков; творческие работы (в том числе на литературные темы) от
лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов; эссе
(повествования, рассуждения, описания) объемом 60-80 слов по картине/ теме;
правописание безударных глагольных окончаний; знаки препинания в
предложениях с обращениями и однородными членами;
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: существительные и прилагательные, местоимения, порядковые
числительные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу; возвратные
глаголы; неопределенные местоимения для обозначения количества ;
использование синтаксических конструкций: активные и пассивные
конструкции.


Page 10

10
43. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 6 класса:
1) слушание: понимать основную информацию сообщения
продолжительностью до 3-4 минут, определяя ключевые слова; значение слов
социально- культурной тематики; содержание рассказов, поэтических
произведений/фрагментов, содержащих знакомые лексические и
грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать
и оценивать поступки персонажей или лирического героя; определять
основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний;
прогнозировать содержание по заголовку;
2) говорение: словарный запас, включающий фразеологические единицы;
использование приёмов сжатия текста; сжатый пересказ текста; соблюдение
морфологических норм использования форм разных частей речи;
аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или
повествования); диалог-обмен мнениями по предложенной теме; оценка
монолога/диалога, с опорой на ключевые слова/план, с точки зрения полноты,
логичности содержания;
3) чтение: понимание главной и второстепенной информации сплошных и
несплошных текстов; определять стилистические особенности текстов
художественного стиля (рассказ, басня), официально-делового стиля
(объяснительная записка, расписка; поздравление, объявление, реклама);
определять принадлежность текста к типу описание на основе характерных
признаков; формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие
выдвигать идеи, предположения и отвечать на вопросы, приводя аргументы;
использовать виды чтения, включая изучающее; составлять вопросный план;
анализировать содержание художественных произведений (поэтических,
прозаических), определяя особенности изображения главных и второстепенных
персонажей, лирического героя; извлекать необходимую информацию по
предложенной теме из различных источников, сопоставляя полученные
сведения; сравнивать содержание, идеи и структурные особенности текстов;
4) письмо: создавать тексты художественного стиля (стихотворение,
сказка, рассказ) и официально-делового стиля (объяснительная записка,
расписка, поздравление, объявление, реклама); сжатое изложение содержания
текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального
материала; представление информации в виде иллюстраций, сюжетных
рисунков, комиксов; творческие работы (в том числе на литературные темы):
представление себя в предлагаемой ситуации и описание собственных
ощущений; эссе (рассуждение, рассуждение с элементами
повествования/описания) объемом 70-100 слов на основе цитат, пословиц,
поговорок, крылатых выражений; правописание гласных и согласных в разных
частях слова; знаки препинания в предложениях в предложениях с прямой и
косвенной речью;


Page 11

11
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: существительные в качестве несогласованных определений, отглагольные
существительные, краткие прилагательные; глагол совершенного и
несовершенного вида, соответствующий ситуации общения; составные
числительные в соответствующих формах; изъявительном и повелительном
наклонении; составные числительные в соответствующих формах;
использование синтаксических конструкций: простые осложненные
однородными членами предложения.
44. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 8 класса:
1) слушание: сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая
необходимую информацию и/или определяя последовательность событий;
значение слов учебно-образовательной тематики; содержание небольших
прозаических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя сюжетную
линию или настроение стихотворения; определение основной мысли текста,
опираясь на содержание текста; прогнозировать содержание по заголовку или
началу текста;
2) говорение: словарный запас, включающим эмоционально-окрашенную
лексику, термины; пересказ содержания текста с творческими дополнениями;
пересказывать содержание текста с творческими дополнениями; соблюдать
синтаксические нормы, включающие правила согласования и управления;
создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами
описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений;
участвовать в диалоге по общественно-значимым проблемам; оценивать
высказывание (монолог/диалог), основанное на личных
впечатлениях/наблюдениях;
3) чтение: понимание главной, второстепенной и детальной информации
сплошных и несплошных текстов, связывая информацию с общеизвестными,
повседневными знаниями; стилистические особенности текстов
публицистического стиля публицистического стиля (репортаж о событии,
заметка, отзыв), официально-делового стиля (доверенность, заявление, договор,
официальное поздравление, деловое письмо); определять принадлежность
текста к типу рассуждение на основе характерных признаков; формулирование
проблемных вопросов по тексту, позволяющих выдвигать идеи, предположения
и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с
фактами из реальной жизни; использовать виды чтения, включая поисковое;
составлять сложный план; анализировать содержание художественных
произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и
художественно-изобразительные средства; извлечение необходимой
информации из различных источников, сопоставляя и определяя
противоречивую информацию; сравнение содержания текстов, цель и целевую
аудиторию;


