Материалдар / Ғылыми жоба «Место русского языка среди других предметов в нашей школе»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ғылыми жоба «Место русского языка среди других предметов в нашей школе»

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі Ғылыми жоба
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Қазан 2024
137
1 рет жүктелген
4900 ₸
Бүгін алсаңыз
+245 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +245 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство просвещения Республики Казахстан

Управление образования города Шымкент

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № »



Тема:

«Место русского языка среди других предметов в нашей школе»



Направление: Гуманитарное

Секция: Русский язык


Подготовила:

Ученица « » класса


Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы




г. Шымкент, 202 год

АННОТАЦИЯ

«Мектебіміздегі орыс тілінің басқа пәндер арасындағы орны» тақырыбындағы ғылыми-зерттеу жобасы теориялық және практикалық білімнің ұштастырылғанының дәлелі. Бұл ғылыми еңбекте орыс тілінің әлемдегі және қоғамдағы орны, орыс тілінің байлығы, орыс тілінің мектеп циклінің пәні ретіндегі орны сияқты мәселелер қамтылған.


Ғылыми жетекшісі:



АННОТАЦИЯ

Научный исследовательский проект по теме «Место русского языка среди других предметов в нашей школе» является доказательством сочетания теоретических и практических знаний. В данной научной работе освещены такие вопросы как: место русского языка в мире и обществе, богатство русского языка, место русского языка как предмета школьного цикла.


Научный руководитель:



ANNOTATION

The scientific research project on the topic "The place of the Russian language among other subjects in our school" is proof of the combination of theoretical and practical knowledge. This scientific work covers such issues as: the place of the Russian language in the world and society, the richness of the Russian language, the place of the Russian language as a subject of the school cycle.


Supervisor:



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3

Глава 1 .…………………………………………………………………………...5

1. 1. Значение русского языка в современном мире………………………….....5

1. 2. Русский язык в Центральной Азии и Казахстане ……………..……………9

1. 3. Русский язык как предмет изучения в школе …….……………………….15

Глава 2. ..…………………………………………………………………………19

2. 1. Анкетирование учащихся 5-х и 7-х классов……………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...21

ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..24




















ВВЕДЕНИЕ

Современное обсуждение того, какие предметы и в каком объеме следует изучать, а за что можно "пожертвовать" в пользу модных предметов или специализированных курсов, заставляет задуматься о базовой основе образования. В этой основе особое место занимает изучение русского языка, который не только является учебным предметом, но и служит средством обучения науке. Богатая научная и художественная литература доступна на русском языке в большем объеме, в сравнении с казахским языком.

Программа по русскому языку включает множество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых неразрывно связано с знаниями о языке. Орфографические и пунктуационные умения и навыки занимают важное место среди них.

Цель данного исследования - проанализировать роль и место русского языка среди предметов школьного курса.

Задачи:

- изучить аспекты современного русского языка во всем мире;

- рассмотреть основные разделы русского языка, изучаемые учащимися на втором этапе образовательного процесса в казахстанских школах;

- провести анкетирование среди учащихся 5-х и 7-х классов нашей школы для выявления роли русского языка среди предметов школьного курса.

Актуальность данной работы заключается в том, что современная система образования предусматривает всестороннее развитие личности. Поэтому школьный курс периодически обновляется: появляются новые предметы, обязательные для изучения, а некоторые становятся факультативными. Однако изучение русского языка остается обязательным. Цель работы - показать и доказать, что русский язык занимает ведущее место среди других школьных предметов. В казахстанских школах русский язык обязателен для изучения и на нем проводится итоговый тест, результаты которого отражаются в аттестате о среднем образовании.

Гипотеза исследования - доказать, что русский язык занимает ведущее положение среди других школьных предметов на втором этапе образования.

Методы исследования:

- теоретические: сбор информации из различных источников (научная литература, нормативно-правовые акты, интернет);

- эмпирические: анкетирование, табличная обработка данных.

Итоги и выводы исследования позволят выявить место русского языка в школьном курсе.























