ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЗВУК И БУКВА
Ч».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
-Знакомство с буквой и звуком
Ч.
-Различение и четкое произношение звука Ч в
звукосочетаниях, слогах, словах, фразах.
-Формировать умение образовывать существительные
с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др.
;
-
Развитие речевого дыхания;
-
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, памяти,
внимания,
мышления;
-Воспитывать любовь и интерес к
занятию.
Ход
ЗАНЯТИЯ
Дети входят в кабинет. Здороваются с
учителем.
1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- В
вашем классе живут славные дети. Всех хочется назвать
ласково.
-
Саша, Кирилл назовите друг друга ласково (Сашенька,
Кирюша)
-Молодцы! Прежде, чем начать урок, давайте с вами
выполним артикуляционную гимнастику.
-Улыбка
-Заборчик
-Мост
-Пулеметчик
2.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ.
Поезд мчится и шипит,
И
колесами стучит;
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я
стучу, стучу, стучу!
Мигом всех я прокачу!
-
Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем
говорить? (Мы будем говорить о звуке
Ч).
-
Правильно. Мы будем говорить о звуке Ч, и познакомимся
с буквой Ч. А, поможет нам проверить ваши знания «Поезд
Чудачок». (Показать на него).
-
Чтобы отправиться в путь на поезде нужно выполнить
упражнение.
3.УПРАЖНЕНИЕ НА
ДЫХАНИЕ:
Дыхательная гимнастика:
-
Вдыхаем носом и на выдохе 1 раз произносим звук Ч (Ч, Ч,
Ч. Повторить 3 раза).
4.
И наша ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «Попугай» (потому что будем повторять)
(Произношение звука Ч в звукосочетаниях, слогах,
словах).
ЧУ-ЧУ-ЧУ, я верчу
ЧУ-ЧУ-ЧУ, я кручу ит.д.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Ч.
-
Давайте поговорим о звуке Ч. Какой
это звук? (Согласный, мягкий, глухой). Почему, думаете,
что звук согласный? (Не поется).
-
Как проверить глухой этот звук или звонкий? (Горло не
дрожит).
-
Чем звук Ч отличается от других звуков? (Звук Ч
всегда мягкий).
Д/игра «Повтори за мной».
Повторяем слоговые дорожки (при повторении
одновременно стучим по полу мячом):
– АЧ-АЧ-АЧ – ВРАЧ
ЧО-ЧО-ЧО – ПЛЕЧО
– ЧИК-ЧИК-ЧИК – КЛЮЧИК
– ЧКА-ЧКА-ЧКА – РУЧКА
А
теперь отвечает только тот, кого спрашиваю. Остальные
слушают.
ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ
АЧИ-ОЧИ-УЧИ-ИЧИ
Мы
едем дальше, но на выдохе произносим звук Ч – 2
раза (Ч-Ч, Ч-Ч, Ч-Ч. Повторить 2-3 раза).
5.
СТАНЦИЯ «Малышок». Д/и «Назови ласково»:
Стул-Стульчик СУМКА – СУМОЧКА
Саша-Сашенька СОБАКА – СОБАЧКА
САНКИ – САНОЧКИ БЕЛКА – БЕЛОЧКА
КОЛЬЦО – КОЛЕЧКО ШАПКА –
ШАПОЧКА
Поезд отправляется дальше, нас с вами ждет
станция «Чародейка». (Обратить внимание). Едем. На выдохе
произносим звук Ч – 3 раза (Ч-Ч-Ч, Ч-Ч-Ч,
Ч-Ч-Ч).
6.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В СЛОВАХ, ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА
СЛОГИ.
-
На станции стоит «Сундучок». Нужно достать из него предметы,
найти каждому предмету свой вагончик. Для этого будем делить слова
на слоги.
Д/игра «Раздели слова на
слоги»:
В
первом вагончике поедут слова с одним слогом.
В
вагончике с двумя окошками поедут слова, в которых? (Два
слога).
В
следующем вагончике разместятся слова? (Из 3
слогов).
В
последний вагон сядут слова? (В которых 4
слога).
(Дети раскладывают предметы возле нужного
вагончика. Проверяем правильность. Сундучок пустой. С заданием
справились.).
7. Можем ехать дальше. Ехать долго,
произносим звук Ч на выдохе много раз (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч).
Поезд довез вас до станции «Конечная» – она
последняя.
-
Чтобы сесть на свое место нужно сказать пароль. Назвать отчество
сына. Д/игра
«Назови отчество сына»:
У
Глеба сын – Глебович У Ивана сын – Иванович
У
Петра сын – Петрович У Василия сын – Васильевич
У
Сергея сын – Сергеевич У Максима сын – Максимович
У
Андрея сын – Андреевич У Олега сын – Олегович
(Отметить детей).
Д/и: «Измени предложение»:
Я
хочу учиться в школе.
Ты
хочешь учиться в школе.
Он
хочет учиться в школе.
Она
хочет учиться в школе.
Они
хотят учиться в школе.
Все:
Мы хотим учиться в школе.
СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.
-
Играем в игру «Собери слово». Приготовились: А,
Ч, Й – ЧАЙ; О, Ч, И, К – ОЧКИ; Р, У, Ч, К, А –
РУЧКА
Выставляется картинка Очки
ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-
Предлагаю вам выложить схему слова Очки (Дети выкладывают,
проверяют друг у друга).
-
Называем все звуки по порядку, показываем на схеме
пальчиком.
-
Посмотрите на схему и скажите сколько в слове
гласных звуков? (2) Какие? (О,И).
-
Сколько согласных звуков? (2) Назовите (Ч,
К).
-
Назовите мягкий согласный звук, покажите его на
схеме (Ч).
(Молодцы со всеми заданиями справились
хорошо).
8.
ФИЗМИНУТКА «КАБЛУЧОК».
ЧОК-ЧОК-ЧОК – РУКИ НА БОЧОК!
(Дети выходят из-за столов, становятся в
круг).
ЧОК-ЧОК-ЧОК, ЧОК-ЧОК-ЧОК!
ПОКАЖИ СВОЙ КАБЛУЧОК!
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ПРЫГАЮТ, КАК
МЯЧИКИ.
НОЖКАМИ ТОПОЧУТ, ВЕСЕЛО
ХОХОЧУТ.
(Повторить игру 2 раза).
9.
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч.
-
Вы хотите научиться читать? (Да).
ПЕРВОЙ БУКВЕ В СЛОВЕ ЧТЕНИЕ – МОЕ
ПОЧТЕНИЕ.
Выставляется буква Ч.
-
На что похожа буква Ч? (На цифру 4).
Ч –
ВЫ ПРАВИЛЬНО РЕШИЛИ
ПИШУТ ТАКЖЕ КАК ЧЕТЫРЕ.
ТОЛЬКО С ЦИФРАМИ, ДРУЗЬЯ,
ПУТАТЬ БУКВУ НАМ НЕЛЬЗЯ.
-
Ребята, в какую сторону смотрит буква Ч? (В
левую).
-
Какой звук обозначается буквой Ч? (Звук
Ч).
Д/игра «Выложи букву» (На
бархатной бумаге).
Д/игра «Буква
заблудилась».
-
Разыщите, пожалуйста и обведите букву Ч, проверьте выполнение
друг у друга.
10.
- А теперь мы с вами будем волшебниками. Сначала находим букву
Ч, кладем ее в правый нижний угол, она нам будет
нужна (Проверяем).
ПЕРВОЕ ВОЛШЕБСТВО
-
Выкладываем слово РЕПКА. Какое слово выкладывали? Читаем его,
индивидуально (Дети отвечают).
ВТОРОЕ ВОЛШЕБСТВО
-
Волшебным взмахом своей руки заменим в слове РЕПКА букву П на
букву Ч.
Какое слово получилось? (Дети читают по
одному).
ТРЕТЬЕ ВОЛШЕБСТВО
-
Подумайте, какое слово получится если заменить букву Е буквой
У (Дети называют – РУЧКА).
-
Проверяем, заменяем букву, читаем слово.
Отметить успехи детей.
11.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-
Станция «Конечная» была последней. Все задания выполнены.
Давайте вспомним, чем мы занимались. Дети называют. БЕРУ
СУНДУЧОК.
-
Наш сундучок был пустым. Смотрим. Пусто. Но ведь он волшебный. Мы
волшебники. Говорим заклинание. Находим в сундучке
Раскраски.
Дети получают раскраски и уходят в
класс.