|
Дата: 20. 10. 2017 год Класс: 9 урок 14 |
||||
|
Тема: |
Генная и клеточная инженерия. |
|||
|
Цель урока: |
Продолжить формирование естественнонаучной картины мира при рассмотрении успехов современной науки в решении вопросов, связанных с реализацией наследственной информации. Расширить знания учащихся о специализации различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка. |
|||
|
Ожидаемый результат |
умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы; развивать навыки работы в парах. |
|||
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|
|
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствие. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение. |
Ученики осмысливают поставленную цель. Поворачиваются друг к другу и улыбаются. |
Учебник Картинки |
|
|
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. Решить задачу: Уровень А: Дан участок правой цепи ДНК: Т-Т-Ц-Т-Ц-А-Ц-Г-Ц-А-А-А-Г-Т-Ц П Уровень В: Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов 12: - Ц-Т-Г–Ц-Ц-Г–Ц-Т-Т–А-Г-Ц–Ц-А-А Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. Если каждый нуклеотид составляет 0,34 нм, то какова длина участка ДНК? (ГАЦГГЦААТЦГГТТ, 0,34х12=4,08 нм) Уровень С: Участок молекулы ДНК составляет 20,4 нм. Сколько нуклеотидов на этом участке? (20,4:0,34 = 60 нуклеотидов) |
Ученики отвечают на уровневые вопросы. |
|
|
|
15 мин. |
III. Актуализация знаний Генная инженерия. Совокупность методов, позволяющих посредством операций in vitro (в пробирке, вне организма), переносить генетическую информацию из одного организма в другой. Цель генной инженерии в получении клеток ( в первую очередь бактериальных),способных в промышленных масштабах вырабатывать некоторые « человеческие» белки; в возможности преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим.( использование в селекции растений, животных). Формальной датой рождения генной инженерии считают 1972 год. В этот год группа американских биохимиков Стэнфордского университета во главе с Полом Бергом, сообщила о создании вне организма первой рекомбинантной (гибридной) ДНК. Эта молекула состояла из фрагментов кишечной палочки, группы генов самой этой бактерии и полной ДНК вируса SV40, вызывающего развитие опухоли у обезьян. Такая рекомбинантная структура могла обладать функциональной активностью в клетках, как кишечной палочки, так и обезьяны. За эту работу была присуждена Нобелевская премия Полу Бергу. Основные методы генной инженерии были разработаны в конце 70-х годов. Их суть заключается во введении в организм нового гена. Для этого создают специальные генетические конструкции – векторы, т.е. устройство для доставки нового гена в клетку. В качестве вектора используют плазмиду. Клеточная инженерия. Клонирование. Клон – это ряд поколений наследственно однородных потомков одной особи. Черенкование малины или пересадка усов садовой земляники – это клонирование, только не на клеточном уровне. В феврале 1997 году человечество было потрясено известием о генетическом клонировании овцы. Каков механизм появления ее на свет? У этой овечки нет отца, но зато 3 матери: - овца породы Финский Дорсет, давшая свой генетический материал (из клеток тканей молочной железы этой взрослой овцы извлекли соматические ядра); - овца породы шотландская черномордая, от которой взяли яйцеклетку (из её яйцеклетки удалили гаплоидное ядро и поместили в цитоплазму клетки без ядра диплоидное ядро из клетки первой овцы); - овца – реципиент породы тоже шотландская черномордая, которая выносила за 148 дней знаменитого ягненка. |
|||
|
7мин. |
IV. Закрепление урока. Тестовое задание. Работа в парах – взаимоконтроль. 1. Создание большого числа генетических копий одного индивидуума с помощью бесполого размножения – это А)
клонирование 2. Искусственным переносом генов из одного организма в другой с целью получения более продуктивных трансгенных организмов занимается А)
генная инженерия 3. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов,- А)
бионика 4. Какова роль клеточной инженерии в селекции растений А)
изменяет сроки размножения организмов 5. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в А)
генной инженерии |
Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников. |
Карточки |
|
|
3 мин. |
V. Итог урока. Этап рефлексии: «Плюс-минус-интересно». «П» - что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. «М» - что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. «И» - любопытные факты, о которых узнали на уроке и вопросы к учителю. |
Оценивают работу |
стикеры |
|
|
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
|
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Генная и клеточная инженерия.
