Материалдар / Графический органайзер на уроке русского языка в современной школе
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Графический органайзер на уроке русского языка в современной школе

Материал туралы қысқаша түсінік
Преимущества использования графических органайзеров: Ученики могут сосредоточиться на связях с учебной информацией; Наглядное изображение передаёт сложную информацию простым для восприятия способом; Развиваются аналитические, критические и творческие способности, умение планировать. Актуальность: Учителя и учащиеся могли бы использовать ГО для развития языковых навыков, так как ученик при использовании ГО получает возможность проведения своего собственного исследования, делать свои первые шаги в интересный мир открытий. Учителю дает возможность руководить исследовательской деятельностью ученика, оказывать поддержку ученика в достижении целей обучения и удовлетворении образовательных потребностей.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Қараша 2023
592
0 рет жүктелген
450 ₸
Бүгін алсаңыз
+23 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +23 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Шәуенова Ләззат Жұмаділлақызы

Учитель руссого языка и литературы

Средняя школа №156 имени Н.Бекежанова

Шиелийсий район, Кызылординская область.









Графический органайзер на уроке русского языка

в современной школе













Цель: Использования графических органайзеров на уроках русского языка – создание положительной мотивации школьников; вовлечение в различные виды деятельности; предоставление возможности выбора запоминания материала; применение технологии визуализации мышления (т.е. структурирования информации). 


Ожидаемый результат: определять приоритетность информации; определять, какие части материала являются самыми важными, а какие – второстепенными; уметь расположить каждый элемент на определённом месте.


Преимущества использования графических органайзеров: Ученики могут сосредоточиться на связях с учебной информацией; Наглядное изображение передаёт сложную информацию простым для восприятия способом; Развиваются аналитические, критические и творческие способности, умение планировать.


Актуальность: Учителя и учащиеся могли бы использовать ГО для развития языковых навыков, так как ученик при использовании ГО получает возможность проведения своего собственного исследования, делать свои первые шаги в интересный мир открытий. Учителю дает возможность руководить исследовательской деятельностью ученика, оказывать поддержку ученика в достижении целей обучения и удовлетворении образовательных потребностей.



Аннотация

Графический органайзер (далее ГО) – это то, что помогает организовать информацию на листе бумаги с целью улучшения понимания, усвоения, запоминания, анализа учебного материала. ГО способствует процессу организованного обучения, способствует удовлетворению образовательных потребностей учеников в достижении учебных целей. Графические органайзеры – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они являются наилучшим способом, позволяющим учащимся организовать свои мысли, постигать информацию с помощью визуализации и обеспечивать структуру для краткосрочной и долговременной памяти. Как дидактическое средство, выполняющее иллюстративную, коммуникативную и когнитивную функции, графические органайзеры применяются не только в качестве носителя информации, но и для поддержки деятельности обучающихся при планировании образовательных проектов, решении проблем, принятии решений, проведении исследований и оценивания.




Аннотация

Графикалық органайзер (бұдан әрі – ГО) - бұл оқу материалын түсінуді, меңгеруді, есте сақтауды, талдауды жақсарту мақсатында қағаз бетіндегі ақпаратты ұйымдастыруға көмектеседі. ГО ұйымдастырылған оқу процесіне ықпал етеді, оқушылардың оқу мақсаттарына жетудегі білім беру қажеттіліктерін қанағаттандыруға ықпал етеді. Графикалық органайзерлер-мазмұнды білдірудің көрнекі құралдарын қолданатын визуалды байланыс құралдары. Олар оқушыларға өз ойларын ұйымдастыруға, визуализация арқылы ақпаратты түсінуге және қысқа мерзімді және ұзақ мерзімді есте сақтау құрылымын қамтамасыз етудің ең жақсы тәсілі. Иллюстрациялық, коммуникативті және когнитивті функцияларды орындайтын дидактикалық құрал ретінде графикалық органайзерлер ақпарат тасымалдаушысы ретінде ғана емес, сонымен қатар білім беру жобаларын жоспарлау, мәселелерді шешу, шешім қабылдау, зерттеу және бағалау кезінде оқушылардың қызметін қолдау үшін қолданылады.


Введение

Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. Или, изъясняясь языком определений, – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании и при формирующем оценивании.

