Материалдар / Гармония предмета "Самопознание"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Гармония предмета "Самопознание"

Материал туралы қысқаша түсінік
учителям самопознания
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Ақпан 2020
288
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

1
Приложение 49
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 20 сентября 2018 года № 469
Приложение 489
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа
по учебному предмету «Русский язык и литература» для обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата 5-10 классов уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию
(с нерусским языком обучения)
Глава 1. Общие положения
1. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык и
литература» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
5-10 классов уровня основного среднего образования по обновленному
содержанию (далее – Программа) разработана в соответствии с подпунктом
6) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года
«Об образовании».
2. Целью обучения второму языку является формирование навыков
овладения и совершенствования русской речью как средством коммуникации в
соответствии с их уровнем обучения, а также соблюдения правил и норм
русского литературного языка, правил речевого этикета, что способствует
развитию функциональной грамотности обучающихся, подготовке их к
самостоятельному общению на русском языке.
3. Задачи:
1) развитие навыков слушания, говорения, чтения, письма, необходимых
для общения в социально-бытовой, социально-культурной, научнотехнической, учебно-профессиональной сферах жизни;
2) формирование знаний о единицах языковой системы, правилах их
сочетания, функционирования, навыков и умений конструирования
синтаксических структур в соответствии с нормами и правилами русского
языка;
3) развитие навыков речевого самоконтроля, речевой активности;
4) формирование и развитие навыков мышления, направленных на
анализ, синтез, оценку, интерпретацию полученной информации;

2
5) развитие познавательных способностей обучающихся, их память,
внимание, воображение, речевую реакцию, наблюдательность относительно
языковых явлений;
6)
формирование
навыка
поискового,
ознакомительного,
исследовательского чтения, переработки прочитанной информации;
7) развитие навыков анализа произведений разной жанровой природы,
аргументированного формулирования своего отношения к прочитанному;
темы, идеи и особенностей композиции, сюжета произведения, языковых
особенностей произведения, ключевых эпизодов, действий и поступков героев;
особенностей стиля писателя;
8) обогащение словарного запаса обучающихся, умение слушать,
понимать речь педагога и речь окружающих;
9) изучение основ фонетики, лексики, грамматики, правописания
русского языка и формирование связной речи;
10) формирование толерантного отношения к языкам и культурам других
народов.
4. Содержание Программы, кроме достижения предметных результатов,
предусматривает систематическую работу по реализации коррекционных задач:
развитие слухового, слухо-зрительного восприятия; увеличение пассивного и
активного словаря; предупреждение вербализма в речи, работа над
семантической стороной речи; коррекция нарушений грамматического и
фонетического строя речи; профилактика и преодоление дислексии, дисграфии
и дизорфографии.
Глава 2. Педагогические подходы к организации учебного процесса
5. Обучение языку осуществляется на основе принципов коррекционноразвивающей и социально-адаптирующей направленности обучения;
дифференцированного, деятельностного, коммуникативного, ценностноориентированного,
дифференцированного
подходов,
использования
информационно-коммуникационных технологий.
6. Коррекционно-развивающая направленность обучения обеспечивается
специальными методами и приемами учебной деятельности с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей.
7. Социально-адаптирующая направленность обучения предполагает
преодоление или уменьшение социальной дезадаптации личности.
Предусматривается специальная работа по освоению обучающимися
необходимых для участия в социальной жизни норм поведения и жизненных
навыков.
8. Принцип деятельностного подхода: в процессе обучения широко
используется
предметно-практическая,
поисковая
деятельность
под
руководством педагога, которая создает условия для осмысления учебного