ГЛАВА 1.
1.1. ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Русский язык относится к восточнославянским языкам и является одним из крупнейших языков мира. Он является национальным языком русского народа и самым распространенным среди славянских языков, а также самым распространенным языком в Европе как по географическому положению, так и по числу носителей (хотя значительная часть русского языкового ареала находится в Азии). На данный момент русский язык занимает четвертое место в мире по распространению и изучаемости.

Русский язык - единый язык русской нации, но в то же время он является языком международного общения в современном мире. Он используется в качестве родного языка русского этноса и языком межнационального общения (в Казахстане проживает более 130 народов, и все они общаются на русском языке). Кроме того, он также является одним из шести мировых языков.

Мировые языки, такие как английский, французский, испанский, русский, китайский и арабский, являются "официальными" или "рабочими" языками многих международных организаций, включая ООН и ЮНЕСКО. Они распространены по всему миру и выполняют различные функции.

Однако, роль и престиж языка также зависят от геополитической ситуации. Например, после развала Советского Союза падение престижа русского языка было связано с снижением роли и влияния страны. Еще одним фактором, влияющим на престиж и распространенность языка, является его статус в международных организациях и использование в официальных документах.

Степень совершенства языка также влияет на его престиж и популярность. Некоторые языки, такие как английский и французский, имеют широкую грамматическую и лексическую базу, а также развитую литературу, что делает их привлекательными для изучения и использования.

Культурные достижения народа, говорящего на языке, также могут влиять на его престиж. Например, французский язык ассоциируется с высокой модой, кулинарией, искусством и литературой, что делает его привлекательным для изучения и использования.

В целом, выбор мирового языка зависит от множества факторов, включая политическую и экономическую ситуацию страны, степень совершенства языка, численность его носителей и культурные достижения народа. Однако, международное положение страны и народа, носителя языка, часто является основной причиной предпочтения языка и его престижа. Русский язык в Российской Федерации традиционно является языком межнационального общения. Его выбор основан на нескольких факторах: во-первых, русский язык является родным для большинства населения страны; во-вторых, миллионы людей других национальностей также используют его как свой родной язык; в-третьих, русский литературный язык способствует включению людей различных национальностей, наций и культурных сообществ в научное и культурное наследие других народов РФ и всего мира. Более того, русский язык обладает хорошо разработанной грамматикой, обширным словарным запасом и терминологией в различных научных и технических областях; на его основе сформировалась богатая культура. Русский язык также выбран официальным языком Содружества Независимых Государств.

Русский язык является одним из немногих языков, который играет активную роль в международной интеграции и развитии технологий в качестве научного языка. Около 60-70% всей мировой научной информации публикуется на русском и английском языках.

Русский язык приобретает всё большую международную значимость. Он становится языком международных СМИ - телевидения, радио и печати. Он используется на международных съездах и конференциях, а также важных международных договорах и соглашениях. Влияние русского языка на другие языки также усиливается.

Русский язык, как мировой язык, активно используется в разных странах, в окружении различных инонациональных языков, и приобретает черты полинационального языка, отражая реалии конкретных государств и подвергаясь влиянию близко контактирующих языков.

Распространение русского языка в Центральной Азии имеет долгую историческую традицию и является важным фактором социально-политической жизни центрально-азиатских обществ. Русский язык является родным языком значительной части населения этого региона и является основным средством межнационального общения, способствуя развитию общего цивилизационного пространства новых независимых государств. Его современный статус оценивается экспертами исходя из законодательных норм и количества граждан, владеющих им в определенной степени.

Русский язык сохраняет свою важность как на международном уровне, так и внутри страны. Необходимо отметить, что русский язык на законодательном уровне признан языком межнационального общения, то есть важным средством коммуникации. В Республике Казахстан, одной из стран Центральной Азии, русский язык занимает особое положение. Он является официальным языком по Конституции и родным языком или вторым родным языком для представителей различных национальностей, проживающих в Казахстане. Русский язык сохраняет все свои функции, применяется при ведении документации, не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку, и является обязательным учебным предметом в учебных заведениях. Он продолжает играть важную роль в обеспечении доступа к информации, научным и культурным ценностям для всех национальностей, проживающих в Казахстане. Всего в Казахстане функционирует более 100 языков, и образование в основном осуществляется на двух языках - казахском и русском. Русский язык продолжает быть востребованным как гуманитарный язык и способствует развитию научной и профессиональной литературы.

Считается, что русскоязычное пространство Центральной Азии можно разделить на два ареала, к первому из которых относятся Казахстан и Киргизия, а ко второму – Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. В частности, Н. Мендкович, опираясь на результаты социологических опросов, проводившиеся по линии компании «Gallup», приводит следующие данные относительно региональной русскоязычной практики: «Процент тех, кто утверждает, что так или иначе владеет русским, в Казахстане – 99,9%, Киргизии – 87,1%, Таджикистане – 68,5%, Узбекистане – 99,2%; доля тех, кто считает, что свободно владеет русским, в Казахстане – 89,6%, Киргизии – 60,5%, Таджикистане – 41,2%, Узбекистане – 99,2%; доля тех, кто предпочёл общаться с социологом на русском: в Казахстане – 68%, Киргизии – 38%, Таджикистане –5%, Узбекистане – 0».

Однако, с ростом национального самосознания и усиления языковой политики в странах Центральной Азии, русский язык стал менее популярным среди молодого поколения. Все больше молодых людей предпочитают использовать национальные языки в повседневной жизни, образовании и работе. Наиболее широко он представлен в Казахстане, а в других странах в два-три раза уступает казахстанским показателям.

В русском языке также наблюдаются изменения в его функционировании. Если раньше русский язык использовался во всех сферах общественной жизни и был основным языком общения для многих людей, то сейчас его роль сокращается. Он все еще используется в официальных документах, в старших поколениях, в межнациональных коммуникациях, но молодые поколения все больше обращаются к национальным языкам и английскому языку в своей повседневной жизни.

Таким образом, русский язык в Центральной Азии сохраняет свою важность как средство межнационального общения, однако его популярность среди молодежи сокращается в связи с национальными языками и мировым английским языком.






1. 2. РУССКИЙ ЯЗЫК В КАЗАХСТАНЕ

Казахстан – государство с полиэтническая и полиязычная страна. В процентном отношении в этом многоязычии разных этносов доминирует русский язык. Русский язык в Казахстане до сих пор занимает достаточно крепкие позиции, он является официальным по Конституции и родным или вторым родным языком для представителей многих национальностей, проживающих в стране, языком межнационального общения.

Наряду с государственным языком русский язык сохраняет весь объем функций. Ведение документации осуществляется на двух языках: государственном и русском; не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку; в учебных заведениях русский язык является обязательным учебным курсом и входит в перечень дисциплин, включаемых в документ об образовании.

Русский язык продолжает играть важную роль в жизни нашей страны. Русский язык продолжает выполнять гуманитарные функции и необходим для чтения русскоязычной литературы, в том числе научной и профессиональной.

Русский язык является основным языком, облегчающим доступ к информации, науке и культурным ценностям для всех национальностей, проживающих в Республике Казахстан.

В современном Казахстане говорят более чем на 100 языках. Обучение в казахстанских учебных заведениях ведется на двух основных языках -казахском и русском. Русский язык начал распространяться на территории современного Казахстана только после XX века, когда он фактически стал языком межнационального общения в результате установления советской власти, эмиграции и выселения различных этнических групп и политики русификации. Казахстан долгое время находился в составе Российской империи, а затем Советского Союза. В то время русский язык был провозглашен "языком межнационального общения" и являлся основным языком всей Федерации. К моменту распада Советского Союза общее число русскоговорящих в Казахстане превышало численность титульного населения. [3].

5 апреля 2006 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев выступил в парламенте Российской Федерации: "Сегодня трудно найти казаха или представителя любой другой этнической группы, проживающей в современном Казахстане, который не знал бы русского языка. Казахстан первым из стран СНГ признал русский язык официальным языком в своей конституции наравне с государственным языком.

На русском языке издаются сотни периодических изданий, на нем же вещают все электронные СМИ. Во всех высших учебных заведениях Казахстана преподавание ведется на русском языке.

Русский язык является обязательным предметом в общеобразовательных учреждениях Казахстана. Более того, более 40% всех казахстанских школьников учатся в школах, где преподавание ведется только на русском языке. Мы делаем это не по политическим мотивам. Русский язык - это наше великое достояние [1].