Каждый из нас пользовался простейшим «графическим органайзером», когда делил на две части лист бумаги, перечисляя слева плюсы, а справа минусы того или иного явления. Следующий шаг: разделить тот же лист на четыре части. Можно, конечно, никакой графикой не пользоваться, но когда перечни и цифры располагаются друг рядом с другом, сравнение идет быстрее. Большинство графических органайзеров представляют информацию как убедительную наглядную картину и позволяют уму «увидеть» скрытые закономерности и взаимосвязи.

Самыми эффективными активными методы на уроках русского языка и литературы я считаю графические органайзеры, на которых я сегодня остановлюсь более подробно. Графические органайзеры – это всё, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение.

В процессевизуализации информации ученик вдумывается, осмысляет, пропускает информацию через себя, представляя ее в визуально-концептуальном ключе. Учащиеся овладевают способами поиска, подтверждения, систематизации и аргументации информации, нахождения межпредметных связей.

Графическое представление информации способствует развитию умения работать с текстом, т.к. позволяет учиться формулировать главную мысль, выделять ключевые слова, делить текст на структурные части, сворачивать информацию в виде вторичных источников (план, алгоритм, таблица, схема), разворачивать ее («читать» формулы, уравнения), перекодировать извизуальной в словесную и наоборот.

Развивает все навыки: слушание, говорение, чтение, письмо. Польза данного инструмента в образовании была доказана в 2003г. Институтом продвижения исследований в образовании (США), который опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о графических

Органайзерах.

Ученые установили, что их применение улучшает показатели учеников в нескольких направлениях. А именно:

  • Улучшается запоминание информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.

  • Улучшается понимание прочитанного.

  • Растет успеваемость, в том числе у учеников, имеющих трудности в обучении.

  • Улучшаются навыки критического мышления.

  • Типология графических органайзеров

Авторы учебно-методического пособия «Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности студентов» Б.Ю.Ходиев и Л.В.Голиш классифицируют графические органайзеры по трем критериям.

1. По способам и средствам структурирования информации, установления связей и взаимосвязей между изучаемыми понятиями: Кластер, Ментальные карты, таблица «Инсерт», Категориальная и концептуальная таблицы, Денотатный граф.

2. По способам и средствам анализа, сравнения информации: схема «Т», Диаграмма Венна.

3. По способам и средствам выявления, анализа и решения проблем: схемы «Почему?», «Рыбий скелет», «Цветок лотоса», иерархическая диаграмма «Как?», SWOT-анализ.

К распространённым графическим органайзерам, применение которых доступно и удобно в изучении русского языка и литературы, можно отнести: кластер, диаграмму Венна, «Цветок лотоса», Денотатныйграф,«Фишбоун», схему «Т» и концептуальную таблицу.



Основные виды визуальных органайзеров


Системные органайзеры. Этот виды включает в себя временные шкалы, схематические алгоритмы, циклические диаграммы. Некоторые из них могут применяться для описания исторической или биографической последовательности событий, действий основных персонажей. К ним относятся органайзеры Лестница, Цепочка событий, Часы, Циклы (в случае цикличности мероприятий). При заполнении структур можно использовать следующие ключевые вопросы: «Что оценивается?», «Каковы граничные точки?», «С чего все началось?», «Что было на следующих этапах?», «Связаны ли события между собой?», «Чем все закончилось?», для циклических органайзеров «Каковы основные узлы цикла?», «Как они взаимодействуют?», «Как происходит возвращение к исходному состоянию?».

Иерархические или поэтапные органайзеры помогут упорядочить, рассортировать значения по степени  выраженности качества предмета, ранжировать по степеням значимости. В данном приеме самыми распространенными являются: Схема-треугольник, Дерево.

Ключевые вопросы при работе с данными бланками: «Самое важное событие?», «Что будет основой явления?», «Что из этого следует?», «Менее важные детали?».

Органайзеры сравнения представлены схемами, показывающие различия и (или) сходства между двумя, тремя, четырьмя явлениями, понятиями, событиями. В эту группу можно отнести Т-диаграмму, диаграмму Венна, Квадранты. В Т-диаграмме можно  рассматривать одно явление, но две стороны вопроса: преимущества и недостатки, факты и мнения. Ключевые вопросы: «Что или кто сравниваются?», «Каковы сходства и различия?».

Графические органайзеры данных представляют цифровые данные с помощью графика, гистограммы, таблицы.

Органайзеры причины и следствия помогают показать явление (событие) и причинно-следственные связи. К ним можно отнести бланки Рыбий скелет, Цепи, Факт и мнение, Проблемы и следствия. Они позволяют ученику определить, понять и запомнить события и последствия.  Задание формулируется с помощью вопросов: «Какие факторы вызвали событие Х?», «Есть ли связь между различными факторами?», «Различны ли факторы, вызвавшие событие Х, и факторы, определяющие его существование?».

Органайзеры «рассуждения». Обычно представляют собой таблицу с 2-4 пустыми ячейками, которые необходимо заполнить. Наиболее известные приемы организации рассуждения: SWOT-анализ, PEST-анализ, таблица RAFT, ЗХУ (Знаю, Хочу знать, Узнал), «Бортовой журнал», «Колесо идей». Эти органайзеры являются результатом деятельности или рассуждения, но могут использоваться для планирования, проектирования исследования.

Концептуальные органайзеры – наиболее «сложный» вид, т.к. для его создания рассматриваемое явление должно быть изучено глубоко и во взаимосвязи с другими объектами.  Построение денотатных графов и диаграмм связи через визуализации: Паучья сеть, Ментальная карта, Причинная карта, Ладошка, Концепт-карта требует более глубокого аналитического размышления. Эти органайзеры помогают выявлять логические связи между основной идей и различными факторами влияния, причинность и поэтапность ветвления.  Ключевые вопросы: «Какая категория рассматривается?», «Каковы подкатегории, как они взаимосвязаны?», «Каковы характеристики главной мысли?», «Каковы функции описываемого предмета?».

Таким образом, практика доказывает целесообразность использования графических органайзеров. Особенно это актуально при переходе к обновленному содержанию образования, в котором большое значение придается привитию учащимся навыков критического мышления, научно-исследовательских, коммуникативных, способности решать проблемы и творчески применять знания, работать в группе.

Чтобы правильно выбрать схему для работы с материалом необходимо знать:

* в материале затрагивается только одна тема или несколько

* насколько сложной является тема

* информация линейная или циклическая

* есть ли различия и сходство, факты «за» и «против»

*содержит ли материал даты, есть ли иерархические уровни [1]


Графические схемы используются:

* при изложении нового материала

* для осмысления и закрепления изучаемого материала

* при обобщении и систематизации изученного материала

* на этапе контроля знаний, умений и навыков, присвоенных учеником



Педагогический опыт

Наиболее часто употребляемые графические органайзеры на уроках русского языка


Рассмотрим несколько приемов, которые мы можем применять на уроках русского языка и литературы.

Одним из практических приемов является использование графических органайзеров. 1. Многим знаком органайзер Фишбоун.


Метод «Фишбоун», дословно переводимый с английского как «Рыбий скелет», также нацелен на развитие творческого мышления и аналитических навыков работы с информацией.

Смысл данного методического приема заключается в установлении причинно-следственных взаимосвязей между объектом исследования и влияющими на него факторами.

Визуально схема «Фишбоун» – это изображение, на котором обозначены основные четыре блока, иллюстрированные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Все части соединены основным звеном – хребтом рыбы.

Так, голова – это вопрос, основная тема, подлежащие изучению. Верхние косточки – это основные понятия темы, или причины, которые привели к возникновению основной темы. Нижние косточки – это факты,которые подтверждают наличие верхних косточек (причин). Заключительное звено – это хвост, который должен ответить на основной вопрос или служить обобщением к обозначенным причинно-следственным данным.

Следующий метод «Гора истории».

Выявить композицию произведения позволит органайзер «Гора истории». Развитие действия в произведении мы можем проследить следующим образом:

Органайзер «Диаграмма Венна» – метод пересечения множеств

По своей природе диаграммы позволяют более наглядно выявить различные соотношения между понятиями.

Диаграмма Венна – один из способов графических органайзеров, который позволяет провести анализ и синтез, благодаря рассмотрению двух и более предметов, понятий или явлений.

Состоит диаграмма из двух или нескольких пересекающихся кругов, представляющих собой группы, объединённые каким-либо общим свойством. Области, где круги пересекаются друг с другом, обозначают, что элементы из этих групп принадлежат одновременно всем данным множествам.

То, что круги в диаграмме Венна могут пересекаться или не совпадать с некоторыми множествамипозволяет быстро увидеть отношения между понятиями.

Схема «Т» – ищем плюсы и минусы графическим способом.

Этот способ наглядного предоставления информации активно используется и в повседневной жизни. Объясняется это тем, что наверняка каждый находился в ситуации, когда сложно сделать выбор между двумя или несколькими альтернативами. Психологи советует в таких случаях расчертить лист бумаги пополам, где правая его часть должна заполняться плюсами гипотетического приятия того или иного решения, а левая – минусами. Эта методика позволяет сделать правильный выбор на основе взвешенности его альтернатив.

В процессе освоения экономической теории данная схема выступает в качестве универсального графического органайзера для записи двойных (да/нет, за/против) или сравнения двух аспектов однойконцепции. Ее применение удобно в качестве завершающего этапа усвоения информации.

Органайзер «Денотатный граф» – способ обозначения главного

Еще один эффективный способ графического отображения информации. Главным образом денотатный граф позволяет выделить из теоретического материала существенные признаки ключевого понятия.

Основные принципы построения графов:

1. Выделение ключевого понятия или словосочетания. Его следует записать в верхнем прямоугольнике графа, от которого пойдет дальнейшее смысловое разветвление.

2. В пространстве следующего уровня подбирается точный глагол, связывающий ключевое понятие с его существенными признаками. Глагол должен выражать динамику мысли.

3. Смысл подобранных глаголов конкретизируется в третьем блоке графа путем использования именных частей речи.

4. Необходимо проверять соотношение каждой «веточки» графа с его ключевым словом с целью исключения каких-либо противоречий.

«Персонаж на стене». Данный прием способствует развитию навыка письма, говорения, слушания, развивает аналитическое мышление. Учащиеся на плакате создают образ, внутри пишут характеристику, снаружи – вопросы, которые хотели бы задать герою. (Онегин /Ленский, Татьяна Ларина / Ольга). После завершения оформления плакаты вывешиваются на стену, учащиеся представляют свою работу, идёт обсуждение.

7

?

.С помощью приёма «Горячий стул» можно провести ролевую игру, в которой учащийся в роли персонажа произведения ответит на вопросы, которые были записаны на плакатах.

Для повторения ранее изученной темы или для закрепления нового материала можно использовать метод «Вращающийся круг». [2]

Ученики делятся на две группы.

Одна группа создает внутренний круг, а другая группа формирует внешний круг. Ученики стоят лицом друг к другу. Пары обмениваются знаниями по теме, внутренний круг задает вопросы, внешний отвечает на них.

Затем внешний круг вращается. Теперь новая пара обсуждает тему.

Этот метод развивает уверенность в техниках общения, так как ученики участвуют в коротких беседах.

Графические способы представления информации позволяют подойти к изучению русского языка и литературы с творческой стороны. Они активизируют системное и аналитическое мышление у учеников, а также способствуют развитию подхода к информации с критическим видением. Работа с большими массивами учебной информации невозможна без применения современных графических методов представления информации, визуализации данных, инфографики, некоторые которых были упомянуты сегодня.

  • Концептуальная таблица

Представляет собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа или комплексной оценки процессов и явлений.

Используется для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых событий, явлений.

  • Синквейн

Представляет собой пятистишие:

1 строка – существительное

2 строка – два прилагательных, характеризующих это существительное

3 строка – три глагола действия, связанные с существительным

4 строка – фраза (крылатое выражение, поговорка…), выражающее суть существительного

5 строка – существительное (выражение), подводящее итог, синонимичное исходному слову.

Инсерт (INSERT)

ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:

I — interactive (интерактивная)

N — noting (познавательная)

S — system for (система)

E — effective (для эффективного)

R — reading and (чтения и)

T — thinking (размышления).

Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:

V — «Эта информация мне уже известна»;

+ — «Новые факты для меня»;

— — «У меня было другое пред

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!