3
материала; предметно-практическая деятельность позволяет развивать
сенсомоторную основу высших психических функций (восприятия, речи,
мышления), компенсировать недостаточность жизненного опыта обучающихся,
овладевать знаниями, умениями и навыками по общеобразовательным
предметам.
9. Коммуникативный подход в обучении – передача и сообщение
информации, обмен знаниями, умениями и навыками в процессе речевого
взаимодействия; результатом обучения является способность осуществлять
общение посредством языка.
10. Практическая направленность обучения предполагает установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся, формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико-ориентированных задач.
11. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
Программы, наличием у них вариативных типологических особенностей,
которые проявляются при усвоении учебного материала и влияют на качество
получаемых знаний, умений и навыков. Для каждой типологической группы
обучающихся педагог подбирает соответствующее их возможностям
содержание учебного материала, с учетом доступной сложности и объема;
варьируются темп учебной работы, степень самостоятельности обучающихся,
методы и приемы обучения. Деление обучающихся на группы условно и
подвижно. Дифференцированный подход дополняется индивидуализацией
обучения.
12. На уроках с целью формирования информационно-коммуникативных
компетенций обучающихся включаются разнообразные виды работы с
информацией из различных источников, в том числе инновационные
коммуникационные технологии (читающие машины, словари, справочники,
средства массовой информации, интернет, компьютер).
13. Используются тексты различных стилей и жанров, охватывающие
различные аспекты социально-экономической и культурной жизни общества,
что
позволит
обучающимся
повысить
уровень
орфографической,
пунктуационной, стилистической грамотности, а также уровень речевой
культуры, отработать навыки анализа и составления связных высказываний
различных стилей, типов и жанров речи.
14. Содержание текстов направлено на формирование духовнонравственных качеств и патриотических чувств обучающихся, на
формирование казахстанского патриотизма и стремления воплотить в жизнь
общенациональную идею «Mәңгілік Ел», на развитие толерантности и умения
общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации.
15. При организации и проведении уроков педагог ориентируется на ряд
специфических и общих методических требований:

4
1) постоянная коррекция и развитие дефицитарных функций (сенсорных,
моторных, психических);
2) развитие пространственных преставлений, коммуникативной
деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового, зрительного,
тактильного восприятия;
3) обеспечение возможности активно использовать освоенные
компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и
скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной
и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;
4) активизацию социальных компетенций и развитие навыков
самостоятельной
работы,
развитие
познавательной
активности
и
познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и
положительных качеств личности.
16. Выбор методов и приёмов обучения осуществляется в соответствии с
особенностями познавательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, в связи, с чем важное место занимает метод
«маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в
форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
17. К изучению материала на каждом новом этапе обучающиеся
переходят по мере формирования навыков предыдущего; учитель
самостоятельно определяет период времени, необходимый для формирования
умений и навыков, определенных для каждого этапа.
18. При реализации Программы необходимо делать акцент на
формировании у обучающихся практических речевых умений, которые
реализуются в каждодневных делах, что обусловлено ограничениями речевой
деятельности обучающихся.
19. На начальных этапах обучения второму языку основным является
формирование умений понимать устную русскую речь, уточнение, расширение,
активизация словарного запаса, что сопровождается систематической работой
над развитием и коррекцией речевого слуха, формированием орфоэпических
навыков; для этого можно использовать беседы, заучивание стихотворений,
загадок, скороговорок, фраз, речевые игры; при этом учитель добивается
орфоэпически правильного произношения слов, на примере своей речи, учит
отвечать на вопросы, задавать вопросы по-русски, читать слова, предложения,
тексты.
20. В 5 классе ученики продолжают практически упражняться в звуковом,
а затем в звукобуквенном анализе слов; этот вид работы имеет большое
значение для развития речевого слуха, помогает увидеть место каждого звука и
каждой буквы в русском слове, что, в свою очередь, будет способствовать
правильному произношению, написанию, запоминанию новых слов.
21. Исходным моментом практического владения языком являются
умения и навыки слушания, на базе которых формируются связное
высказывания, умения и навыки говорения, работа над которым занимает

5
ведущее положение, поскольку на базе навыков и умений устной речи
формируются навыки и умения чтения и письма.
22. Для этого необходимо становление целого комплекса умений, а
именно:
1) слушать звучащую речь;
2) слышать произносимое, находить отклонения от норм произношения с
чужой и собственной речи;
3) правильно воспроизводить услышанное на основе образца;
4) ясно артикулировать звуки, слоги и слова;
5) соотносить слышимое с произносимым словом и видимым: определять
соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречия между
литературным произношением и написанием слова;
6) самостоятельно употреблять орфоэпические образцы в собственной
устной речи и при чтении;
7) составлять связное высказывание;
8) грамотно писать.
23. Для развития речевых навыков целесообразно создавать такие
условия, при которых участвовали бы различные анализаторы: зрительный
(показ картинок, предметов), слуховой (внимательно слушать, что ясно и
громко говорит учитель, сверстники, замечать ошибки в речи других и у себя);
тактильный (ощущать артикуляцию звука).
24. Для формирования навыка правильного написания слов используются
специальные упражнения: списывание слов, предложений с доски и из
учебников; списывание со вставкой пропущенных букв, слогов, слов;
выборочное списывание; восстановление нарушенного порядка слов
предложениях под диктовку, по памяти, по следам анализа.
25. В процессе обучения слушание, говорение, чтение, сознательное
списывание, которое сопровождается орфографическим проговариванием,
являются основными видами работ по усвоению русской речи.
26. При чтении необходимо выяснять, правильно ли воспринимают они
факты (что? где? когда?), устанавливают ли причинно-следственные связи
(почему? зачем?), как понимают смысл прочитанного.
27. При обучении большое значение имеет словарная работа: она
способствует формированию осознанного чтения, обогащению словаря,
практическому усвоения произношения и правописания отдельных слов;
содержанием словарной работы является объяснение значения новых слов и
введение их в активную (устную и письменную) речь обучающихся.
Толкование смысла новых слов проводится по-русски; в отдельных случаях
используется родной язык.
28. Одним из главных условий обучения русской речи служат речъ и
чтение учителя; речь педагога является образцом для подражания; русская речь
взрослого предусматривается четкой, ясной, без фонетических, лексических и
грамматических ошибок.

6
29. Развитие умений и навыков предусматривает использование
стратегий, методов и приемов преподавания в обучении:
1) активная вовлеченность обучающихся в различные виды
коммуникативной деятельности;
2) формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний, на
основе ознакомительного вида чтения;
3) использование различных способов оценивания для дальнейшего
развития, создание различных ситуаций для развития творческих способностей
обучающихся;
4) дифференциация обучения в целях стимулирования и мотивации
обучающихся.
30. Для обучения второму языку проводится единый (интегрированный)
урок русского языка и литературы.
31. В процессе языкового обучения активно используются технические
устройства (аппаратура) и дидактические средства (носители информации),
включая:
1) электронный ресурс «Мультимедийного интерактивного обучающего
программно-методического комплекса» с интерактивной панелью и
трехмерными аксессуарами, - для повышения эффективности усвоения
теоретического материала и практических знаний по языку;
2) «Логопедический тренажер» с визуализацией звукового сигнала, - при
проведении специальных дыхательных и голосовых упражнений, особенно в
работе с детьми с заиканием и дизартрией;
3) ассистивное устройство «Речевой тренажер для усвоения и развития
речевой коммуникации», - для обучающихся, не владеющих в должной мере
развернутой фразовой речью, а также обучающихся в период ограничения
речи.
Глава 3. Организация содержания учебного предмета
«Русский язык и литература»
32. Объём учебной нагрузки учебного предмета «Русский язык и
литература» составляет:
1) в 5 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
2) в 6 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
3) в 7 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
4) в 8 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
5) в 9 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
6) в 10 классе - 2 час в неделю, 68 часа в учебном году.
33. Содержание учебного предмета распределено по разделам обучения.
Разделы поделены на подразделы, которые содержат в себе цели обучения
обучающихся в виде ожидаемых результатов по классам.