Page 12

12
4) письмо: создавать тексты публицистического стиля (репортаж о
событии, заметка, отзыв) и официально-делового стиля (доверенность,
заявление, официальное поздравление, деловое письмо); излагать выборочно
содержание текста на основе прослушанного, прочитанног о и/или
аудиовизуального материала; представлять информацию в виде таблицы,
схемы, диаграммы, графика; творческие работы (в том числе на литературные
темы) представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные
ощущения, с использованием эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов,
сравнений, фразеологизмов и олицетворений; писать эссе (объем 80-120 слов)
на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений, соблюдая
особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования;
правильно выбирать слитное или раздельное написание «НЕ» с разными
словами, слова через дефис; применять знаки препинания в предложениях с
вводными словами, обращением, и обособленными членами предложения;
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: собирательные, вещественные и абстрактные существительные,
прилагательные и наречия в разных степенях сравнения; глаголы движения,
соответствующие ситуации общения, совершенного и несовершенного вида в
условном, изъявительном и повелительном наклонении; сложные числительные
в соответствующих формах; использование синтаксических конструкций:
простые осложненные вводными конструкциями предложения.
45. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 9 класса:
1) слушание: понимание основной и детальной информации сообщения
продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий
контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы; значение
слов значение слов историко-культурной тематики; содержание прозаических,
драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые
моменты развития сюжета или конфликта; определять основную мысль текста,
выявляя авторскую позицию; прогнозировать содержание по отрывку
прослушанного текста;
2) говорение: словарный запас, достаточный для замены слов
общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами);
пересказ содержания текста, демонстрация собственного понимания
проблематики; соблюдение речевых норм, включая в высказывание
лексические и синтаксические единицы, причастных и деепричастных
оборотов; создавать аргументированное высказывание (рассуждение с
элементами описания и/или повествования) на основе таблиц, схем, диаграмм,
графиков; дискуссия по предложенной проблеме, синтезируя различные точки
зрения, аргументируя свою точку зрения; оц енивать высказывание
(монолог/диалог), составленное на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков;
3) чтение: понимание главной, второстепенной и детальной информации
сплошных и несплошных текстов; определять стилистические особенности


Page 13

13
текстов публицистического стиля (статья, интервью, очерк, послание),
официально-делового стиля (характеристика, автобиография, резюме);
определять принадлежность текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков; формулирование проблемных вопросов по тексту, позволяющие
выдвигать идеи, интерпретации, предположения и отвечать на разные типы
вопросов; использовать виды чтения чтение, включая аналитическое;
составлять цитатный план; анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая со держание
произведения; извлекать необходимую информацию из различных источников,
определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность; сравнивать
тексты, анализируя содержание;
4) письмо: создавать тексты публицистического стиля (статья, интервью,
очерк, послание) и официально -делового стиля (характеристика,
автобиография, резюме); излагать информацию прослушанного, прочитанного
и / или аудиовизуального текста; представлять информацию в виде
презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график;
писать творческие работы (в том числе на литературные темы), выбирая
определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой, с
использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и
метафор; писать эссе (объем 90-140 слов) по предложенной проблеме, выражая
свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста
рассуждения, рассуждения с элементами повествования; правильно писать
союзы, предлоги, частицы; применять знаки пр епинания в сложных
предложениях; использование языковых единиц: использование
грамматических форм слов: сложные существительные, прилагательные,
наречия в соответствующих формах; действительные и страдательные
причастия и деепричастия совершенного и несовершенного вида; дробные и
собирательные числительные в соответствующих формах; использование
синтаксических конструкций: простые и сложные предложения, причастные
обороты и заменять их синонимичными конструкциями.
46. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 10 класса:
1) слушание: понимать основную и детальную информацию сообщения,
продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и
отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы; значение слов
общественно политической тематики; содержание п розаических,
драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с
помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к
героям, событиям; определять основную мысль текста, учитывая структуру
текста; прогнозировать содержание текста на основе утверждений;
2) говорение: владеть объемом словарного запаса, достаточным для
эффективного общения по широкому кругу тем; пересказ содержания текста,
демонстрируя критическое отношение, оценивая позицию автора; соблюдение


Page 14

14
речевых норм, включая в высказывание лексические и синтаксические
единицы, соответствующие стилю; создавать высказывание (рассуждение,
убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую
аудиторию; дискуссия по предложенной проблеме, синтезируя различные
точки зрения и формулируя пути решения проблемы; оценивать высказывание
(монолог/диалог) с использованием приемов привлечения внимания и с учетом
целевой аудитории;
3) чтение: понимание главной, второстепенной и детальной скрытой
(подтекст) информации сплошных и несплошных текстов; определять
стилистические особенности текстов публицистического стиля (проблемная
статья), научного стиля (аннотация, тезисы, статья), официально-делового
стиля (инструкция, правило, отчет, закон); определять принадлежность текста к
различным типам на основе характерных признаков; формулировать вопросы,
перефразируя информацию текста, и отвечать на них, различая факт и мнение;
использовать виды чтения владеть техниками критического мышления при
чтении; составлять тезисный план; анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание
произведения; извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на
основе полученных сведений, выражая собственное мнение; сравнивать тексты,
анализируя содержание, определяя авторскую и собственную позицию;
4) письмо: создавать тексты публицистического стиля (проблемная
статья), научного стиля (аннотация, статья, тезисы) и официально-делового
стиля (правило, отчет, инструкция); излагать информацию прослушанного,
прочитанного и / или аудиовизуального текста, творчески интерпретируя
содержание; представлять информацию в виде отчета, статьи, справки на
основе таблиц, схем, диаграмм, графиков; писать творческие работы (в том
числе на литературные темы), фрагмент/фрагменты текста, являющиеся
контрастными по содержанию, с использованием в письме изобразительно-
выразительных средств; писать эссе (объем 100-150 слов) по предложенной
проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы,
соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами
повествования/ описания; соблюдать орфографические нормы; использовать
знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях;
использование языковых единиц: использование грамматических форм слов:
существительные, прилагательные, наречия в соответствующих формах;
глаголы в соответствующих; числительные в соответствующих формах;
использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации
устного или письменного общения.
47. Содержание учебного предмета за 10 класс cостоит из тем,
относящихся к разделам «Культура речи» и «Стилистика», при изучении
которых обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата овладеют
навыками составления текстов разных стилей речи, умением составлять устные
высказывания, выражать собственное мнение, необходимыми для их


Page 15

15
социализации. Эти разделы необходимы для коммуника тивной
компетентности, решения жизненных проблем, эффективной адаптации в
обществе, однако являются сложными для освоения обучающи мися с
нарушением опорно-двигательного аппарата и требуют более длительного
времени для освоения.