Генная и клеточная инженерия.
|
Дата: 20. 10. 2017 год Класс: 9 урок 14 |
||||
|
Тема: |
Генная и клеточная инженерия. |
|||
|
Цель урока: |
Продолжить формирование естественнонаучной картины мира при рассмотрении успехов современной науки в решении вопросов, связанных с реализацией наследственной информации. Расширить знания учащихся о специализации различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белка. |
|||
|
Ожидаемый результат |
умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы; развивать навыки работы в парах. |
|||
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
наглядности |
|
|
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствие. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение. |
Ученики осмысливают поставленную цель. Поворачиваются друг к другу и улыбаются. |
Учебник Картинки |
|
|
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала. Решить задачу: Уровень А: Дан участок правой цепи ДНК: Т-Т-Ц-Т-Ц-А-Ц-Г-Ц-А-А-А-Г-Т-Ц П Уровень В: Один из участков молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов 12: - Ц-Т-Г–Ц-Ц-Г–Ц-Т-Т–А-Г-Ц–Ц-А-А Составьте вторую последовательность ДНК по принципу комплементарности. Если каждый нуклеотид составляет 0,34 нм, то какова длина участка ДНК? (ГАЦГГЦААТЦГГТТ, 0,34х12=4,08 нм) Уровень С: Участок молекулы ДНК составляет 20,4 нм. Сколько нуклеотидов на этом участке? (20,4:0,34 = 60 нуклеотидов) |
Ученики отвечают на уровневые вопросы. |
|
|
|
15 мин. |
III. Актуализация знаний Генная инженерия. Совокупность методов, позволяющих посредством операций in vitro (в пробирке, вне организма), переносить генетическую информацию из одного организма в другой. Цель генной инженерии в получении клеток ( в первую очередь бактериальных),способных в промышленных масштабах вырабатывать некоторые « человеческие» белки; в возможности преодолевать межвидовые барьеры и передавать отдельные наследственные признаки одних организмов другим.( использование в селекции растений, животных). Формальной датой рождения генной инженерии считают 1972 год. В этот год группа американских биохимиков Стэнфордского университета во главе с Полом Бергом, сообщила о создании вне организма первой рекомбинантной (гибридной) ДНК. Эта молекула состояла из фрагментов кишечной палочки, группы генов самой этой бактерии и полной ДНК вируса SV40, вызывающего развитие опухоли у обезьян. Такая рекомбинантная структура могла обладать функциональной активностью в клетках, как кишечной палочки, так и обезьяны. За эту работу была присуждена Нобелевская премия Полу Бергу. Основные методы генной инженерии были разработаны в конце 70-х годов. Их суть заключается во введении в организм нового гена. Для этого создают специальные генетические конструкции – векторы, т.е. устройство для доставки нового гена в клетку. В качестве вектора используют плазмиду. Клеточная инженерия. Клонирование. Клон – это ряд поколений наследственно однородных потомков одной особи. Черенкование малины или пересадка усов садовой земляники – это клонирование, только не на клеточном уровне. В феврале 1997 году человечество было потрясено известием о генетическом клонировании овцы. Каков механизм появления ее на свет? У этой овечки нет отца, но зато 3 матери: - овца породы Финский Дорсет, давшая свой генетический материал (из клеток тканей молочной железы этой взрослой овцы извлекли соматические ядра); - овца породы шотландская черномордая, от которой взяли яйцеклетку (из её яйцеклетки удалили гаплоидное ядро и поместили в цитоплазму клетки без ядра диплоидное ядро из клетки первой овцы); - овца – реципиент породы тоже шотландская черномордая, которая выносила за 148 дней знаменитого ягненка. |
|||
|
7мин. |
IV. Закрепление урока. Тестовое задание. Работа в парах – взаимоконтроль. 1. Создание большого числа генетических копий одного индивидуума с помощью бесполого размножения – это А)
клонирование 2. Искусственным переносом генов из одного организма в другой с целью получения более продуктивных трансгенных организмов занимается А)
генная инженерия 3. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов,- А)
бионика 4. Какова роль клеточной инженерии в селекции растений А)
изменяет сроки размножения организмов 5. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в А)
генной инженерии |
Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников. |
Карточки |
|
|
3 мин. |
V. Итог урока. Этап рефлексии: «Плюс-минус-интересно». «П» - что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. «М» - что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. «И» - любопытные факты, о которых узнали на уроке и вопросы к учителю. |
Оценивают работу |
стикеры |
|
|
2 мин. |
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. |
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
|
шағым қалдыра аласыз
остройте
фрагмент белка зашифрованного в левой цепи
гена:












