УДК 7.071.1(574)
Газиза Жубанова. «Миражи», четыре пьесы для фортепиано.
К проблеме традиций и новаторства
А. Мурзагулова
Газиза Жубанова – народная артистка СССР, лауреат Государственных
премий, профессор – один из выдающихся композиторов XX века. Ее имя
стоит в одном ряду с российскими композиторами мирового уровня:
Альфредом Шнитке, Софьей Губайдуллиной, Сергеем Слонимским, Борисом
Тищенко, Эдисоном Денисовым.
Важной областью современного искусства Казахстана является
фортепианная музыка. В наследии Г.Жубановой фортепианная музыка играет
значимую роль. В годы учебы в музыкальном училище она занималась в
классе М.Гнесина, где игре на фортепиано уделялось большое внимание.
Из ранних сочинений выделяются: Прелюдия для фортепиано, Три
прелюдии (1950). В зрелый период творчества композитором был создан
Концерт для фортепиано с оркестром (1978). В поздний период жизни
композитором были написаны: Соната для фортепиано в 3-х частях (1985),
Соната-фантазия для фортепиано (1987), Три прелюдии «Eva» для
фортепиано (1988), «Двенадцать пьес для детей и юношества» для
фортепиано (1989-1990), «Миражи», четыре пьесы для фортепиано (1991).
Целью работы стало рассмотрение проблемы традиций и новаторства,
образно-эмоционального, структурного анализа четырех пьес для
фортепиано «Миражи» Газизы Жубановой, что определило актуальность и
новизну работы. Задачей работы стало осуществление анализа: тематизма,
гармонии, лада, метро-ритма и т.д.
В работе использованы различные методы исследования, которые
раскрывают влияние и воздействие фортепианной музыки Европы и России
на казахскую, сравнительно недавно, в историческом масштабе, возникшую
фортепианную музыку. Использованы: историко-генетический метод,
компаративистский, системно-типологический метод, и стилистический
метод.
Фортепианные пьесы «Миражи» были созданы в последний период
творчества композитора, незадолго до смерти, в 1991 году. Здесь четыре
пьесы. Они написаны для соло фортепиано. Все пьесы - разнохарактерные.
Основной принцип, выдержанный в произведении – это принцип контраста,
характерный для многих сочинений мировой классики.
Пьесы – небольшие миниатюры, призрачные видения внешнего мира
через призму внутренних ощущений композитора. Само название «Миражи»
раскрывает
программный
замысел
автора.
Подобно
полотнам
1
импрессионистов, музыка Г.Жубановой передает яркое впечатление от
видений из прошлой жизни и кратких мгновений настоящего.
Первая пьеса – своего рода вступление. Она вводит в мир иллюзий,
миражей. Необычность первой пьесы состоит в том, что она оформлена как
оркестровая партитура. Известно, что для музыки Г.Жубановой характерно
тяготение к крупным формам. Симфонизм мышления проявляется во многих
жанрах творчества: опере, хоровой музыке, малых формах. Вероятно
поэтому, нотное оформление пьесы дано на четырех строчках. Вторая и
четвертая пьесы – более традиционные, с национальным казахским
колоритом. В них главенствует мелодическое начало. Во второй пьесе ясно
слышен радостный детский смех, голоса, беспечные игры детворы. В третьей
- воспроизводится архаичная картинка из прошлой жизни. Эту часть можно
сравнить с пьесой «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки»
М.Мусоргского. В четвертой пьесе, в финале, утверждается светлое и
радостное мироощущение.
Пьеса №1 “Larghetto”. Она – небольшая по размерам, звучит всего
девять тактов. Форма первой пьесы – период повторного строения с
суммирующим дополнением. Ясно ощущается членение на короткие фразы:
Основная мелодия пьесы состоит из двух мотивов. Первый мотив (А)
открывает пьесу. Он звучит два такта, начинается с акцентированного
форшлага на «ля» второй октавы. Далее на фоне протянутого звука квинты в
нисходящем движении, заполняя четырехоктавное пространство между
квинтовыми тонами лада («a4»-«A»), звучат политональные сочетания
диссонирующих аккордов D-dur’a и Des-dur’a. В начале возникает светлый
по звучанию септаккорд второй ступени с пониженной септимой (SII56 -7),
затем тихо диссонирующе звучит терцквартаккорд шестой ступени с
пониженной квинтой (TSV.34 -5). В конце аккордового комплекса сумрачно,
сурово возникает кварсекстаккорд второй ступени (SII64,), который сменяет
мрачно звучащая в басу большая секунда «a-h». Далее движение замирает и
на фоне протянутой половинной длительности возникает следующий (один
такт) короткий мотив (в) по характеру ясный, напевный. Мотив развивается в
пределах расщепленной квинты лада. Он дополняет основной образ, в
котором диссонирующие созвучия разных регистров подчеркивают
многоголосную тембровую окраску музыки.