Глава 4. Система целей обучения

48. Цели обучения в Программе для каждого класса представлены
кодировкой. В коде первое число обозначает класс, второе и третьи
числа – раздел и подраздел, четвертое число – нумерация учебной цели.
Например: в кодировке 5.2.1.3, «5» – это класс, «2.1» – подраздел, «3» – номер
учебной цели.
49. Ожидаемые результаты по целям обучения:
1) раздел 1 «Аудирование»:
таблица 1

Подразд
ел
Цели обучения
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
1.1
Понима
ние
устного
сообщен
ия
/аудио/
видео
материа
лов
5.1.1.1
понимат
ь общее
содержа
ние
сообщен
ия
продолж
ительно
стью не
более 2-
3 минут
6.1.1.1
понимат
ь общее
содержа
ние
сообщен
ия
продолж
ительно
стью не
более 2-
4 минут,
определ
яя тему
текста
7.1.1.1
понимать
основну
ю
информа
цию
сообщен
ия
продолж
ительнос
тью до 3-
4 минут,
определя
я
ключевы
е слова
8.1.1.1
понимать
сообщени
е
продолжи
тельность
ю 3-5
минут,
извлекая
необходи
мую
информа
цию
и/или
определя
я
последов
ательност
ь
событий
9.1.1.1
понимать
основную
и
детальну
ю
информа
цию
сообщени
я
продолжи
тельность
ю 4-6
минут,
объединя
я
разрознен
ные
факты в
общий
контекст,
определя
я
10.1.1.1
понимать
основную
и
детальную
информац
ию
сообщения
,
продолжит
ельностью
до 5-8
минут,
определяя
подтекст,
цель
высказыва
ния и
отношение
говорящег
о к
событиям
и героям и


Page 16

16
причинно
-
следствен
ные связи
и делая
выводы
делая
выводы
1.2.
Понима
ние
лексичес
кого
значения
слов
5.1.2.1
понимат
ь
значени
е слов
бытовой
тематик
и
6.1.2.1
понимат
ь
значени
е слов
бытовой
и
духовно
-
нравстве
нной
тематик
и
7.1.2.1
понимать
значение
слов
социальн
о-
культурн
ой
тематики
8.1.2.1
понимать
значение
слов
учебно-
образоват
ельной
тематики
9.1.2.1
понимать
значение
слов
историко-
культурн
ой
тематики
10.1.2.1
понимать
значение
слов
обществен
но
политичес
кой
тематики
1.3.
Понима
ние
содержа
ния
художес
твенных
произве
дений
5.1.3.1
понимат
ь
основно
е
содержа
ние
произве
дений
фолькло
ра и
литерат
уры/фра
гментов,
содержа
щих
знакомы
е
лексиче
ские и
граммат
ические
единицы
,
6.1.3.1
понимат
ь
содержа
ние
рассказо
в,
поэтиче
ских
произве
дений/ф
рагмент
ов,
содержа
щих
знакомы
е
лексиче
ские и
граммат
ические
единицы
,
определ
7.1.3.1
понимать
содержан
ие
рассказов
,
поэтичес
ких
произвед
ений/фра
гментов,
содержа
щих
знакомые
лексичес
кие и
граммати
ческие
единицы,
определя
я тему и
основну
ю мысль,
характер
8.1.3.1
понимать
содержан
ие
небольши
х
прозаиче
ских и
поэтичес
ких
произвед
ений/
фрагмент
ов,
определя
я
сюжетну
ю линию
или
настроен
ие
стихотво
рения
9.1.3.1
понимать
содержан
ие
прозаиче
ских,
драматич
еских и
поэтичес
ких
произвед
ений/
фрагмент
ов,
определя
я
ключевые
моменты
развития
сюжета
или
конфликт
а
10.1.3.1
понимать
содержани
е
прозаическ
их,
драматиче
ских,
поэтическ
их
произведе
ний/
фрагменто
в,
определяя
слова, с
помощью
которых
автор
выражает
эмоционал
ьно-
оценочное
отношение


Page 17

17
определ
ять тему
яя тему
и
основну
ю
мысль,
изовать и
оцениват
ь
поступки
персонаж
ей или
лирическ
ого героя

к героям,
событиям
1.4.
Определ
ение
основно
й мысли
5.1.4.1
определ
ять
основну
ю мысль
текста
на
основе
вопросо
в
6.1.4.1
определ
ять
основну
ю мысль
текста
на
основе
ключев
ых слов
7.1.4.1
определя
ть
основну
ю мысль
текста на
основе
ключевы
х слов и
словосоч
етаний
8.1.4.1
определя
ть
основную
мысль
текста,
опираясь
на
содержан
ие текста
9.1.4.1
определя
ть
основную
мысль
текста,
выявляя
авторску
ю
позицию
10.1.4.1
определять
основную
мысль
текста,
учитывая
структуру
текста
1.5.
Прогноз
ировани
е
содержа
ния
текста
5.1.5.1
прогноз
ировать
содержа
ние
текста
по
вопроса
м
6.1.5.1
прогноз
ировать
содержа
ние
текста
по
ключев
ым
словам
7.1.5.1
прогнози
ровать
содержан
ие по
заголовк
у
8.1.5.1
прогнози
ровать
содержан
ие по
заголовку
или
началу
текста
9.1.5.1
прогнози
ровать
содержан
ие по
отрывку
прослуша
нного
текста
10.1.5.1
прогнозир
овать
содержани
е текста на
основе
утвержден
ий

