Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Hello again
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ТЕМУ: «ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ»
Дата проведения: _____________
Подпись учителя______________
Тип урока: урок формирование новых знаний
Тема: Стили речи.
Цели урока: Образовательные: дать представление о понятиях текст и
стили речи, обогатить словарный запас, обучить навыкам
применения всех изученных материалов по предметам в
изучении темы, тренировка практического умения
определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею
текста, проверить основные знания, умения и навыки
учащихся, полученные ими в процессе изучения данной
темы.
Развивающие: формировать умение читать и понимать
текст, определять авторский замысел, объяснять те
художественные приемы и средства, при помощи которых
автор достигает реализации своего замысла.
Воспитательные: нравственное воспитание учащихся
через осмысление текстов, предложенных на уроке для
анализа; воспитывать любовь к родному языку, русской
литературе.
Оборудование: наглядные пособия, раздаточные материалы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
эвристический.
Ход урока:
-
Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и цели урока.
-
Проверка домашнего задания. Вопросно-ответная беседа.
- Что является грамматической основой предложения
- Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.
- Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и. Почему? Докажите.
III. Объяснение нового материала. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое текст и научимся определять тип и стиль речи текста.
Давайте вспомним, что такое текст, его виды и какие стили речи вы знаете.
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Типы тексты: описание, рассуждение, повествование.
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Стили речи.
Стили речи |
С какой целью употребляем? |
Где употребляется? (сфера употребления) |
Жанры речи |
Языковые средства |
Разговорный |
Общение, обмен мыслями |
Общение в быту, беседы. |
Беседа, разговор, записка, частные письма |
Разговорная лексика |
Официально-деловой |
Сообщение, информация |
Общение людей с учреждениями, переписка |
Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги |
Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи. |
Научный |
Сообщение, объяснение научных трудов. |
Научно-исследовательская деятельность. |
Научная статья, научная работа, доклад, учебники |
Термины, профессионализмы |
Публицисти-ческий |
Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении |
Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность |
Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление |
Обращения, слова высокого стиля. |
Художественный |
Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей. |
Словесно-художественное творчество |
Драма Проза поэзия |
Все богатства лексики |
IV. Закрепление новой темы.
1. Словарная разминка «Узнай слово». Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.
-
Разговор двух или более лиц (диалог).
-
Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
-
Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).
-
Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
-
Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).
2.
Практическая работа по карточкам А, В, С.
Учащиеся формируются в группы, каждой группе
дается карточка с одинаковыми заданиями
А, В,
С.
Часть А. Определите тип и стиль речи следующих
текстов.
Текст 1
Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке,
разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу
перебросить его на половину соперника.
Текст
2
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами
и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами;
стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою
ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на
одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.
Часть В.
Найдите верное соответствие
из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся
в левом. Все характеристики перемешаны.
|
А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника. |
2.Публицистический стиль |
Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств. |
3. Научный стиль |
В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя. |
4. Официально-деловой стиль |
Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование. |
5. Разговорный стиль |
Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации. |
Часть С. Проведи соответствия между текстами
и
названиями
стилей:
|
|
V. Подведение итогов урока.
– Какой вид работы понравился вам больше всего?
– Что требуется сделать (повторить, выучить), чтобы работа была более успешной?
VI. Домашнее задание. Найти небольшие отрывки текстов с примером на каждый стиль речи.
VII. Комментирование оценок.
Часть
А. Определите
тип и стиль речи следующих текстов.
Текст 1
Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке,
разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу
перебросить его на половину соперника.
Текст
2
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами
и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами. И
все это призрачное царство света и теней показывалось на одну
минуту и исчезало, давая место новым картинам.
Часть В.
Найдите верное соответствие
из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся
в левом. Все характеристики перемешаны.
|
А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника. |
2.Публицистический стиль |
Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств. |
3. Научный стиль |
В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя. |
4. Официально-деловой стиль |
Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование. |
5. Разговорный стиль |
Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации. |
Часть С.
2. Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:
Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9 класса, учится в школе №44 с 1 класса... Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик... Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родное – волшебное слово. Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями... |
|