Официальный статус русского языка в Казахстане определяется следующим образом: "Статья 7 Конституции 1995 года, статья 5 Закона о языке).

Русский язык в Казахстане, наряду с государственным языком, сохраняет все свои функции. 'В учебных заведениях русский язык является обязательным предметом и входит в перечень дисциплин, включаемых в учебные документы' [1].

На протяжении последнего десятилетия учащиеся школ с русским языком обучения Казахстана неизменно участвуют в международных олимпиадах по русскому языку и литературе стран СНГ и Балтии; в 2002, 2003, 2005 и 2006 годах в Государственном университете русского языка им. А.С. Пушкина абсолютными победителями стали Казахстан, а в 2004 году два казахстанских школьника были признаны лучшими; в 2005 и 2006 годах казахстанская команда была лучшей среди команд, представлявших страны СНГ и Балтии. На международных олимпиадах по русскому языку и литературе, проводимых Московским институтом открытого образования, участники из Казахстана регулярно занимают призовые места как в основном конкурсе, так и в конкурсе творческих работ.

В 1989 г. был принят "Закон о языках Казахской ССР", который определил статус казахского и русского языков. В частности, в нем говорилось, что "государственным языком Казахской ССР является казахский язык", а русский язык - "языком межнационального общения". Такое определение статуса русского языка в определенной степени способствовало усилению межнациональной напряженности и явилось одной из основных причин массовой эмиграции русскоязычного населения страны: в период с 1990 по 1996 год Казахстан покинули 2 283 000 человек, в результате чего Казахстан потерял десятки тысяч занятых в различных сферах деятельности потерял десятки тысяч квалифицированных специалистов. Это послужило причиной изменения государственной политики в отношении русского языка: в 1995 году была принята новая Конституция Республики Казахстан. Статья 7 Конституции по-новому определила правовой статус языков. Казахский язык является государственным языком Республики Казахстан. Русский язык получил статус официального языка и может использоваться наравне с казахским в государственных учреждениях и органах местного самоуправления В 1997 году был принят "Закон о языках Республики Казахстан", в котором подчеркивается, что в административных, бухгалтерских, статистических и финансовых документах, в военной службе, правоохранительных органах и судопроизводстве русский язык может использоваться наравне с казахским, который является государственным языком и на равных правах в административных, бухгалтерских, статистических, финансовых документах, в военных, правоохранительных органах и судопроизводстве. Русский язык в Казахстане по-прежнему занимает очень прочные позиции, являясь официальным языком по Конституции, первым и вторым родным языком для многих представителей национальностей, проживающих в республике, и языком межнационального общения [2].

Русский язык продолжает играть важную роль в жизни республики. Он продолжает выполнять гуманитарные функции, необходим для чтения литературы на русском языке, в том числе и профессиональной. Вместе с тем процесс вытеснения русского языка казахским, являющимся государственным языком, идет уже давно и, хотя сдерживается только масштабами необходимости, русский язык вытесняется целенаправленно. В результате введения в последнее время нормативного законодательства русский язык постепенно вытесняется из социальной жизни, политической экономики, системы образования, сферы культуры и средств массовой информации.

Функционирование языка в Республике Казахстан - сложный вопрос, который невозможно быстро и кардинально изменить с помощью нормативного законодательства. Сужение сферы применения русского языка нарушает права миллионов российских соотечественников. Русский язык в Казахстане остается основным языком для всех граждан, проживающих в республике, поскольку облегчает доступ к информации, научным и культурным ценностям.

Более активное продвижение русского языка в Казахстане, повышение эффективности мероприятий по информационной поддержке русского языка, принятие закона о чистоте русского языка в рамках единого образовательного пространства ЕврАзЭС, поддержка статуса русского языка создают дополнительные стимулы для укрепления его статуса и, в частности, наметить программу создания совместных учебников по русскому языку на среднем и старшем уровнях в школах с русским языком обучения.

В то же время необходимо учитывать, что при внедрении и реализации совместных проектов и программ можно ожидать определенного скрытого сопротивления со стороны бюрократического аппарата республиканской администрации.