2) раздел 2 «Говорение»:
таблица 2

Подразде
л
Цели обучения
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
2.1.
Разнообр
азие
словарно
го запаса
5.2.1.1
владеть
словарн
ым
запасом,
включа
ющим
6.2.1.1
владеть
словарн
ым
запасом,
включа
ющим
7.2.1.1
владеть
словарны
м
запасом,
включаю
щим
8.2.1.1
владеть
словарны
м
запасом,
включаю
щим
9.2.1.1
владеть
словарны
м
запасом,
достаточ
ным для
10.2.1.1
владеть
объемом
словарно
го запаса,
достаточ
ным для


Page 18

18
синоним
ы,
антоним
ы,
омоним
ы
омоним
ы ,
пароним
ы,
заимств
ованные
слова
фразеоло
гические
единицы
эмоциона
льно-
окрашенн
ую
лексику,
термины
замены
слов
общеязык
овыми
эквивале
нтами
или
описател
ьными
оборотам
и
(перифра
зами)
эффектив
ного
общения
по
широком
у кругу
тем
2.2.
Пересказ
прослуша
нного/
прочитан
ного
текста
5.2.2.1
пересказ
ывать
основно
е
содержа
ние
близко к
тексту
6.2.2.1
пересказ
ывать
подробн
о,
выбороч
но
содержа
ние
текста
7.2.2.1
пересказ
ывать
содержан
ие,
использу
я
различны
е приемы
сжатия
текста
8.2.2.1
пересказ
ывать
содержан
ие текста
с
творческ
ими
дополнен
иями
9.2.2.1
пересказ
ывать
содержан
ие текста,
демонстр
ируя
собствен
ное
понимани
е
проблема
тики
10.2.2.1
пересказ
ывать
содержан
ие текста,
демонстр
ируя
критичес
кое
отношени
е,
оценивая
позицию
автора
2.3.
Соблюде
ние
речевых
норм
5.2.3.1
соблюда
ть
орфоэпи
ческие
нормы
6.2.3.1
соблюда
ть
лексиче
ские
нормы,
связанн
ые с
выборо
м
соответс
твующи
х слов,
избегая
повторо
в
7.2.3.1
соблюдат
ь
морфолог
ические
нормы
использо
вания
форм
разных
частей
речи
8.2.3.1
соблюдат
ь
синтакси
ческие
нормы,
включаю
щие
правила
согласова
ния и
управлен
ия
9.2.3.1
соблюдат
ь речевые
нормы,
включая
в
высказыв
ание
лексическ
ие и
синтакси
ческие
единицы,
причастн
ых и
дееприча
10.2.3.1
соблюдат
ь речевые
нормы,
включая
в
высказыв
ание
лексическ
ие и
синтакси
ческие
единицы,
соответст
вующие
стилю


Page 19

19
стных
оборотов
2.4.
Создание
монологи
ческого
высказыв
ания
5.2.4.1
создават
ь
высказы
вание
(описан
ие,
повеств
ование)
на
основе
иллюстр
аций,
комиксо
в
6.2.4.1
создават
ь
высказы
вание
(описан
ие,
повеств
ование,
рассужд
ение) с
опорой
на
ключев
ые слова
или
план
7.2.4.1
создавать
аргумент
ированно
е
высказыв
ание
(рассужд
ение с
элемента
ми
описания
и/или
повествов
ания)
8.2.4.1
создавать
аргумент
ированно
е
высказыв
ание
(рассужд
ение с
элемента
ми
описания
и/или
повествов
ания) на
основе
личных
впечатле
ний и
наблюден
ий
9.2.4.1
создавать
аргумент
ированно
е
высказыв
ание
(рассужд
ение с
элемента
ми
описания
и/или
повествов
ания) на
основе
таблиц,
схем,
диаграмм
,
графиков
10.2.4.1
создавать
высказыв
ание
(рассужд
ение,
убеждени
е),
использу
я приемы
привлече
ния
внимания
и
учитывая
целевую
аудитори
ю
2.5.
Участие в
диалоге
5.2.5.1
участвов
ать в
диалоге,
правиль
но
понимая
реплики
и
предост
авляя
обратну
ю связь
6.2.5.1
участвов
ать в
диалоге-
расспро
се,
меняя
позици
ю
«говоря
щий» на
«слуша
ющий» с
учетом
выбранн
ой роли
7.2.5.1
участвова
ть в
диалоге,
обменива
ясь
мнениям
и по
предложе
нной
теме
8.2.5.1
участвова
ть в
диалоге
по
обществе
нно-
значимы
м
проблема
м
9.2.5.1
участвова
ть в
дискусси
и по
предложе
нной
проблеме
,
синтезир
уя
различны
е точки
зрения ,
аргумент
ируя
свою
точку
зрения
10.2.5.1
участвова
ть в
дискусси
и по
предложе
нной
проблеме
,
синтезир
уя
различны
е точки
зрения и
формули
руя пути
решения
проблем
ы
2.6. 5.2.6.1 6.2.6.1 7.2.6.1 8.2.6.1 9.2.6.1 10.2.6.1


Page 20

20
Оцениван
ие
устного
высказыв
ания
оценива
ть
высказы
вание
(моноло
г/
диалог)
с точки
зрения
соответс
твия
предлож
енной
теме/сит
уации
оценива
ть
высказы
вание
(моноло
г/диалог
),
составле
нное с
опорой
на
ключев
ые
слова/пл
ан
оцениват
ь
высказыв
ание
(монолог/
диалог),
составлен
ное с
опорой
на
ключевые
слова/пла
н, с точки
зрения
полноты,
логичнос
ти
содержан
ия
оцениват
ь
высказыв
ание
(монолог/
диалог),
основанн
ое на
личных
впечатле
ниях/наб
людениях
оцениват
ь
высказыв
ание
(монолог/
диалог),
составлен
ное на
основе
таблиц,
схем,
диаграмм
,
графиков
оцениват
ь
высказыв
ание
(монолог/
диалог) с
использо
ванием
приемов
привлече
ния
внимания
и с
учетом
целевой
аудитори
и

3) раздел 3 «Чтение»:
таблица 3

Подразде
л
Цели обучения
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
3.1.
Пониман
ие
содержан
ия текста
5.3.1.1
понимат
ь общее
содержа
ние
текста,
определ
яя
ключев
ые слова
и
словосо
четания
6.3.1.1
понимат
ь
основну
ю
информ
ацию,
определ
яя тему,
цель или
назначе
ние
текста
7.3.1.1
понимать
главную
и
второстеп
енную
информа
цию
сплошны
х и
несплошн
ых
текстов
8.3.1.1
понимать
главную
и
второстеп
енную
информа
цию
сплошны
х и
несплошн
ых
текстов,
связывая
информа
цию с
общеизве
стными,
9.3.1.1
понимать
главную,
второстеп
енную и
детальну
ю
информа
цию
сплошны
х и
несплошн
ых
текстов
9.3.1.1
понимать
главную,
второстеп
енную и
скрытую
(подтекст
)
информа
цию
сплошны
х и
несплошн
ых
текстов


Page 21

21
повседне
вными
знаниями
3.2.
Определе
ние
стилей и
типов
речи
5.3.2.1
определ
ять
стилист
ические
особенн
ости
текстов
художес
твенног
о стиля
(стихотв
орение,
рассказ,
сказка)
6.3.2.1
определ
ять
стилист
ические
особенн
ости
текстов
разговор
ного
стиля
(письма,
дневник
и),
художес
твенног
о стиля
(стихотв
орение,
сказка);
определ
ять
принадл
ежность
текста к
типу
повеств
ование
на
основе
характер
ных
признак
ов
7.3.2.1
определя
ть
стилисти
ческие
особенно
сти
текстов
художест
венного
стиля
(рассказ,
басня),
официаль
но-
делового
стиля
(объяснит
ельная
записка,
расписка;
поздравл
ение,
объявлен
ие,
реклама);
определя
ть
принадле
жность
текста к
типу
описание
на основе
характерн
ых
признако
в
8.3.2.1
определя
ть
стилисти
ческие
особенно
сти
текстов
публицис
тического
стиля
(репорта
ж о
событии,
заметка,
отзыв),
официаль
но-
делового
стиля
(доверенн
ость,
заявление
, договор,
официаль
ное
поздравл
ение,
деловое
письмо);
определя
ть
принадле
жность
текста к
типу
рассужде
ние на
основе
характер
9.3.2.1
определя
ть
стилисти
ческие
особенно
сти
текстов
публицис
тического
стиля
(статья,
интервью
, очерк,
послание)
,
официаль
но-
делового
стиля
(характер
истика,
автобиог
рафия,
резюме);
определя
ть
принадле
жность
текстов к
смешанн
ому типу
на основе
характерн
ых
признако
в
10.3.2.1
определя
ть
стилисти
ческие
особенно
сти
текстов
публицис
тического
стиля
(проблем
ная
статья),
научного
стиля
(аннотац
ия,
тезисы,
статья),
официаль
но-
делового
стиля
(инструк
ция,
правило,
отчет,
закон);
определя
ть
принадле
жность
текста к
различны
м типам
на основе
характер
ных
признако


Page 22

22
ных
признако
в
в
3.3.
Формули
рование
вопросов
и ответов
5.3. 3.1
формул
ировать
вопросы
по
содержа
нию
текста и
отвечать
на них
6.3. 3.1.
формул
ировать
вопросы
,
направл
енные
на
оценку
содержа
ния
текста и
отвечать
на
вопросы
,
выражая
свое
мнение
по теме
и/или
поднима
емой
проблем
е
7.3. 3.1.
формули
ровать
проблемн
ые
вопросы
по тексту,
позволяю
щие
выдвигат
ь идеи,
предполо
жения и
отвечать
на
вопросы,
приводя
аргумент
ы
8.3. 3.1.
формули
ровать
проблемн
ые
вопросы
по тексту,
позволяю
щие
выдвигат
ь идеи,
предполо
жения и
отвечать
на
вопросы,
приводя
аргумент
ы,
связывать
информа
цию
текста с
фактами
из
реальной
жизни
9.3.3.1
формули
ровать
проблемн
ые
вопросы
по тексту,
позволяю
щие
выдвигат
ь идеи,
интерпре
тации,
предполо
жения и
отвечать
на разные
типы
вопросов
10.3.3.1
формули
ровать
вопросы,
перефраз
ируя
информа
цию
текста, и
отвечать
на них,
различая
факт и
мнение
3.4.
Владение
разными
видами
чтения
5.3.4.1
владеть
видами
чтения
(ознако
мительн
ое,
коммент
ированн
ое),
читать
по
ролям
6.3.4.1
использ
овать
виды
чтения,
включая
выбороч
ное
чтение
7.3.4.1
использо
вать виды
чтения,
включая
изучающ
ее
8.3.4.1
использо
вать виды
чтения,
включая
поисково
е
9.3.4.1
использо
вать виды
чтения
чтение,
включая
аналитич
еское
10.3.4.1
использо
вать виды
чтения
владеть
техникам
и
критичес
кого
мышлени
я при
чтении