7
34. Содержание учебного предмета включает 6 разделов:
1) раздел «Аудирование»;
2) раздел «Говорение»;
3) раздел «Чтение»;
4) раздел «Письмо»;
5) раздел «Использование языковых единиц»;
6) раздел «Коррекционное восстановление недостатков развития».
35. Раздел «Аудирование» включает 5 подразделов:
1) понимание устного сообщения/аудио/видео материалов;
2) понимание лексического значения слов;
3) понимание содержания художественных произведений;
4) определение основной мысли;
5) прогнозирование содержания текста.
36. Раздел «Говорение» включает 6 подразделов:
1) разнообразие словарного запаса;
2) пересказ прослушанного/ прочитанного текста;
3) соблюдение речевых норм;
4) создание монологического высказывания;
5) участие в диалоге;
6) оценивание устного высказывания.
37. Раздел «Чтение» включает 8 подразделов:
1) понимание содержания текста;
2) определение стилей и типов речи;
3) формулирование вопросов и ответов;
4) владение разными видами чтения;
5) составление плана;
6) анализ художественных произведений;
7) извлечение информации из различных ресурсов;
8) сравнительный анализ текстов.
38. Раздел «Письмо» включает 7 подразделов:
1) создание текстов разных жанров и стилей речи;
2) синтез прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала;
3) представление информации в различных формах;
4) творческое письмо;
5) написание эссе;
6) соблюдение орфографических норм;
7) соблюдение пунктуационных норм.
39. Раздел «Использование языковых единиц» включает 2 подраздела:
1) использование грамматических форм слов;
2) использование синтаксических конструкций.
40. Раздел «Коррекционное восстановление недостатков развития»
включает 7 подразделов:
1) коррекция сенсорных нарушений;

8
2) коррекция психомоторики;
3) коррекция речи;
4) коррекция моторики рук;
5) коррекция мыслительной деятельности;
6) коррекция внимания;
7) коррекция памяти.
41. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 5 класса:
1) слушание:
понимать
общее
содержание
сообщения
продолжительностью не более 2-3 минут; значение слов бытовой тематики;
основное содержание произведений фольклора и литературы/фрагментов,
содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять
тему; определять основную мысль текста на основе вопросов; прогнозировать
содержание текста по вопросам;
2) говорение: владеть словарным запасом, включающим синонимы,
антонимы, омонимы; пересказывать основное содержание близко к тексту;
соблюдать орфоэпические нормы; создавать высказывание (описание,
повествование) на основе иллюстраций, комиксов; участвовать в диалоге,
правильно понимая реплики и предоставляя обратную связь; оценивать
высказывание (монолог/ диалог) с точки зрения соответствия предложенной
теме/ситуации;
3) чтение: понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова
и словосочетания; определять стилистические особенности текстов
художественного стиля (стихотворение, рассказ, сказка); формулировать
вопросы по содержанию текста и отвечать на них; владеть видами чтения
(ознакомительное, комментированное), читать по ролям; составлять план по
опорным словам; анализировать содержание небольших произведений
фольклора и литературы, определяя тему и основную идею; извлекать
необходимую информацию по предложенной теме из определенного
источника; сравнивать содержание и тему текстов;
4) письмо: создавать небольшие тексты (письмо, дневник), используя
элементы разговорного стиля; излагать основное содержание текста на основе
прослушанного,
прочитанного
и/или
аудиовизуального
материала;
представлять информацию в виде рисунков; писать творческие работы на
литературные темы с использованием эпитетов и сравнений; писать эссе (объем
50-70 слов) по данному началу/концу, правильно писать безударные падежные
окончания; применять знаки препинания в простых предложениях;
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: падежные формы существительных, прилагательных, числительных,
местоимений; глаголы с зависимыми словами в нужных формах; числительные
для обозначения количества; использование синтаксических конструкций:
использовать простые активные конструкции.

