Материалдар / Газиза Жубанова - "К проблеме традиций и инновации"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Газиза Жубанова - "К проблеме традиций и инновации"

Материал туралы қысқаша түсінік
Обзор фортепианного творчества Газизы Жубановой на примере пьес "Миражи". Газиза Ахметовна Жуба́нова (каз. Ғазиза Жұбанова; 1927 — 1993) — казахская, советская композитор, педагог, публицист, общественный деятель. Народная артистка СССР (1981). Ведущая композиторской школы Казахстана. Композитором созданы в общей сложности: 3 оперы, 4 балета, 3 симфонии, 3 концерта, 6 ораторий, 5 кантат, свыше 30 произведений камерной музыки, песенные и хоровые сочинения, музыка к спектаклям и кинофильмам, обработки народных песен. Скрипичный концерт в 1958 году стал зачинателем этого жанра в Казахской ССР.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Мамыр 2022
573
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

УДК 7.071.1(574)
Газиза Жубанова. «Миражи», четыре пьесы для фортепиано.
К проблеме традиций и новаторства
А. Мурзагулова
Газиза Жубанова – народная артистка СССР, лауреат Государственных
премий, профессор – один из выдающихся композиторов XX века. Ее имя
стоит в одном ряду с российскими композиторами мирового уровня:
Альфредом Шнитке, Софьей Губайдуллиной, Сергеем Слонимским, Борисом
Тищенко, Эдисоном Денисовым.
Важной областью современного искусства Казахстана является
фортепианная музыка. В наследии Г.Жубановой фортепианная музыка играет
значимую роль. В годы учебы в музыкальном училище она занималась в
классе М.Гнесина, где игре на фортепиано уделялось большое внимание.
Из ранних сочинений выделяются: Прелюдия для фортепиано, Три
прелюдии (1950). В зрелый период творчества композитором был создан
Концерт для фортепиано с оркестром (1978). В поздний период жизни
композитором были написаны: Соната для фортепиано в 3-х частях (1985),
Соната-фантазия для фортепиано (1987), Три прелюдии «Eva» для
фортепиано (1988), «Двенадцать пьес для детей и юношества» для
фортепиано (1989-1990), «Миражи», четыре пьесы для фортепиано (1991).
Целью работы стало рассмотрение проблемы традиций и новаторства,
образно-эмоционального, структурного анализа четырех пьес для
фортепиано «Миражи» Газизы Жубановой, что определило актуальность и
новизну работы. Задачей работы стало осуществление анализа: тематизма,
гармонии, лада, метро-ритма и т.д.
В работе использованы различные методы исследования, которые
раскрывают влияние и воздействие фортепианной музыки Европы и России
на казахскую, сравнительно недавно, в историческом масштабе, возникшую
фортепианную музыку. Использованы: историко-генетический метод,
компаративистский, системно-типологический метод, и стилистический
метод.
Фортепианные пьесы «Миражи» были созданы в последний период
творчества композитора, незадолго до смерти, в 1991 году. Здесь четыре
пьесы. Они написаны для соло фортепиано. Все пьесы - разнохарактерные.
Основной принцип, выдержанный в произведении – это принцип контраста,
характерный для многих сочинений мировой классики.
Пьесы – небольшие миниатюры, призрачные видения внешнего мира
через призму внутренних ощущений композитора. Само название «Миражи»
раскрывает
программный
замысел
автора.
Подобно
полотнам
1

импрессионистов, музыка Г.Жубановой передает яркое впечатление от
видений из прошлой жизни и кратких мгновений настоящего.
Первая пьеса – своего рода вступление. Она вводит в мир иллюзий,
миражей. Необычность первой пьесы состоит в том, что она оформлена как
оркестровая партитура. Известно, что для музыки Г.Жубановой характерно
тяготение к крупным формам. Симфонизм мышления проявляется во многих
жанрах творчества: опере, хоровой музыке, малых формах. Вероятно
поэтому, нотное оформление пьесы дано на четырех строчках. Вторая и
четвертая пьесы – более традиционные, с национальным казахским
колоритом. В них главенствует мелодическое начало. Во второй пьесе ясно
слышен радостный детский смех, голоса, беспечные игры детворы. В третьей
- воспроизводится архаичная картинка из прошлой жизни. Эту часть можно
сравнить с пьесой «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки»
М.Мусоргского. В четвертой пьесе, в финале, утверждается светлое и
радостное мироощущение.
Пьеса №1 “Larghetto”. Она – небольшая по размерам, звучит всего
девять тактов. Форма первой пьесы – период повторного строения с
суммирующим дополнением. Ясно ощущается членение на короткие фразы:
Основная мелодия пьесы состоит из двух мотивов. Первый мотив (А)
открывает пьесу. Он звучит два такта, начинается с акцентированного
форшлага на «ля» второй октавы. Далее на фоне протянутого звука квинты в
нисходящем движении, заполняя четырехоктавное пространство между
квинтовыми тонами лада («a4»-«A»), звучат политональные сочетания
диссонирующих аккордов D-dur’a и Des-dur’a. В начале возникает светлый
по звучанию септаккорд второй ступени с пониженной септимой (SII56 -7),
затем тихо диссонирующе звучит терцквартаккорд шестой ступени с
пониженной квинтой (TSV.34 -5). В конце аккордового комплекса сумрачно,
сурово возникает кварсекстаккорд второй ступени (SII64,), который сменяет
мрачно звучащая в басу большая секунда «a-h». Далее движение замирает и
на фоне протянутой половинной длительности возникает следующий (один
такт) короткий мотив (в) по характеру ясный, напевный. Мотив развивается в
пределах расщепленной квинты лада. Он дополняет основной образ, в
котором диссонирующие созвучия разных регистров подчеркивают
многоголосную тембровую окраску музыки.
Мерцающие звуки, как блики, подобно сочинениям импрессионистов,
создают общее настроение. Например, третий, шестой и девятый такты
ассоциируются с прозрачным, хрустальным звучанием «эоловой» арфы. В
седьмом такте, в кульминации, в звучании квинтолей эти звуки
«рассыпаются». Этим создается «фонический эффект размытых линий» как в
картинах импрессионистов.
Пьеса № 2 “Allegretto giocoso”. Она игривого плана с элементами
скерцозности. Форма пьесы – вариационная, тема и две вариации.
Пьеса начинается с изложения одноголосной темы. Она излагается как
период из двух предложений, где первое – состоит из двух фраз повторного
2

строения (а а), а второе предложение (в) – единого строения развивающего
характера на материале первого предложения.
Мелодия темы – напевная, ритмичная с элементами мажорной пентатоники.
Смена метра (четвертый такт), ритмических акцентов, метрическое
расширение в конце фразы вносят оживление и разнообразие в развитие
темы. В пятом такте добавляется второй голос, усложняется фактура,
акцентируются повторяющиеся настойчивые интонации.
В первой вариации (10 такт), к теме добавляется остинатный бас на
звуке «es» (S). Во втором предложении, звучащем в третьей октаве,
усиливается динамика, а в левой руке – настойчиво повторяющие звуки
интервала терции.
Последнее проведение темы дано в высоком регистре. Заключительные
интонации пьесы звучат на “sforzando”, как игра светотеней (“h”-“b”). Таким
образом, вторая пьеса цикла – своего рода скерцо.
Пьеса № 3 “Andante”. Она – медленная. Это – лирическое
отступление. Пьеса изложена в форме периода повторного строения с
заключением на материале основной темы.
Мелодия – архаичная, эмоционально сдержанная. Возможно, это
имитация наигрыша домбры. Тематизм пьесы напоминает музыку кюя «Бұлбұл» известного кюйши XIX века – Даулеткерея: мерным движением
параллельных кварт в левой руке; ориентальным характером, триольным
ритмическим рисунком. Тем более, что ее можно повторить на домбре. В
конце первого предложения тема, как бы растворяется в диатонических и
хроматизированных гамообразных пассажах. Во втором предложении
мелодия звучит на октаву выше и в кульминации на “forte” повторяются
пассажи, которые подводят к последнему проведению темы. Эти приемы
создают ощущение импровизационной свободы. В заключение пьесы – вновь
звучат отголоски начальной мелодии.
Пьеса № 4 “Allergo”. Это – финал, пьеса – виртуозная, в жанре
токкаты, воспринимается на одном дыхании. Основная тема звучит в начале
пьесы в “e” фригийском и в тональности e-moll. Она – инструментального
происхождения, в жанре кюя с характерным для него скрытым двухголосием.
Мелодия акцентируется в левой руке, а в правой звучат репетиции. Начиная с
шестого такта, она переходит в правую руку. В дальнейшем тема
подвергается развитию. Отдельные ее интонации повторяются на фоне
неизменных
репетиций
тонического
остинато.
Далее
звучат
хроматизированные пассажи с модуляцией в тональность C-dur с
расщепленной квинтой, отчего создается впечатление незаконченности и
бесконечности.
Таким образом, четыре пьесы последовательно раскрывают
художественный замысел композитора. При разнохарактерности пьес их
связывает одна тема – призрачность видений, миражи. Тонкое сочетание
реальности и хрупкости фантастических образов достигается благодаря
ясности мелодии, красочности гармоний, ритмическому разнообразию. При
3

небольших масштабах пьесы достаточно сложны для восприятия и являют
собой пример высокохудожественного сочинения. Исполнитель должен
обладать зрелостью мышления и определенным уровнем виртуозности.
Г. Жубанова, особенно в последний период творчества расширила
тематику сочинений, раскрыла актуальные темы действительности,
современности, представив их в лирико-психологическом плане. Ее
творчество этих лет является новым этапом в развитии казахской музыки ХХ
века и оно перешагнуло рамки национального искусства.
«Миражи» - это произведение с яркими и выпуклыми образами,
близкими к кинематографическим приемам выразительности. Известно, что
одним из любимых композиторов Г. Жубановой был С. Прокофьев. Пьесы
«Миражи» Г. Жубановой перекликаются с «Мимолетностями» С.
Прокофьева по эмоциональной образности, камерности и средствам
музыкальной выразительности. В заключении отметим, что фортепианное
творчество композитора еще недостаточно исследовано и требует глубокого
изучения.

Список использованной литературы
1. Г.А. Жубанова. Мир мой – Музыка. 2 т. Т. 1./статьи, очерки,
воспоминания/составление и редактирование Д. Мамбетовой. –
Алматы: 1997. – с. 210. ISBN 9965-01-056-0.
2. Г.А. Жубанова. Мир мой – Музыка. 2 т. Т. 2./статьи, очерки,
воспоминания/составление и редактирование Д. Мамбетовой. –
Алматы: 1997. – с. 262. ISBN 9965-01-056-0.
3. Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII-XX веков [Текст]. – М.: 1998. – с.
344. ISBN 589144-068-7.
4. Джумакова, У. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х
годов [Текст]. – А.: Foliant, – 2003. – 226 c.

4
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!