Page 23

23
3.5.
Составле
ние плана
5.3.5.1
составля
ть план
по
опорны
м
словам
6.3.5.1
составля
ть
простой
план
7.3.5.1
составлят
ь
вопросны
й план
8.3.5.1
составлят
ь
сложный
план
9.3.5.1
составлят
ь
цитатный
план
10.3.5.1
составлят
ь
тезисный
план
3.6
Анализ
художест
венных
произвед
ений
5.3.6.1
анализи
ровать
содержа
ние
небольш
их
произве
дений
фолькло
ра и
литерат
уры,
определ
яя тему
и
основну
ю идею
6.3.6.1
анализи
ровать
содержа
ние
художес
твенных
произве
дений
небольш
ого
объема,
определ
яя
особенн
ости
изображ
ения
7.3.6.1
анализир
овать
содержан
ие
художест
венных
произвед
ений
(поэтичес
ких,
прозаиче
ских),
определя
я
особенно
сти
изображе
ния
главных
и
второстеп
енных
персонаж
ей,
лирическ
ого героя
8.3.6.1
анализир
овать
содержан
ие
художест
венных
произвед
ений
(поэтичес
ких,
прозаиче
ских),
определя
я
жанровые
особенно
сти и
художест
венно-
изобразит
ельные
средства
9.3.6.1
анализир
овать
содержан
ие
художест
венных
произвед
ений,
выявляя
авторску
ю
позицию
и
оценивая
содержан
ие
произвед
ения
10.3.6.1
анализир
овать
содержан
ие
художест
венных
произвед
ений,
выявляя
авторску
ю
позицию
и
оценивая
содержан
ие
произвед
ения
3.7
Извлечен
ие
информа
ции из
различны
х
ресурсов
5.3.7.1
извлекат
ь
необход
имую
информ
ацию по
предлож
енной
6.3.7.1
извлекат
ь
необход
имую
информ
ацию по
предлож
енной
7.3.7.1
извлекать
необходи
мую
информа
цию по
предложе
нной
теме из
8.3.7.1

извлекать
необходи
мую
информа
цию,
сопоставл
яя и
9.3.7.1
извлекать
необходи
мую
информа
цию из
различны
х
источник
10.3.7.1
извлекать
и
синтезир
овать
информа
цию,
делать
выводы


Page 24

24
теме из
определ
енного
источни
ка
теме из
различн
ых
источни
ков,
различны
х
источник
ов,
сопоставл
яя
полученн
ые
сведения
определя
я
противор
ечивую
информа
цию
ов,
определя
я ее
актуальн
ость,
достовер
ность,
полезност
ь и
ценность
на основе
полученн
ых
сведений,
выражая
собствен
ное
мнение
3.8
Сравните
льный
анализ
текстов
5.3.8.1
сравнив
ать
содержа
ние и
тему
текстов
6.3.8.1
сравнив
ать
содержа
ние и
особенн
ости
текстов
7.3.8.1
сравниват
ь
содержан
ие, идеи и
структур
ные
особенно
сти
текстов
8.3.8.1
сравниват
ь
содержан
ие
текстов,
цель и
целевую
аудитори
ю
9.3.8.1
сравниват
ь тексты,
анализир
уя
содержан
ие
10.3.8.1
сравниват
ь тексты,
анализир
уя
содержан
ие,
определя
я
авторску
ю и
собствен
ноую
позицию

4) раздел 4 «Письмо»:
таблица 4

Подразде
л
Цели обучения
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
4.1
Создание
текстов
разных
жанров и
стилей
речи
5.4.1.1
создават
ь
небольш
ие
тексты
(письмо,
дневник
),
использ
уя
элемент
6.4.1.1
создават
ь тексты
(письмо,
дневник,
стихотв
орение,
сказка),
использ
уя
элемент
ы
7.4.1.1.
создавать
тексты
художест
венного
стиля
(стихотво
рение,
сказка,
рассказ) и
официаль
но-
8.4.1.1
создавать
тексты
публицис
тического
стиля
(репорта
ж о
событии,
заметка,
отзыв) и
официаль
9.4.1.1
создавать
тексты
публицис
тического
стиля
(статья,
интервью
, очерк,
послание)
и
официаль
10.4.1.1
создавать
тексты
публицис
тического
стиля
(проблем
ная
статья),
научного
стиля
(аннотац


Page 25

25
ы
разговор
ного
стиля
разговор
ного и
художес
твенног
о стилей
делового
стиля (об
ъяснител
ьная
записка,
расписка,
поздравл
ение,
объявлен
ие,
реклама)
но-
делового
стиля
(доверенн
ость,
заявление
,
официаль
ное
поздравл
ение,
деловое
письмо)
но-
делового
стиля
(характер
истика,
автобиог
рафия,
резюме)
ия,
статья,
тезисы) и
официаль
но-
делового
стиля
(правило,
отчет,
инструкц
ия)
4.2
Синтез
прослуша
нного,
прочитан
ного и
аудиовиз
уального
материал
а
5.4.2.1
излагать
основно
е
содержа
ние
текста
на
основе
прослуш
анного,
прочита
нного
и/или
аудиови
зуальног
о
материа
ла
6.4.2.1
излагать
подробн
о
содержа
ние
текста
на
основе
прослуш
анного,
прочита
нного
и/или
аудиови
зуальног
о
материа
ла
7.4.2.1
излагать
сжато
содержан
ие текста
на основе
прослуша
нного,
прочитан
ного
и/или
аудиовиз
уального
материал
а
8.4.2.1
излагать
выборочн
о
содержан
ие текста
на основе
прослуша
нного,
прочитан
ного
и/или
аудиовиз
уального
материал
а
9.4.2.1
излагать
информа
цию
прослуша
нного,
прочитан
ного и /
или
аудиовиз
уального
текста
10.4.2.1.
излагать
информа
цию
прослуша
нного,
прочитан
ного и /
или
аудиовиз
уального
текста,
творческ
и
интерпре
тируя
содержан
ие
4.3
Представ
ление
информа
ции в
различны
х формах
5.4.3.1
представ
лять
информ
ацию в
виде
рисунко
в
6.4.3.1
предста
влять
информ
ацию в
виде
иллюстр
аций,
сюжетн
ых
рисунко
7.4.3.1
представл
ять
информа
цию в
виде
иллюстра
ций,
сюжетны
х
рисунков,
8.4.3.1
представл
ять
информа
цию в
виде
таблицы,
схемы,
диаграмм
ы,
графика
9.4.3.1
представл
ять
информа
цию в
виде
презентац
ии, в том
числе
содержа
щей
10.4.3.1.
представл
ять
информа
цию в
виде
отчета,
статьи,
справки
на основе
таблиц,


Page 26

26
в комиксов таблицу,
схему,
диаграмм
у, график
схем,
диаграмм
,
графиков
и
наоборот
4.4
Творческ
ое
письмо
5.4.4.1
писать
творческ
ие
работы
на
литерат
урные
темы с
использ
ованием
эпитето
в и
сравнен
ий
6.4. 4.1
писать
творчес
кие
работы
(в том
числе на
литерат
урные
темы) от
лица
героя с
использ
ованием
эпитето
в,
сравнен
ий и
выражая
свое
отношен
ие к
героям
художес
твенных
произве
дений
или их
поступк
ам с
использ
ованием
эпитето
в и
сравнен
ий
7.4.4.1
писать
творческ
ие работы
(в том
числе на
литерату
рные
темы)
представл
яя себя в
предлагае
мой
ситуации
и
описывая
собствен
ные
ощущени
я
8.4.4.1
писать
творческ
ие
работы (в
том числе
на
литерату
рные
темы)
представл
яя себя в
предлагае
мой
ситуации
и
описывая
собствен
ные
ощущени
я, с
использо
ванием
эмоциона
льно-
окрашенн
ой
лексики,
эпитетов,
сравнени
й,
фразеоло
гизмов и
олицетво
рений
9.4.4.1
писать
творческ
ие работы
(в том
числе на
литерату
рные
темы),
выбирая
определе
нную
роль и
речевое
поведени
е в
соответст
вии с
установк
ой, с
использо
ванием
эпитетов,
сравнени
й,
фразеоло
гизмов,
олицетво
рений и
метафор
10.4.4.1
писать
творческ
ие
работы (в
том числе
на
литерату
рные
темы),
фрагмент
/фрагмен
ты
текста,
являющи
еся
контраст
ными по
содержан
ию, с
использо
ванием в
письме
изобразит
ельно-
выразите
льных
средств
4.5 5.4.5.1 6.4.5.1 7.4.5.1 8.4.5.1 9.4.5.1 10.4.5.1


Page 27

27
Написани
е эссе
писать
эссе
(объем
50-70
слов) по
данному
началу/к
онцу
писать
эссе
(объем
60 -800
слов) по
картине/
теме,
учитыва
я
особенн
ости
текста
повеств
ования,
рассужд
ения
описани
я
писать
эссе
(объем 70
-100
слов) по
теме,
учитывая
особенно
сти
текста
повествов
ания,
рассужде
ния
описания
писать
эссе
(объем
80-120
слов) на
основе
цитат,
пословиц,
поговоро
к,
крылатых
выражен
ий,
соблюдая
особенно
сти
текста
рассужде
ния,
рассужде
ния с
элемента
ми
повествов
ания/опис
ания
писать
эссе
(объем
90-140
слов) по
предложе
нной
проблеме
, выражая
свое
согласие\
несогласи
е с
позицией
автора,
соблюдая
особенно
сти
текста
рассужде
ния,
рассужде
ния с
элемента
ми
повествов
ания
писать
эссе
(объем
100-150
слов) по
предложе
нной
проблеме
,
обосновы
вая свое
мнение и
предлагая
пути
решения
проблем
ы,
соблюдая
особенно
сти
текста
рассужде
ния,
рассужде
ния с
элемента
ми
повествов
ания/
описания
4.6
Соблюде
ние
орфограф
ических
норм
5.4.6.1
правиль
но
писать
безудар
ные
падежн
ые
окончан
ия
6.4.6.1
правиль
но
писать
безудар
ные
глагольн
ые
окончан
ия
7.4.6.1
правильн
о писать
гласные и
согласны
е в
разных
частях
слова
8.4.6.1
правильн
о
выбирать
слитное
или
раздельно
е
написани
е «НЕ» с
разными
словами,
слова
9.4.6.1
правильн
о писать
союзы,
предлоги,
частицы
10.4.6.1
соблюдат
ь
орфограф
ические
нормы


Page 28

28
через
дефис
4.7
Соблюде
ние
пунктуац
ионных
норм
5.4.7.1
применя
ть знаки
препина
ния в
простых
предлож
ениях
6.4.7.1
применя
ть знаки
препина
ния в
предлож
ениях с
обращен
иями и
однород
ными
членами
7.4.7.1
применят
ь знаки
препинан
ия в
предложе
ниях с
прямой и
косвенно
й речью
8.4.7.1
применят
ь знаки
препинан
ия в
предложе
ниях с
вводным
и
словами,
обращени
ем, и
обособле
нными
членами
предложе
ния
9.4.7.1
применят
ь знаки
препинан
ия в
сложных
предложе
ниях
10.4.7.1
использо
вать
знаки
препинан
ия в
простых,
простых
осложнен
ных и
сложных
предложе
ниях

5) раздел 5 «Использование языковых единиц»:
таблица 5

Подразде
л
Цели обучения
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
5.1
Использо
вание
граммати
ческих
форм
слов
5.5.1.1
образов
ывать
падежн
ые
формы
существ
ительны
х,
прилага
тельных
,
числите
льных,
местоим
ений
6.5.1.1
использ
овать
существ
ительны
е и
прилага
тельные,
местоим
ения,
порядко
вые
числите
льные,
правиль
но
согласов
ывая по
7.5.1.1
использо
вать
существи
тельные в
качестве
несогласо
ванных
определе
ний,
отглаголь
ные
существи
тельные,
краткие
прилагате
льные
8.5.1.1
использо
вать
собирате
льные,
веществе
нные и
абстрактн
ые
существи
тельные,
прилагате
льные и
наречия в
разных
степенях
сравнени
я
9.5.1.1
использо
вать
сложные
существи
тельные,
прилагате
льные,
наречия в
соответст
вующих
формах
10.5.1.1
использо
вать
существи
тельные,
прилагате
льные,
наречия в
соответст
вующих
формах


Page 29

29
роду,
числу и
падежу
5.5.1.2.
использ
овать
глаголы
с
зависим
ыми
словами
в
нужных
формах
6.5.1.2.
использ
овать
возвратн
ые
глаголы
7.5.1.2.
выбирать
и
использо
вать
соответст
вующий
ситуации
общения
глагол
совершен
ного и
несоверш
енного
вида
8.5.1.2.
использо
вать
глаголы
движения
,
соответст
вующие
ситуации
общения,
совершен
ного и
несоверш
енного
вида в
условном
,
изъявите
льном и
повелите
льном
наклонен
ии
9.5.1.2.
использо
вать
действите
льные и
страдател
ьные
причасти
я и
дееприча
стия
совершен
ного и
несоверш
енного
вида
10.5.1.2.
использо
вать
глаголы в
соответст
вующих
формах
5.5.1.3
использ
овать
числите
льные
для
обознач
ения
количес
тва
6.5.1.3
использ
овать
неопред
еленные
местоим
ения для
обознач
ения
количес
тва
7.5.1.3
использо
вать
составны
е
числител
ьные в
соответст
вующих
формах
8.5.1.3
использо
вать
сложные
числител
ьные в
соответст
вующих
формах
9.5.1.3
использо
вать
дробные
и
собирате
льные
числител
ьные в
соответст
вующих
формах
10.5.1.3
использо
вать
числител
ьные в
соответст
вующих
формах
5.2
Использо
вание
синтакси
ческих
5.5.2.1
использ
овать
простые
активны
6.5.2.1
использ
овать
активны
е и
7.5.2.1
использо
вать
простые
осложнен
8.5.2.1
использо
вать
простые
осложнен
9.5.2.1
использо
вать
простые
и
10.5.2.1
использо
вать
простые
и


Page 30

30
конструк
ций
е
констру
кции
пассивн
ые
констру
кции,
ные
однородн
ыми
членами
предложе
ния
ные
вводным
и
конструк
циями
предложе
ния
сложные
предложе
ния,
причастн
ые
обороты
и
заменять
их
синоними
чными
конструк
циями
сложные
предложе
ния,
соответст
вующие
ситуации
устного
или
письменн
ого
общения
8.5.2.2
использо
вать
причастн
ые и
дееприча
стные
обороты
9.5.2.2
использо
вать
прямую и
косвенну
ю речь и
заменять
их
синоними
чными
конструк
циями


6) раздел 6 «Коррекционное восстановление недостатков развития»:
таблица 6

Подразде
л
Цели коррекции
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс
6.1
Коррекци
ясенсорн
ых
нарушени
й
5.6.1.1
уметь
зритель
но
восприн
имать
материа
л;
5.6.1.2
уметь
восприн
имать
6.6.1.1
уметь
поддерж
ивать
зритель
но-
моторну
ю
координ
ацию
7.6.1.1
уметь
удержива
ть в поле
зрения
зрительн
ый
стимул
при
выполнен
ии
зрительн
8.6.1.1
уметь
управлят
ь
зрительн
ыми
нарушени
ями

9.6.1.1
уметь
визуальн
о
выборочн
о
восприни
мать
материал
10.6.1.1
уметь
зрительн
о
восприни
мать
объемны
й
материал


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!