9
42. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 6 класса:
1) слушание:
понимать:
общее
содержание
сообщения
продолжительностью не более 2-4 минут, определяя тему текста; значение слов
бытовой и духовно-нравственной тематики; содержание рассказов, поэтических
произведений/фрагментов,
содержащих
знакомые
лексические
и
грамматические единицы, определяя тему и основную мысль; определять
основную мысль текста на основе ключевых слов; прогнозировать содержание
текста по ключевым словам;
2) говорение: словарный запас, включающий фразеологические единицы,
паронимы, заимствованные слова; подробный, выборочный пересказ
содержания текста; соблюдать лексические нормы, связанные с выбором
соответствующих слов, избегая повторов; монологическое высказывание
(описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план;
диалог-расспрос, смена позиции «говорящий» на «слушающий» с учетом
выбранной роли; оценка монолога/диалога с опорой на ключевые слова/план;
3) чтение: понимание основной информации, определение темы, цели или
назначения текста; определять стилистические особенности текстов
разговорного
стиля
(письма,
дневники),
художественного
стиля
(стихотворение, сказка); определять принадлежность текста к типу
повествование на основе характерных признаков; формулирование вопросов,
направленных на оценку содержания текста, и ответы на вопросы, выражение
своего мнения по теме и/или поднимаемой проблеме; использовать виды
чтения, включая выборочное чтение; составлять простой план; анализ
содержания художественных произведений небольшого объема, определение
особенностей изображения; извлечение необходимой информации по
предложенной теме из различных источников; сравнение содержания, идей и
структурных особенностей текстов;
4) письмо: создавать тексты (письмо, дневник, стихотворение, сказка),
используя элементы разговорного и художественного стилей; подробное
изложение содержания текста на основе прослушанного, прочитанного и/или
аудиовизуального материала; представление информации в виде иллюстраций,
сюжетных рисунков; творческие работы (в том числе на литературные темы) от
лица героя с использованием эпитетов, сравнений и фразеологизмов; эссе
(повествования, рассуждения, описания) объемом 60-80 слов по картине/ теме;
правописание безударных глагольных окончаний; знаки препинания в
предложениях с обращениями и однородными членами;
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: существительные и прилагательные, местоимения, порядковые
числительные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу; возвратные
глаголы; неопределенные местоимения для обозначения количества;
использование синтаксических конструкций: активные и пассивные
конструкции.

10
43. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 6 класса:
1) слушание:
понимать
основную
информацию
сообщения
продолжительностью до 3-4 минут, определяя ключевые слова; значение слов
социально- культурной тематики; содержание рассказов, поэтических
произведений/фрагментов,
содержащих
знакомые
лексические
и
грамматические единицы, определяя тему и основную мысль, характеризовать
и оценивать поступки персонажей или лирического героя; определять
основную мысль текста на основе ключевых слов и словосочетаний;
прогнозировать содержание по заголовку;
2) говорение: словарный запас, включающий фразеологические единицы;
использование приёмов сжатия текста; сжатый пересказ текста; соблюдение
морфологических норм использования форм разных частей речи;
аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или
повествования); диалог-обмен мнениями по предложенной теме; оценка
монолога/диалога, с опорой на ключевые слова/план, с точки зрения полноты,
логичности содержания;
3) чтение: понимание главной и второстепенной информации сплошных и
несплошных текстов; определять стилистические особенности текстов
художественного стиля (рассказ, басня), официально-делового стиля
(объяснительная записка, расписка; поздравление, объявление, реклама);
определять принадлежность текста к типу описание на основе характерных
признаков; формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие
выдвигать идеи, предположения и отвечать на вопросы, приводя аргументы;
использовать виды чтения, включая изучающее; составлять вопросный план;
анализировать содержание художественных произведений (поэтических,
прозаических), определяя особенности изображения главных и второстепенных
персонажей, лирического героя; извлекать необходимую информацию по
предложенной теме из различных источников, сопоставляя полученные
сведения; сравнивать содержание, идеи и структурные особенности текстов;
4) письмо: создавать тексты художественного стиля (стихотворение,
сказка, рассказ) и официально-делового стиля (объяснительная записка,
расписка, поздравление, объявление, реклама); сжатое изложение содержания
текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального
материала; представление информации в виде иллюстраций, сюжетных
рисунков, комиксов; творческие работы (в том числе на литературные темы):
представление себя в предлагаемой ситуации и описание собственных
ощущений;
эссе
(рассуждение,
рассуждение
с
элементами
повествования/описания) объемом 70-100 слов на основе цитат, пословиц,
поговорок, крылатых выражений; правописание гласных и согласных в разных
частях слова; знаки препинания в предложениях в предложениях с прямой и
косвенной речью;

