Материалдар / Главные члены предложения

Главные члены предложения

Материал туралы қысқаша түсінік
Подлежащее -бастауыш,сказуемое-баяндауыш.осы терминдердің аудармасымен танысты.Түрлі әдіс-тәсілдер қолдандым,сабақ сәтті шықты
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

5 класс Русский язык

Дата: 13.04.16.

Тема: Главные члены предложения

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат,элктронная книга,учебное пособие,маркеры,доска,мел,карточки со словами.

Цели урока:

  • отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;

  • развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;

  • прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

І. Оргмомент.

ІІ.Опрос домашнего задания

Ученики выбирают разноцветные смайлики, а сзади смайлика прикреплен вопрос пройденной темы.

1.Назови виды простых предложении

2.Повествовательное предложение

3.Восклицательное предложение

4.Вопросительное предложение

5.Назови вопросительные слова

6.Побудительное предложение

7.Расскажи найзусть любой стих

8.Предложение «Наступила золотая осень» Найди словосочетание

Последний смайлик содержит предложение, ученик читает переводит и находит словосочетание.

Вступительное слово учителя. И так , тема нашего сегоднящнего урока « Главные члены предложения» Открываем тетради и записываем число, классная работа.

Показ слайда







Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий ветер. Кружатся в воздухе разноцветные осенние листья.

Подлежащее и сказуемое выражается:

  • Имя существительное:

Живет мальчик в отцовском доме.

  • Местоимение:

Она не любила выполнять домашнее задание.

  • Словосочетание:

Три вороны пробыли у проруби три часа.

  • Глагол:

  • Люблю я пышное природы увяданья.

  • Имя существительное:

  • Книга – лучший друг.

  • Имя прилагательное:

  • Леса сплошь хвойные.

Выполнение упражнении

Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу.

 Запись темы урока в тетрадях.

 Смотрим видео урок. Приводим примеры

Работа с книгой ( ученики читают текст и дальше выполняют упражнения)

Упражнение







- Какие задачи вы перед собой поставили бы?

Слайды №№ 7-11

- Перед вами на листочках-распечатках дана таблица, которую нам необходимо заполнить.

Слайд №12

Член предложения

На какой вопрос отвечает

Какой частью речи является

Пример предложения





















- Итак, что мы можем сказать о главных членах, опираясь на эту таблицу?

 - Работу с таблицей мы не закончили, вернёмся к ней на следующей станции.

- Запишите в тетрадях слово цепочка, выделите "опасное место" в слове. Как называются «опасные места» в слове? Составьте с данным словом предложение и графически обозначьте главные члены предложения.

Слайд №13 (Работа со словом цепочка)

Слайд №14 (Ковёр-самолёт)

 - Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки). В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот, по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте учебники, найдите определение главным членам предложения. Что нового о них вы узнали? Дополним таблицу.

 - Скажите, а для чего нам нужно было заполнять таблицу, знать, на какие вопросы отвечают главные члены, какой частью речи являются?

(Правильно, чтобы уметь находить их в предложении. Таким образом, алгоритм нахождения главных членов предложения таков:

1. Выяснить, о чём говорится в предложении. 2. Задать вопрос к подлежащему. 3. Задать вопрос к сказуемому.

Слайд  № 15. (упр.)

Выполним упражнение 416. Из данного текста выпишите только грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Слайд  № 16 (кромка)

- Определите лексическое значение слова кромка. Проверьте себя по электронному толковому словарю.

Слайд №17 (Ковёр-самолёт)

 - Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами проведём динамическую паузу, а заодно и поиграем. Итак, мы находимся в игровом зале королевского дворца "Составь предложение". Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения.

(Предложения: Скоро наступят долгожданные каникулы. На дворе хозяйничает лютая зима. Ребята с нетерпением ждут новогодние праздники. Зима принесет свои радости и подарки).

 - Путешествие продолжается. Следующая станция – королевский замок «Текст».

Слайд №18

В лесу над росистой поляной

Кукушка встречала рассвет.

В тиши её голос стеклянный

Звучал, как вопрос и ответ.

 

И память об этом рассвете

Я в город с собой унесу.

Пускай мне зимою о лете

Напомнит кукушка в лесу.

           (С. Маршак).

- Можно ли стихотворение С.Маршака назвать текстом? Докажите.

- Какова тема текста?

- Основная мысль?

- Какие выразительные средства помогают автору выразить основную мысль?

- К какому стилю можно отнести текст?

- Тип речи?

- Как можно озаглавить текст?

- Выпишите грамматические основы, графически обозначьте подлежащее и сказуемое. Чем они выражены?

Слайд №19 (Ковёр-самолёт)

- Продолжаем путешествие. Сейчас мы находимся в тронном зале королевства «Творческое задание».

- Составьте текст по картине. Назовите грамматические основы.

Слайд № 20 (Картина)

Закрепление материала.

Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия по королевству «Предложение». Но вот беда! За время путешествия на ковре-самолете образовались дыры, его необходимо залатать. А залатать его можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на заплатках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный.

Слайд №21 (Ковёр с дырами)

Вопросы:

  1. Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.

  2. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?

  3. Какими частями речи выражены главные члены предложения?

  4. Для чего служат главные члены предложения?

  5. Определите главные члены предложения. В зимнем лесу хлопочут с утра до вечера белки.

Вывод.

- Ковер-самолет мы починили, теперь можно отправляться назад в страну "Школяндию". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство «Предложение», мы его продолжим на следующих уроках.

 - Что на уроке вы сегодня узнали? Что особенно показалось интересным?

Слайд  № 22

Домашнее задание:  упр. 415 (на 5); упр. 417 (остальные).

Подведение итогов. Комментирование оценок.

Активные учащиеся получают медали "Лучший знаток королевства «Предложение».

 

Петя………… морем.    …… меняется на глазах каждый час. Штормовой ………… гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные ………… . То оно ………… барашками.

Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер.

 

Член предложения

На какой вопрос отвечает

Какой частью речи является

Пример предложения































 

В лесу над росистой поляной

Кукушка встречала рассвет.

В тиши её голос стеклянный

Звучал, как вопрос и ответ.

 

И память об этом рассвете

Я в город с собой унесу.

Пускай мне зимою о лете

Напомнит кукушка в лесу.

           (С. Маршак).



Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі