Тема: Закрепление темы « Главные члены предложения
»
Цели урока: а) продолжить формирования знаний теорий по
предмету;
б) повторить и закрепить знания учащихся по теме
«Главные члены
предложения»;
в) отработать навыки выделения грамматической
основы
предложения и умение определять способы их
выражения ;
г) привить интерес к предмету, путём вовлечения
каждого в
активную деятельность ;
д) пропагандировать здоровый образ жизни,
воспитывать
чувства патриотизма;
Оборудование: опорная схема, раздаточные карточки, таблица,
графопроектор,
слайды.
Тип урока: урок – соревнование.
Методы: состязание, учебная игра, частично-поисковая,
творческая.
Форма организации деятельности
учащихся: групповая, индивидуальная.
Лексическая тема: Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014
год.
Планирование урока:
-
Организационный момент.
Слайд 1
Проверка готовности учащихся
к уроку.
Слайд
2
Класс заранее делится на 2
команды .
1 команда -
«Смелые».
Девиз команды: Повторение –
мать ученья.
2 команда - «Находчивые».
Девиз команды: Век живи -
век учись.
II
. Слово
учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проведём
его в форме состязания, команды у нас есть , а жюри – это наши
гости. Ваши ответы будут оценивать жюри по пятибалльной системе.
Наш урок будет связан со спортом.
Вы знаете, что скоро будет открытие зимних
Олимпийских игр Сочи 2014 .
Каждой команде было дано опережающее задание,
подготовить материал о зимних Олимпийских играх Сочи 2014
.
-
Слайд 3-4 Опрос домашнего задания.
2 ученика из каждой команды
читают сообщения о зимних Олимпийских играх.
1 команда «Смелые» -
информация об олимпиаде.
2 команда «Находчивые» - о
талисмане Олимпийских игр.
IV. Разминка.
Как и все спортсмены перед
серьёзным состязанием делают разминку, так и наши команды сейчас
разомнутся в своих теоретических знаниях.
Мы закончили с вами изучать
тему «Главные члены предложения». А сегодня мы проверим , как вы
освоили пройденный материал.
Блиц –
опрос.
«Смелые»
1) что такое
подлежащее?
2) чем выражается
подлежащее?
3) когда ставится тире между
подлежащим и сказуемым?
4) как изменяются глаголы в
прошедшем времени?
5) какие виды имеет
глагол?
6) что такое
спряжение?
7) какие местоимения
относятся к личным местоимениям?
«Находчивые»
1) что такое сказуемое?
2) чем обычно выражается
сказуемое?
3) какие члены предложения
относятся к главным?
4) как изменяются глаголы
будущего времени?
5) какие члены предложения
относятся к второстепенным?
6) что изучает
синтаксис?
7) расскажите о
синтаксической роли имён существительных?
V.
Слайд 5. Опорная схема.
Теперь обобщим теоретические
правила и объясним их по опорной схеме.
«Смелые»
«Находчивые»
Члены предложения
|
|
Главные члены предложения
|
главные
|
второстепенные
|
подлежащее
|
сказуемое
|
подлежащее
|
сказуемое
|
дополнение
|
определение
|
обстоятельство
|
Кто?
Что?
|
Что
делать?
Что сделать?
|
По желанию 2 ученика
объясняют члены предложения на казахском языке.
VI. Слайд 6-7 . Работа с текстом.
Для работы берётся текст о зимних видах
спорта.
«Смелые» - текст «Фигурное
катание».
«Находчивые» - текст
«Хоккей».
«Фигурное
катание».
Фигурное катание – один из
самых популярных зимних видов спорта. Спортсмены исполняют
определённый обязательный набор элементов на льду под
музыку.
Программы сочетаются между
собой и смотрятся как единое целое. К фигурному катанию
предъявляются особые требования. В Сочи впервые в истории
Олимпийских игр состоится командный турнир по фигурному
катанию.
«Хоккей».
Хоккей – командная игра, которая проходит в
высоком темпе и насыщается острыми, быстро сменяющимися
ситуациями.
Команда игроков передвигаются по льду на коньках.
Она стремится клюшками забросить шайбу в ворота соперника. Команда
защищает свои ворота от поражения.
Олимпиада ойындары
Олимпиада
ойындары төрт жылда бір рет
өткізілетін ең ірі халықаралық кешенді спорттық
жарыс.
Алғашқы кезде
тек қана
жазғы
Олимпиада ойындары,
1924
жылы жазғы ойындарымен
қатар қысқы
Олимпиада ойындары да өткізіле бастады.
Бірақ1994
жылдан бастап
жазғы және қысқы ойындар екі жылдық айырмашылықпен өтіп
тұрады.
Олимпиада
ойындарының ұраны — "тезірек,
жоғарырақ, күштірек".
Даму тарихы.
Осы күнге дейін ойынның пайда болу мерзімі
нақты айтылмаған. Алғашқы ойындар Зевс құдайының
құрметіне б.з.д.