11
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: существительные в качестве несогласованных определений, отглагольные
существительные, краткие прилагательные; глагол совершенного и
несовершенного вида, соответствующий ситуации общения; составные
числительные в соответствующих формах; изъявительном и повелительном
наклонении; составные числительные в соответствующих формах;
использование
синтаксических
конструкций:
простые
осложненные
однородными членами предложения.
44. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 8 класса:
1) слушание: сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая
необходимую информацию и/или определяя последовательность событий;
значение слов учебно-образовательной тематики; содержание небольших
прозаических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя сюжетную
линию или настроение стихотворения; определение основной мысли текста,
опираясь на содержание текста; прогнозировать содержание по заголовку или
началу текста;
2) говорение: словарный запас, включающим эмоционально-окрашенную
лексику, термины; пересказ содержания текста с творческими дополнениями;
пересказывать содержание текста с творческими дополнениями; соблюдать
синтаксические нормы, включающие правила согласования и управления;
создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами
описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений;
участвовать в диалоге по общественно-значимым проблемам; оценивать
высказывание
(монолог/диалог),
основанное
на
личных
впечатлениях/наблюдениях;
3) чтение: понимание главной, второстепенной и детальной информации
сплошных и несплошных текстов, связывая информацию с общеизвестными,
повседневными
знаниями;
стилистические
особенности
текстов
публицистического стиля публицистического стиля (репортаж о событии,
заметка, отзыв), официально-делового стиля (доверенность, заявление, договор,
официальное поздравление, деловое письмо); определять принадлежность
текста к типу рассуждение на основе характерных признаков; формулирование
проблемных вопросов по тексту, позволяющих выдвигать идеи, предположения
и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с
фактами из реальной жизни; использовать виды чтения, включая поисковое;
составлять сложный план; анализировать содержание художественных
произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и
художественно-изобразительные
средства;
извлечение
необходимой
информации из различных источников, сопоставляя и определяя
противоречивую информацию; сравнение содержания текстов, цель и целевую
аудиторию;

12
4) письмо: создавать тексты публицистического стиля (репортаж о
событии, заметка, отзыв) и официально-делового стиля (доверенность,
заявление, официальное поздравление, деловое письмо); излагать выборочно
содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или
аудиовизуального материала; представлять информацию в виде таблицы,
схемы, диаграммы, графика; творческие работы (в том числе на литературные
темы) представляя себя в предлагаемой ситуации и описывая собственные
ощущения, с использованием эмоционально-окрашенной лексики, эпитетов,
сравнений, фразеологизмов и олицетворений; писать эссе (объем 80-120 слов)
на основе цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений, соблюдая
особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования;
правильно выбирать слитное или раздельное написание «НЕ» с разными
словами, слова через дефис; применять знаки препинания в предложениях с
вводными словами, обращением, и обособленными членами предложения;
5) использование языковых единиц: использование грамматических форм
слов: собирательные, вещественные и абстрактные существительные,
прилагательные и наречия в разных степенях сравнения; глаголы движения,
соответствующие ситуации общения, совершенного и несовершенного вида в
условном, изъявительном и повелительном наклонении; сложные числительные
в соответствующих формах; использование синтаксических конструкций:
простые осложненные вводными конструкциями предложения.
45. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 9 класса:
1) слушание: понимание основной и детальной информации сообщения
продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий
контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы; значение
слов значение слов историко-культурной тематики; содержание прозаических,
драматических и поэтических произведений/ фрагментов, определяя ключевые
моменты развития сюжета или конфликта; определять основную мысль текста,
выявляя авторскую позицию; прогнозировать содержание по отрывку
прослушанного текста;
2) говорение: словарный запас, достаточный для замены слов
общеязыковыми эквивалентами или описательными оборотами (перифразами);
пересказ содержания текста, демонстрация собственного понимания
проблематики; соблюдение речевых норм, включая в высказывание
лексические и синтаксические единицы, причастных и деепричастных
оборотов; создавать аргументированное высказывание (рассуждение с
элементами описания и/или повествования) на основе таблиц, схем, диаграмм,
графиков; дискуссия по предложенной проблеме, синтезируя различные точки
зрения, аргументируя свою точку зрения; оценивать высказывание
(монолог/диалог), составленное на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков;
3) чтение: понимание главной, второстепенной и детальной информации
сплошных и несплошных текстов; определять стилистические особенности

13
текстов публицистического стиля (статья, интервью, очерк, послание),
официально-делового стиля (характеристика, автобиография, резюме);
определять принадлежность текстов к смешанному типу на основе характерных
признаков; формулирование проблемных вопросов по тексту, позволяющие
выдвигать идеи, интерпретации, предположения и отвечать на разные типы
вопросов; использовать виды чтения чтение, включая аналитическое;
составлять цитатный план; анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание
произведения; извлекать необходимую информацию из различных источников,
определяя ее актуальность, достоверность, полезность и ценность; сравнивать
тексты, анализируя содержание;
4) письмо: создавать тексты публицистического стиля (статья, интервью,
очерк,
послание)
и
официально-делового
стиля
(характеристика,
автобиография, резюме); излагать информацию прослушанного, прочитанного
и / или аудиовизуального текста; представлять информацию в виде
презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график;
писать творческие работы (в том числе на литературные темы), выбирая
определенную роль и речевое поведение в соответствии с установкой, с
использованием эпитетов, сравнений, фразеологизмов, олицетворений и
метафор; писать эссе (объем 90-140 слов) по предложенной проблеме, выражая
свое согласие\несогласие с позицией автора, соблюдая особенности текста
рассуждения, рассуждения с элементами повествования; правильно писать
союзы, предлоги, частицы; применять знаки препинания в сложных
предложениях;
использование
языковых
единиц:
использование
грамматических форм слов: сложные существительные, прилагательные,
наречия в соответствующих формах; действительные и страдательные
причастия и деепричастия совершенного и несовершенного вида; дробные и
собирательные числительные в соответствующих формах; использование
синтаксических конструкций: простые и сложные предложения, причастные
обороты и заменять их синонимичными конструкциями.
46. Базовое содержание учебного предмета «Русский язык и литература»
для 10 класса:
1) слушание: понимать основную и детальную информацию сообщения,
продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и
отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы; значение слов
общественно
политической
тематики;
содержание
прозаических,
драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с
помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к
героям, событиям; определять основную мысль текста, учитывая структуру
текста; прогнозировать содержание текста на основе утверждений;
2) говорение: владеть объемом словарного запаса, достаточным для
эффективного общения по широкому кругу тем; пересказ содержания текста,
демонстрируя критическое отношение, оценивая позицию автора; соблюдение

14
речевых норм, включая в высказывание лексические и синтаксические
единицы, соответствующие стилю; создавать высказывание (рассуждение,
убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую
аудиторию; дискуссия по предложенной проблеме, синтезируя различные
точки зрения и формулируя пути решения проблемы; оценивать высказывание
(монолог/диалог) с использованием приемов привлечения внимания и с учетом
целевой аудитории;
3) чтение: понимание главной, второстепенной и детальной скрытой
(подтекст) информации сплошных и несплошных текстов; определять
стилистические особенности текстов публицистического стиля (проблемная
статья), научного стиля (аннотация, тезисы, статья), официально-делового
стиля (инструкция, правило, отчет, закон); определять принадлежность текста к
различным типам на основе характерных признаков; формулировать вопросы,
перефразируя информацию текста, и отвечать на них, различая факт и мнение;
использовать виды чтения владеть техниками критического мышления при
чтении; составлять тезисный план; анализировать содержание художественных
произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание
произведения; извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на
основе полученных сведений, выражая собственное мнение; сравнивать тексты,
анализируя содержание, определяя авторскую и собственную позицию;
4) письмо: создавать тексты публицистического стиля (проблемная
статья), научного стиля (аннотация, статья, тезисы) и официально-делового
стиля (правило, отчет, инструкция); излагать информацию прослушанного,
прочитанного и / или аудиовизуального текста, творчески интерпретируя
соде
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!