В Республике Казахстан необходимо поддерживать единое информационное пространство на русском языке, где люди, независимо от их национальности и вероисповедания, живут и работают в рамках русского языка и русской культурной системы [4].

Согласно опросам экспертов, занимающихся изучением языковых проблем, единодушное мнение заключается в том, что русский язык еще долго будет оставаться языком общения и мостом в большой мир. По их мнению, неправильно считать, что казахский язык "теряется" только потому, что численность казахов увеличивается, что является неизбежным процессом.

Русский язык - один из шести языков мира, на котором говорят более 200 млн. человек, и его нельзя заменить собственно русским языком.

Знание русского языка открывает более широкие перспективы для людей, живущих на постсоветском пространстве. Благодаря русскому языку мы имеем доступ к мировой культуре и науке. Ведь на русский язык переведены многие современные научные издания и шедевры мировой литературы. Было бы непростительной роскошью не воспользоваться этим в наших интересах и на благо всего казахстанского общества. Русские и все граждане Казахстана, говорящие на этом языке, должны понять одну простую истину. Никто не стремится запретить им говорить по-русски, никто не стремится лишить их права общаться с родными и близкими на родном языке, знать и использовать в совершенстве свой родной язык.

Не зря так много говорится о важности родного языка. Родной язык - это язык души, язык сердца. Если исчезает язык, то исчезает и народ. Мой родной язык - казахский, исконный язык кочевников. Казахский язык отражает культуру, особенности и историческое развитие казахского народа. Язык - это характер, память, история и духовность народа. В нем отражаются обычаи, традиции, быт, ум, опыт, красота и сила души народа. История моего родного языка неотделима от истории казахского народа. Становление и развитие национального языка - сложный и длительный процесс. Язык создавался на протяжении тысячелетий, чтобы стать главным достоянием казахского народа.

Казахскому языку присущи особая мелодичность и непревзойденная душевность. В казахском языке огромное количество слов (более двух миллионов!) , а также различные синонимы и оттенки слов. Все это говорит о силе и богатстве казахского языка. Казахский язык - это язык литературы, народных песен, легенд и преданий. Казахстанская земля одарена литературными талантами - поэтами, писателями, драматургами. Все они внесли свой вклад в развитие языка [3].






















1. 3. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

«Русский язык очень важен для нас как язык, который приобщил нас к мировой культуре», - сказал Елбасы Н. А. Назарбаев, первый Президент Республики Казахстан. Он отметил и подчеркнул важность русского языка как обязательного учебного предмета. Русский язык является одним из международных языков и открывает окно в мир. Изучение его наряду с казахским и английским языками и формирование трехъязычия является приоритетным направлением языковой политики нашей страны.

Изучение русского языка начинается с первого дня обучения в школе. Так было и остается до сих пор. Но что такое предмет "русский язык", который изучается на протяжении всего обучения в школе и по которому сдаются выпускные экзамены?

Основная цель обучения русскому языку в казахских языковых школах - это общение на русском языке. Общение - это реальное использование языка. Целями обучения русскому языку являются формирование у учащихся системы языковых и разговорных знаний; обучение использованию языка во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) и в отдельных сферах применения языка; развитие интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной и гражданской культуры учащихся.

Преподавание русского языка в школах с казахским языком обучения направлено на достижение одновременно нескольких целей:

  • Практическая цель - общение.

  • Общеобразовательная цель - расширение кругозора за счет изучения языка.

  • Воспитательная цель - люди учатся уважать разные культуры, а изучение языка способствует обучению вежливому диалогу.

  • Развивающие цели - учащиеся развивают память и разговорные навыки.

Русский язык в школах с казахским языком обучения - это предмет, который в первую очередь требует хорошо развитой памяти и высокой мотивации к изучению.

Целями обучения русскому языку являются.

- Система всех уровней русского языка (произношение, лексика, грамматика); нормы русского литературного языка (произношение, артикуляция, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация); правила функционирования средств языка в разговоре; обогащение разговорного словаря и грамматического строя учащихся; формирование орфографических навыков; формирование умения использовать язык в различных видах разговорной деятельности:

- Формирование коммуникативной компетенции по созданию самостоятельных и связных текстов различных стилей, типов и жанров речи в устной и письменной форме на основе усвоения речеведческих понятий (культура речи, тексты, типы речи, жанры речи, стили речи);

- формирование языковой культуры студента на основе овладения языком как системой сохранения и передачи культурных ценностей и как средством понимания русской и национальной культуры в контексте мировой культуры; развитие способности использовать культуроведческую информацию для обеспечения аутентичной коммуникации.

