ИЗО
Тема.
Графический натюрморт из 3-5 предметов
Цель:
Развитие образных представлений и осознание
изобразительно-выразительных возможностей таких графических
средств, как точка, линия, штрих.
Тип:
Комплексный, развивающий графические навыки.
Вид:
Репродуктивная, поисковая и творческая
деятельность.
Задачи:
1.
Раскрыть особенности графических средств в образной поэтической
форме.
2.
Учить детей перевоплощаться, проигрывать различные роли и характеры
перед другими детьми.
3.
Учить детей с помощью различных графических средств изображать
окружающий мир.
Зрительный ряд: на доске вывешиваются графические
изображения тех объектов, о которых говорится в
стихотворении.
Материалы и инструменты: 2 листа бумаги формата
А4, цветные фломастеры.
Ход
занятия
I.
Организация класса. Активизирую внимание детей. Настраиваю на
урок.
II.
Сообщение темы урока.
Начинаю урок с чтения стихотворения Ю.Филиппова
"Три приятеля больших – точка, линия и штрих”:
Дорогие мои дети,
Много
есть чудес на свете.
Смело
их рисуют люди:
Это
яблоко на блюде,
Дом,
забор, собака, миска,
Вертолет, корабль и киска,
Сковородка, стол, вагон,
Дерево, магнитофон.
Только
кто же их создал,
а
точней нарисовал?
Три
приятеля больших -
Точка,
линия и штрих!
Штрих
– от линии кусочек,
Точка
– маленький кружочек,
Ну, а
линия большая,
И
прямая, и кривая,
Может
в шарик превращаться
И в
зигзаги изгибаться,
Может
сеточки плести,
Ведь
она всегда в пути
По
секрету всему свету
Я хочу
совет вам дать.
Подружиться с ними можно
Научившись рисовать!
Точкой, линией, штрихом
Можно
буквы написать
И
зверей изображать –
Что
хотите рисовать.
Только
помните, друзья,
Рисовать старательно –
Это
обязательно!
Вот!!!
Обращаю внимание детей на изображения на доске,
спрашиваю, видят ли они на этих изображениях точки, штрихи, разные
линии и прошу желающих выйти к доске и показать.
III.
Изучение нового материала.
А
теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают очень
разные:
Спокойная линия (замедляю голос).
Спокойная-преспокойная линия. Она медленно тащится по листу бумаги,
еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к
спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А
кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения?
Выходите по очереди к доске! Кто не успеет показать эту линию,
обязательно покажете другую, ведь разных линий много. Вы можете
изображать линии и на своем месте. (Такие предложения делаю после
каждого вида линий).
Радостная, веселая линия (уже бодрым голосом). А
теперь линия радостная, веселая. Как ее нарисовать? Как заставить
двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Это настроение
вам очень поможет выразить цвет.
Хитрая
линия. Следующая линия – хитрая. Давайте представим хитрую линию:
как она будет выглядеть на бумаге, какой цвет надо к ней подобрать.
Цвет хитрости найти очень сложно, особенно когда негде подсмотреть
и некому подсказать.
Зубастая линия. А сейчас мы подошли к самой
любимой детьми линии – зубастой.
Волнистая линия. Дети быстро рисуют волнистую
линию.
Больная линия. Очень важно почувствовать эту
линию, она двигается с большим трудом, еле дышит.
Прыгучая линия. И, наконец, чтобы не заканчивать
на грустном, попробуем изобразить прыгучую линию.
IV.
Практическая работа.
Ну
вот, ребята, со сколькими видами разных линий мы познакомились. А
теперь представьте, что вы пошли на прогулку по лесу. Как много там
интересного! Красивая природа, много разных животных, птиц.
Представьте, что вы идете с пригорка на пригорок. Какой линией
лучше изобразить лесную тропинку? Каждый пригорок лучше заполнить
разными линиями и разным цветом. Так рисунок будет не скучным.
Кроны деревьев тоже заполняем разными линиями, а вот стволы лучше
заполнить штрихами и точками. При изображении животных и птиц
используем все изученные графические средства: линии, точки,
штрихи. Вспомните, в каком лесу вы были, что там видели и
приступайте к выполнению работы. Для изображения леса возьмите
второй лист бумаги (чистый).
V.
Рефлексия. Итог урока.
В
конце урока устраивается выставка работ и их
обсуждение.