Мерцающие звуки, как блики, подобно сочинениям импрессионистов,
создают общее настроение. Например, третий, шестой и девятый такты
ассоциируются с прозрачным, хрустальным звучанием «эоловой» арфы. В
седьмом такте, в кульминации, в звучании квинтолей эти звуки
«рассыпаются». Этим создается «фонический эффект размытых линий» как в
картинах импрессионистов.
Пьеса № 2 “Allegretto giocoso”. Она игривого плана с элементами
скерцозности. Форма пьесы – вариационная, тема и две вариации.
Пьеса начинается с изложения одноголосной темы. Она излагается как
период из двух предложений, где первое – состоит из двух фраз повторного
2
строения (а а), а второе предложение (в) – единого строения развивающего
характера на материале первого предложения.
Мелодия темы – напевная, ритмичная с элементами мажорной пентатоники.
Смена метра (четвертый такт), ритмических акцентов, метрическое
расширение в конце фразы вносят оживление и разнообразие в развитие
темы. В пятом такте добавляется второй голос, усложняется фактура,
акцентируются повторяющиеся настойчивые интонации.
В первой вариации (10 такт), к теме добавляется остинатный бас на
звуке «es» (S). Во втором предложении, звучащем в третьей октаве,
усиливается динамика, а в левой руке – настойчиво повторяющие звуки
интервала терции.
Последнее проведение темы дано в высоком регистре. Заключительные
интонации пьесы звучат на “sforzando”, как игра светотеней (“h”-“b”). Таким
образом, вторая пьеса цикла – своего рода скерцо.
Пьеса № 3 “Andante”. Она – медленная. Это – лирическое
отступление. Пьеса изложена в форме периода повторного строения с
заключением на материале основной темы.
Мелодия – архаичная, эмоционально сдержанная. Возможно, это
имитация наигрыша домбры. Тематизм пьесы напоминает музыку кюя «Бұлбұл» известного кюйши XIX века – Даулеткерея: мерным движением
параллельных кварт в левой руке; ориентальным характером, триольным
ритмическим рисунком. Тем более, что ее можно повторить на домбре. В
конце первого предложения тема, как бы растворяется в диатонических и
хроматизированных гамообразных пассажах. Во втором предложении
мелодия звучит на октаву выше и в кульминации на “forte” повторяются
пассажи, которые подводят к последнему проведению темы. Эти приемы
создают ощущение импровизационной свободы. В заключение пьесы – вновь
звучат отголоски начальной мелодии.
Пьеса № 4 “Allergo”. Это – финал, пьеса – виртуозная, в жанре
токкаты, воспринимается на одном дыхании. Основная тема звучит в начале
пьесы в “e” фригийском и в тональности e-moll. Она – инструментального
происхождения, в жанре кюя с характерным для него скрытым двухголосием.
Мелодия акцентируется в левой руке, а в правой звучат репетиции. Начиная с
шестого такта, она переходит в правую руку. В дальнейшем тема
подвергается развитию. Отдельные ее интонации повторяются на фоне
неизменных
репетиций
тонического
остинато.
Далее
звучат
хроматизированные пассажи с модуляцией в тональность C-dur с
расщепленной квинтой, отчего создается впечатление незаконченности и
бесконечности.
Таким образом, четыре пьесы последовательно раскрывают
художественный замысел композитора. При разнохарактерности пьес их
связывает одна тема – призрачность видений, миражи. Тонкое сочетание
реальности и хрупкости фантастических образов достигается благодаря
ясности мелодии, красочности гармоний, ритмическому разнообразию. При
3
небольших масштабах пьесы достаточно сложны для восприятия и являют
собой пример высокохудожественного сочинения. Исполнитель должен
обладать зрелостью мышления и определенным уровнем виртуозности.
Г. Жубанова, особенно в последний период творчества расширила
тематику сочинений, раскрыла актуальные темы действительности,
современности, представив их в лирико-психологическом плане. Ее
творчество этих лет является новым этапом в развитии казахской музыки ХХ
века и оно перешагнуло рамки национального искусства.
«Миражи» - это произведение с яркими и выпуклыми образами,
близкими к кинематографическим приемам выразительности. Известно, что
одним из любимых композиторов Г. Жубановой был С. Прокофьев. Пьесы
«Миражи» Г. Жубановой перекликаются с «Мимолетностями» С.
Прокофьева по эмоциональной образности, камерности и средствам
музыкальной выразительности. В заключении отметим, что фортепианное
творчество композитора еще недостаточно исследовано и требует глубокого
изучения.
Список использованной литературы
1. Г.А. Жубанова. Мир мой – Музыка. 2 т. Т. 1./статьи, очерки,
воспоминания/составление и редактирование Д. Мамбетовой. –
Алматы: 1997. – с. 210. ISBN 9965-01-056-0.
2. Г.А. Жубанова. Мир мой – Музыка. 2 т. Т. 2./статьи, очерки,
воспоминания/составление и редактирование Д. Мамбетовой. –
Алматы: 1997. – с. 262. ISBN 9965-01-056-0.
3. Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII-XX веков [Текст]. – М.: 1998. – с.
344. ISBN 589144-068-7.
4. Джумакова, У. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х
годов [Текст]. – А.: Foliant, – 2003. – 226 c.
4