Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Г.Бельгер "Дедушка Сергали".
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
План
-
Организационный момент ( 2 мин)
-
Проверка домашнего задания с помощью опроса (23 мин)
Тема: Тема памяти и манкуртизма. Именные части речи в различных формах. Особенности хронотопа. Аннотация. Правописание Ь и Ъ.
План:
-
Тема памяти и манкуртизма
-
Правописание Ь и Ъ.
-
Что такое аннотация?
-
Именные части речи в различных формах.
1-задание: Вопрос-ответ
2-задание: Написать аннотацию к любимой книге.
-
Новая тема. (25 мин)
План:
1. Жизнь и творчество Герольда Карловича Бельгера.
2. Краткое содержание «Дедушка Сергали» Основная мысль романа
IV. Закрепление. (30 мин) Задания: Задании и методы по теме: «Ячейки вопросов», «Карта событий», «Литерграмм», «Дискуссия»
V. Оценивание и рефлексия (5 мин)
VI. Домашнее задание (3 мин)
1) Написать интересные факты из жизни Г.Бельгера.
2) Анализ произведения «Дедушка Сергали»
VII. Использование литератур (2 мин)
Предмет : Русский язык и литература
Тема урока : Г. Бельгер "Дедушка Сергали".
Время : 90 мин
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Г.Бельгера и о его рассказе " Дедушка Сергали ";
Критерий оценивания : Умение находить основную мысль рассказа «Дедушка Сергали», умение заполнить факты о писателя;
Ожидаемые результаты: Знают биографию писателя, владеют кратким содержанием романа
Методы и приемы : Объяснение, анализировать, мозговой штурм, групповая работа, интеллектуальные игры, ячейки вопросов, карта событий, WordWall платформа, Литерграмм.
Вид урока: Комбинированный (смешанный) урок
Наглядности урока: Учебники, интерактивная доска, WordWall платформа, презентация
Межпредметные связи: Литература, история
План урока :
1. Организационный момент – Деление группы на малые подгруппы путем - … …
2. Опрос домашнего задания - 20 мин
Тема: Тема памяти и манкуртизма. Именные части речи в различных формах. Особенности хронотопа. Аннотация. Правописание Ь и Ъ.
План:
1-Задание : По платформе WordWall вопросы о манкуртах и о частях речи, сервис интерактивных упражнений:
Ответить на вопросы о манкуртах и о частях речи.
1. Кто такие «манкурты»? Раб, получеловек, подчиняются только своему хозяину.
2. Существуют ли манкурты сейчас? да
3. Кого мы называем манкуртами? Людей которые не знают свою историю.
4. Имя прилагательное отвечает на вопросы ? Какой? Какая?
5. Имя прилагательное обозначают….? Признак предмета.
6. Глагол обозначает…. ? действие предмета
7. На какие вопросы отвечает глагол? Что делал? Что сделал?
8. Сколько времен у глагола ? будущее, настоящее, прошедшее.
9. Где ставится «ъ» знак? После приставки и до «е,ю,я,ё»
10. Что такое аннотация ? краткий рассказ о книге.
11. Что такое хронотоп? Пространство и время
12.В каком произведении рассказывается о «манкурте»? Буранный полустанок
2-задание: Написать аннотацию к любимой книге.
III. Новая тема. (25 мин)
План:
1. Жизнь и творчество Г.Бельгера
2. Краткое содержание «Дедушка Сергали» Основная мысль романа
Герольд Карлович Бельгер (28 октября 1934, Энгельс — 7 февраля 2015, Алма-Ата) казахстанский переводчик, прозаик, публицист, литературовед. Переводчик классиков казахской литературы (Майлина, Мусрепова, Нурпеисова и др.) на русский язык, автор многочисленных романов, повестей и литературно-критических работ, в центре которых исторический путь и современное положение российских немцев и их национальной литературы. Лауреат Президентской премии мира и духовного согласия (1992).
Свободно владел казахским языком, работая в сфере трёх культур — казахской, русской и немецкой.
Г.Бельгер
Родился в семье поволжских немцев. В 1941 году по указу Сталина, как этнический немец, в числе всех немцев СССР, был депортирован в Казахскую ССР, в казахский аул возле нынешнего села Ыскака Ыбыраева на реке Ишим, где молодой Герольд в совершенстве овладел казахским языком. Вырос в ауле, учился в казахской средней школе, затем на филологическом факультете Казахского педагогического института (ныне университет им. Абая) в Алма-Ате.
После окончания института работал учителем русского языка, затем в литературном журнале «Жулдыз», с 1964 года — писателем-прозаиком, переводчиком и критиком. С 1971 года член Союза писателей Казахстана. С 1992 года был заместителем главного редактора немецкоязычного альманаха «Феникс».
Бельгер с малых лет жил и трудился в Казахстане, работая не покладая рук и выпуская по 7-8 книг в год. В честь 75-летия, министерством культуры и образования профинансирован десятитомник писателя. Герольд Карлович является автором свыше 40 книг, в том числе романов «Дом скитальца», «Туюк Су», «Разлад», а также 1600 публикаций в периодической печати.
В 1994—1995 годах депутат Верховного Совета Республики Казахстан. Увлекался шахматами.
21 января 2015 года, после шестого инфаркта, впал в кому. Скончался 7 февраля 2015 года. Похоронен на Кенсайском кладбище Алматы
Автор 53 книг, в том числе «Сосновый дом на краю аула» (1973), «Чайки над степью» на немецком языке (1976), «За шестью перевалами» (1977), «Брат среди братьев» (1981), «Каменный брод» (1987), «Завтра будет солнце» (1992), «Земные избранники (Гете, Абай)» (1995), «Помни имя свое» (1999), «Казахское слово» (2001), «Дом скитальца» (2003), «Гармония духа» (2003), «Туюк су» – роман (2004), «Ода переводу» (2005), «Пост фактум» (2007), «Разлад» – роман (2008); «Избранные произведения» в 10 томах (2009–2010); более 1 800 публикаций на разных языках. Перевел с немецкого на русский язык 20, с казахского на русский – более 200 прозаических произведений.
Редактор и составитель 19 книг, соавтор 103 коллективных сборников. Владеет русским, казахским и немецким языками. Член КПСС (1961–1991).
С 1953 года – лаборант, учитель средней школы в СКО. С 1958 года – учитель русского языка и литературы Байкадамской средней школы Джамбулской области. С 1963 года – литературный сотрудник журнала «Жұлдыз». С 1964 года находился на творческой литературной работе. С 1989 года – председатель Немецкого национально-культурного центра. С 1995 года – главный редактор альманаха «Феникс». С 1998 года – председатель правления Фонда «Сорос-Казахстан».
Депутат Верховного Совета РК (по госсписку от Павлодарской области, 1994–1995).
Председатель Немецкого культурного общества в г. Алматы. Член Совета немцев Казахстана; Национального совета по государственной политике при Президенте РК; Комиссии РК по делам ЮНЕСКО.
Заслуженный работник культуры КазССР (1987). Награжден орденами «Парасат» (1994), «За заслуги перед Германией» (2010); 8 юбилейными медалями; Почетной грамотой Верховного Совета КазССР (1984). Лауреат премии им. Б. Майлина Союза писателей Казахстана (1988), Президентской премии мира и духовного согласия (1992), премии казахского Пен-клуба (1996), независимой премии «Тарлан» (2002), высшей общенациональной премии «Алтын самрук» (2007), «Свобода» (2008).
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Хобби – шахматы. Литературные пристрастия – «Гуманизм, интеллект, реализм, единство народов, историческая судьба этнических немцев».
Женат. Супруга – Хисматулина Раиса Закировна, педагог. Дочь – Ковалева Ирина, актриса, кинорежиссер. Внук – Всеволод (1988 г. р.); правнучка – Юлиана (2005 г. р.)
Дедушка Сергали
Сюжет
Герой узнал о смерти старого акына. На него нахлынули воспоминания из детства, он вспомнил его стихи, День Победы и их последнюю встречу. Тоска заставила героя задуматься о быстротечности жизни.
Параллельно путешествию главного героя и его моральной деградации, при соприкосновении с современной цивилизацией, Чингиз Айтматов демонстрирует, как эти действия отражаются на самом народе, — родной деревне Едигея.
Описание произведения
Письмо
Рассказчику пришло письмо от отца с обстоятельными новостями из аула и вырезками из местной газеты. В конце письма сообщалось о смерти дедушки Сергали.
Аульные мальчишки любили Сергали и называли его просто «ата» — дедушка. Он часто спрашивал ребят, знают ли они своих предков. Рассказчик, в отличие от сверстников, путался уже на прадедах, ведь был «иной по природе и языку».
Айтыс
Однажды в школе проходил айтыс — состязание акынов. Мальчишки затаились за партами и с восторгом слушали ярко одетых певцов и музыкантов. Струны домбры звенели, захватив внимание слушателей. Говорили потом, что победил дедушка Сергали, хотя мальчишкам казалось, что победит тот, кто громче и дольше поёт.
День Победы
Самым памятным днём детства был День Победы. Жители аула собрались на лугу возле Ишима. Дедушке Сергали дали лучшего колхозного коня. Старый акын показывал чудеса джигитовки: на всём скаку поднимал платок, перелезал под брюхо коня. А потом взял домбру и запел.
Рассказчик плохо понимал слова, но видел, как притихли люди, заплакали вдовы, застыли с разинутыми ртами мальчишки. Песню эту он запомнил на всю жизнь.
Последняя встреча
Рассказчик уехал учиться в город, но каждый год приезжал в аул. В последнюю встречу дедушка Сергали был уже слаб и говорил о приближении смерти. Он прочёл стихи-наставление для молодых.
«В молодости нужно учиться, стремиться к знаниям, не прожигать впустую жизнь, потому что не успеешь оглянуться, как подкрадётся беззубая старость, похожая на заросший жимолостью глухой овраг».
Рассказчик с грустью думал о том, что приедет летом в аул, а дедушки Сергали уже не будет. Зато повзрослевшие мальчишки будут почтительно здороваться с ним самим.
Главные герои
Сергали — престарелый поэт-акын, в молодости был лихим джигитом, мудрый, добродушный.
В памяти всплыли воспоминания детства: как аульные мальчишки слушали Сергали, как тот участвовал в айтысе — состязании акынов, как в День Победы показывал молодецкую удаль и пел, растрогав всех до слёз.
Рассказчик — взрослый мужчина, вырос в ауле, вспоминает моменты из своего детства.
В конце письма сообщалось, что умер дедушка Сергали.
Тема
«Слово старца Сергали, обращенное к молодым».
В «Слове» говорилось о том, что молодость подобна яркому цветку, ее нужно беречь и ценить, ибо она полна радости и счастья. В молодости нужно учиться, стремиться к знаниям, не прожигать впустую жизнь, потому что не успеешь оглянуться, как подкрадется беззубая старость, похожая на заросший жимолостью глухой овраг…»
-
Закрепление
-
Задание. Метод «Ячейка вопросов» .
Данный метод представляет собой вопросы по биографию и творчества Бельгер Герольд Карловича,и краткий сюжет «Дедушка Сергали». Студенты выбирают сами одну ячейку с вопросами и на них отвечают, и таким образом зарабатывают себе оценки.
1-задание:
1. В каком году родился Г.Бельгер? (28 октября 1934 года)
2. Где родился Г.Бельгер? (В Энгельс Саратовской области РСФСР)
3. Как зовут отца Г.Бельгера? (Карл Федорович)
4. В каком году был депортирован Г.Бельгер? (1941)
1. Кем был Г.Бельгер? (Казахстанский переводчик, прозаик, публицист, литературовед и критик)
2. В каких языках он умел свободно разговаривать ? (Русский,казахский и немецкий)
3. Он является автором скольких книг? (53)
4. 1958г он работал...? (Учителем русского языка и литературы)
1. Сколько книг он выпускал за год? (7-8)
2. Куда он поступил после школы ? (Университет им. Абая)
3. В каком факультете он учился ? (Филологическом)
4. В каком журнале он работал ? («Жулдыз»)
1. Укажите жанр произведения Г.Бельгера «Дедушка Сергали»»? (Рассказ)
2. О чём написал в письме отец сыну?? (О смерти дедушки Сергали)
3. Что написал в Слове Молодым дедушка Сергали? (В молодости нужно учиться, стремиться к знаниям, не прожигать впустую жизнь)
4. Как звал автора Дедушка Сергали? (Кир)
1. Кем был дедушка Сергали? (Поэт-акын)
2. Кем в Казахстане называли Г.Бельгера? (Гер-ага)
3. В каком году погиб Г.Бельгер? (2015г 7 февраля)
4. Как вы думаете, где изучил казахский язык молодой Герольд? (В дальнем ауле на реке Ишим)
-
Задание « Литерграмм » учащиеся должны заполнить плакат и выступить рассказывая о Г.Бельгере.
3. Задание Стратегия « Карта событий», в данном этапе студенты анализируют рассказ, охарактеризует главных героев рассказа и пишут основную мысль и в конце закрепляют своими впечатлениями.
4. Задание «Дискуссия» на тему «Что важнее, прожить молодость ярко и весело беззаботно не думая о будущем, или же учится усерднее добиваться успеха и получить признание старших?». Учащиеся разделяются на две группы, аргументируют свои варианты. На этом задании учащиеся учатся выражать свои мысли.
5. Рефлексия урока закрепление. Обратная связь. Студенты пишут свои впечатления о уроке на бумагах и дают обратную связь устно.
Список учащихся
№ |
Учащиеся |
Проверка дом. задания |
Закрепление |
Заключение |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6. Использование литератур
-
Г.Бельгер «Дедушка Сергали», текст, СПб,2004
-
Ананьева, С.В. Творчество Герольда Бельгера в контексте современного литературного процесса /С.В. Ананьева, Л.М. Бабкина. – Алматы
-
Бельгер Герольд Карлович : крат. биогр. справка / Г.К.Бельгер // Литература Казахстана: Энциклопедический справочник. – Алматы: Аруна, 2010. – С. 112.