Начиная со второй ступени обучения, изучение русского языка углубляется, знания учащихся расширяются. Начиная с V класса, учащиеся начинают пополнять свои знания новыми теоретическими сведениями о "культуре речи", "текстах" и "способах речи" русского языка; в VI классе они знакомятся с такими разделами, как "жанры речи", а в последующих классах их знания по этим разделам еще более расширяются.

Уже в пятом классе учащиеся знакомятся с информацией раздела "Синтаксис и пунктуация" в качестве материала для предварительного чтения, а в последующих классах работают над расширением и углублением знаний.

Рассмотрим, как представлен материал по русскому языку для обучения современных детей начальной школы.

Материал предмета "Русский язык" в V-IX классах классифицирован по блокам с учетом основного содержания, представленного в виде перечисления учебных предметов, составляющих основу данного предмета и предъявляемых учащимся в качестве объекта усвоения:

1. Язык и речь. Культура речи. Стили речи. Жанры речи. Текст.

2. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

3. Орфография.

4. Лексика и фразеология.

5. Состав слова и словообразование.

6. Грамматика.

6.1. Морфология и правописание частей речи.

6.2. Синтаксис и пунктуация.

Национальные образовательные стандарты Республики Казахстан содержат конкретные результативные требования к изучению русского языка в школах казахстанскими учителями:

1. в полной мере использовать коммуникативные функции русского языка.

2. чтение на русском языке

3. аудирование русской речи на слух

4. письмо на русском языке.

Основной формой изучения русского языка в школе является аудиторная. Количество часов, отводимых на изучение предмета, определяется Министерством образования Республики Казахстан и регламентируется учебно-методическим пособием, с которым каждый учитель знакомится перед началом учебного года. Например, в 2022/2023 учебном году на изучение русского языка с 5 по 11 классы отводится 3 часа.

В этом году были внесены изменения в преподавание предмета "Русский язык". В школах с казахским языком обучения в Казахстане русский язык теперь изучается не с первого, а со второго класса.

Министерство образования Казахстана приняло решение с нового учебного года исключить из расписания преподавание иностранных языков (английского и русского), которое было включено в обязательную образовательную программу всех начальных школ Казахстана, в первых классах школ с казахским языком обучения.

Принцип преподавания предмета "Русский язык и литература" заключается в том, что учащиеся "учатся учиться", становятся самостоятельными и мотивированными. Они становятся заинтересованными, уверенными в себе, ответственными и интеллектуально развитыми.

Задача развития русской речи у детей младшего школьного возраста не может быть решена только в рамках уроков русского языка и литературы. Окружающая жизнь является источником знаний и одновременно обогащает речь учащихся. Только развивая наблюдательность ученика, подмечая существенное в жизни природы и общества, постоянно повышая уровень знаний ученика, можно обогатить его речь. Речь ученика развивается в унисон с развитием его мышления и расширяет объем знаний. Поэтому необходимым условием успешного преподавания русского языка в соответствии с современным содержанием является связь его с жизненным опытом учащихся, с тем, что они видят непосредственно вокруг себя, слышат из разговоров старших, из телевизора, узнают из книг. Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык изучается с целью формирования совокупности знаний и умений по предмету, и что обучение ведет к языковому и фонетическому развитию учащихся и, что особенно важно, к развитию коммуникативной компетенции у подрастающего поколения.




ГЛАВА 2

2. 1. АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-Х И 7-Х КЛАССОВ

Для изучения значимости предмета "Русский язык и литература" среди молодого поколения было решено провести анкетирование.

Анкета является основным инструментом исследования и представляет собой социологический документ, содержащий ряд структурно организованных вопросов. Ее актуальность выражается в необходимости получения информации, отражающей особенности опрашиваемой совокупности.

Анкеты рассчитаны на заполнение опрашиваемым с помощью вопросника или без него, причем анкеты редко заполняются со слов самого опрашиваемого. С точки зрения методов исследования, анкеты могут заполняться индивидуально или в группах, когда за относительно короткое время можно опросить значительное количество людей. Анкетирование может быть очным или заочным - через почтовые опросы, газеты, журналы или компьютерные сети.

Мы использовали заочную анкету. Для этого использовался интернет-сервис Google Forms. Ссылка на анкету была отправлена в чаты с учениками.

Тема анкеты: "Место русского языка в школе". Анкета была проведена среди учащихся 5 и 7 классов. В анкетировании приняли участие 93 ученика. С результатами анкетирования можно ознакомиться в приложении и в буклете.

Русский язык останется языком общения в Казахстане и мостом в мир. Это подтверждают ведущие эксперты-лингвисты. Это осознает молодое поколение Казахстана, учащиеся второй ступени образования в наших школах. Знание русского языка открывает большие перспективы для людей, живущих на постсоветском пространстве. Благодаря русскому языку не только жители Казахстана, но и других стран могут приобщиться к мировой культуре и науке. Ведь на русский язык переведены многие современные научные издания и шедевры мировой и научной литературы.

Русский и казахский языки могут и должны сосуществовать и обеспечивать полноценное информационное обслуживание многонационального населения Казахстана.

В связи с вышесказанным необходимо поддерживать единое русскоязычное информационное пространство в Республике Казахстан, где люди, независимо от их национальности и вероисповедания, живут и работают в рамках русского языка и русской культурной системы. Более активное продвижение русского языка в Казахстане; повышение эффективности деятельности по информационному обеспечению русского языка; принятие закона о чистоте русского языка в рамках единого образовательного пространства ЕврАзЭС; поддержка статуса русского языка создание дополнительных стимулов для укрепления статуса русского языка и, в частности, наметить программу выпуска совместных учебников на русском языке для среднего и старшего звена нерусских школ. Сужение сферы применения русского языка недопустимо, так как это ущемит права многих соотечественников.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Согласно Толковому словарю В.В.Даля, русский язык - это язык русского народа и средство межнационального общения. Уже из этого выражения можно сделать вывод, что изучение языка в школе необходимо для выполнения его важнейшей функции - коммуникативной.

В рамках научного проекта была рассмотрена роль русского языка в современном мире и, в частности, в Казахстане. Проанализирован "Русский язык" как предмет в казахстанских школах. Определены цели преподавания русского языка в нерусских школах. Прослежена информация об изменениях в преподавании этого предмета в казахстанских школах.

Есть ли еще необходимость в изучении русского языка? В ходе исследования было установлено, что русский язык как учебный предмет предполагает владение фонетикой, лексикой, фразеологией, словообразованием, морфологией и синтаксисом, а также орфографией, графикой и пунктуацией.

Целью данного исследования является анализ роли и места русского языка в школьном образовании. Для того чтобы определить роль и место русского языка в нашей школе, было проведено онлайн-анкетирование и проанализированы полученные данные.

Это связано с тем, что преподавание данного предмета формирует грамотность подрастающего поколения. Результатом работы наших исследователей стал буклет, обобщающий результаты анкетирования, свидетельствующий о положении предмета "Русский язык и русская литература" в наших школах.






ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Результаты анкетирования:

Вопрос №1. Нравятся ли тебе предметы, изучаемые в школе? (да, нет)

Вопрос №2. На каком языке Вы предпочитаете читать произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других русских писателей?

Вопрос № 3. Как ты оцениваешь место русского языка в школьной программе? (высоко, средне, низко)

Вопрос №4. Считаешь ли ты нужным и важным изучение русского языка в школе? (да, нет)

Вопрос № 5. Какое место занимает предмет «Русский язык и литература» среди других предметов в школе? (Укажите цифрой)








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Назарбаев Н. Указ Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 110 «О Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://online.Zakon.kz

  2. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-tsentralno-aziatskom-regione#ixzz4PV0lGMGR

  3. Сулейменова Э.Д. Языки народов Казахстана. – Алматы, 2007.

  4. Сулейменова Э.Д. Языковая компетенция и полиязычие. Динамика языкового состава в Казахстане. – Алматы, 2010.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!