776 жылдан бастап төрт жылда бір рет Олимпия қаласында
өткізілетін. Олимпиада ойындары кезінде соғыстар
тоқтатылып, қасиетті
тыныштық орнайтын дәстүр қалыптасқан. Осы кезде бір
айдан үш айға дейін бүкіл Эллада жерінде
қару жұмсауға, тіпті ойынды тамашалаушыларға қару-жарақпен келуге
тыйым салынған. Ол кезде олимпиада ойындары бес күн өткізілген,
бағдарламасына жүгіру, күрес, ат
жарысы,қоссайыс, бессайыс сияқты спорт түрлері
кірген. Жеңімпаздарға зәйтүн ағашының
жапырағынан өрілген алқа кигізіліп, құрмет
көрсетілген.
Задание к тексту: (работа у доски) . из каждого предложения
выпишите главные члены, подчеркните их и определите их способы
выражения.
VII. Игра в «Хоккей».
А теперь ребята, поиграем игру в хоккей. Каждая
команда положит в свои ворота глаголы совершенного и несовершенного
вида. Если вы положите правильный глагол , то вы забьёте гол в
ворота соперника
«Смелые»
«Находчивые»
Совершенный вид Несовершенный вид
( сохли, засохли, посадили, садили, ехали,
въехали, читали, прочитали, писали , написали, рассказали, сказали,
видели , увидели )
VIII. Творческая работа.
На памятных открытках с изображением талисмана
олимпиады, участники команд пишут друг другу пожелания.
IX
. Конкурс
капитанов: «Кто
быстрей, кто правильнее».
Просклоняйте существительные – класс,
игра
Проспрягайте глаголы - читать ,
играть.
X. Слайд 8 Тестовые задания. Для подведение
итогов и закрепления темы «Главные члены предложения» раздаются
командам тестовые задания.
Тест
1. Укажите, какой частью речи выражено
подлежащее.
Снова что-то зашумело в лесу.
А) Прилагательным.
В) Существительным.
С) Местоимением.
2. Найдите термин, не обозначающий член
предложения:
А) Определение.
В) Глагол.
С) Подлежащее.
3. Укажите, чем выражено подлежащее.
Человек – есть украшение мира.
А) Местоимением.
В) Именем прилагательным.
С) Именем существительным.
4. Найди слова отвечающие на вопрос
кто?
А ) сумка,
тетрадь
Б) папа, мама
С) парта, тетя
-
Сколько в русском языке букв?
А) 30
Б) 40
С) 33
6. Найди слова в единственном числе
А) арбузы, дыни
Б) тетрадь, ручка
С) сумки, ручки
7. Что изучает синтаксис?
А) словосочетание и предложение
Б) части речи
С) буквы, звуки
8. Главные члены предложения
А) определение
Б) подлежащее и сказуемое
С) обстоятельство
XI
. Слайд
9 Викторина. «Зимние виды
спорта».
XII. Поведение итога урока:
Пожалуйста жюри, подведите
итоги сегодняшнего урока.
Молодцы ребята! Вы справились с заданиями и все
можете считать себя победителями состязания. Вы хорошо усвоили
тему.
XIII. Домашнее задание: упражнение 5,6.
Оценочный лист
№
|
Этапы урока
|
«Смелые»
|
«Находчивые»
|
1
|
Опрос домашнего задания.
|
|
|
2
|
Разминка.
|
|
|
3
|
Опорная схема.
|
|
|
4
|
Работа с текстом.
|
|
|
5
|
Игра в «Хоккей».
|
|
|
6
|
Творческая работа.
|
|
|
7
|
Конкурс капитанов
|
|
|
8
|
Тестовые задания.
|
|
|
9
|
Викторина.
|
|
|
10
|
Поведение итога урока
|
|
|
Оценочный лист
№
|
Этапы урока
|
«Смелые»
|
«Находчивые»
|
1
|
Опрос домашнего задания.
|
|
|
2
|
Разминка.
|
|
|
3
|
Опорная схема.
|
|
|
4
|
Работа с текстом.
|
|
|
5
|
Игра в «Хоккей».
|
|
|
6
|
Творческая работа.
|
|
|
7
|
Конкурс капитанов
|
|
|
8
|
Тестовые задания.
|
|
|
9
|
Викторина.
|
|
|
10
|
Поведение итога урока
|
|
|
Оценочный лист
№
|
Этапы урока
|
«Смелые»
|
«Находчивые»
|
1
|
Опрос домашнего задания.
|
|
|
2
|
Разминка.
|
|
|
3
|
Опорная схема.
|
|
|
4
|
Работа с текстом.
|
|
|
5
|
Игра в «Хоккей».
|
|
|
6
|
Творческая работа.
|
|
|
7
|
Конкурс капитанов
|
|
|
8
|
Тестовые задания.
|
|
|
9
|
Викторина.
|
|
|
10
|
Поведение итога урока
|
|
|