КГУ «Общеобразовательная
средняя школа имени И.М. Астафьева» отдела образования
Шемонаихинского района
Химический
турнир
Учитель химии: Сембаева Жанар
Мураткановна
Цель: выявление
склонностей и способностей, расширение знаний и кругозора учащихся,
развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой
активности.
Оборудование: штатив с
пробирками, универсальная индикаторная бумага, растворы соли,
кислоты и щелочи, песочные часы или секундомер, Периодическая
система химических элементов Д.И.
Менделеева.
Турнир проводится в виде соревнований двух
команд, в зависимости от количества учеников в классе. Каждая
команда выбирает себе капитана.
Перед началом турнира капитаны команд подходят к
столу и выбирают по одной из трех пробирок с прозрачным раствором и
с помощью индикатора определяют среду выбранного раствора. Если
индикаторная бумага стала красной, то команда будет называться
«Кислоты», если синей –
«Основания».
Если нужно определить, какая команда начнет
конкурс первой, жеребьевка проводится аналогичным способом, только
пробирку выбирает зритель.
I тур.
«Разминка»
Команды должны дать как можно больше правильных
ответов. Право ответа у команды, первой поднявшей руку. За
правильный ответ дается 1 балл.
-
Название какого химического элемента состоит из
названий двух животных? (Мышьяк).
-
Из названия какого химического элемента выбросив
первые две буквы, можно получить название реки? (Радон -
Дон).
-
Получите из названия пролива между Европой и
Азией химический элемент пятой группы. (Босфор –
фосфор).
-
Выбросьте из названия полуводного млекопитающего
семейства грызунов одну букву и получите название химического
элемента третьей группы. (Бобр -
бор).
-
Отбросив три буквы подряд в названии крупного
млекопитающего отряда хищных, получите название химического
элемента первой группы. (Медведь –
медь).
-
Получите название химического элемента., убрав
две буквы из названии корабля, который затонул, столкнувшись с
айсбергом. (Титаник – титан).
-
В названии какого галогена нужно изменить порядок
букв, чтобы получить название геометрической фигуры? (Бром –
ромб).
-
В состав названия какого металла входит название
дерева? (Никель).
-
Какой газ утверждает, что он – это совсем не он?
(Неон).
-
Какой элемент всегда рад?
(Радон).
-
Какой благородный металл состоит из болотных
водорослей? (Платина).
-
От какого металла нужно отрезать одну треть,
чтобы получить известную кость скелета животного и человека?
(Серебро).
-
Я – газ мельчайший и бесцветный, Неядовитый и
безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду.
(Водород).
-
По названью – инвалид, Но крепок в деле и на вид.
(Хром.)
-
Я – энергии источник. И сказать могу вам точно:
если буквы переставить и в углу меня поставить, Буду стойко там
стоять, Молча мусор собирать. (Уран -
урна.)
-
Какой химический элемент третьей группы
периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева носит
название соснового леса? (Бор).
-
Название какого химического элемента напоминает о
веселом зрелище? (цирконий)
-
Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть,
мне ставят памятник за это и называют меня — ...
(медь).
II тур. «Третий -
лишний»
На листе пишем несколько строчек химических
формул веществ. В каждой строчке по три формулы.
Например:
Ва(ОH)2
NaCl K2SO4
НNO3 HCl Н2О
Na2SO4 H2SO4 BaCl2
Са(ОН)2 Al(OH)3 Al(NO3)3
Р2O5 SO2 MgO
Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркнуть
формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому
относятся два других. Команда работает по принципу эстафеты. За
каждый правильный ответ команда получает 1
балл
III тур. «Кто
быстрее?»
Приглашаются по одному участнику из команды.
Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И.
Менделеева, один называет элемент, а другой – как можно быстрее
должен назвать порядковый номер названного элемента. Затем игроки
меняются местами. Побеждает тот участник, который за минуту нашел
больше порядковых номеров элементов, названных соперником. Победа –
2 балла.
IV тур. «Кто больше вспомнит
слов»
Игра ориентирована на быстроту реакции (дается
ограниченное время 5–7 минут). Выбираем короткое слово, например
«БРОМ». Каждую букву этого слова пишем в отдельный столбик таблицы.
На каждую букву слова «БРОМ» вспоминаем и пишем химические термины.
Игру можно усложнить, строго ограничивая слова
тематикой.
Выигрывает команда, игроки которой больше и
правильнее напишут химических терминов. Число набранных очков
определяется тем, на сколько слов выигравшая команда опередила
другую.
Образец результатов такой
игры:
Б
Р
О
М
VIII тур. «Гонка за
лидером»
Начинает проигрывающая команда. Ведущий в течение
1 мин задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд:
дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы.
Каждый правильный ответ оценивается в 1
балл.
-
Вода в твердом состоянии.
(Лед)
-
Химически неделимая частица.
(Атом)
-
Название отрицательно заряженного иона.
(Анион)
-
Соли серной кислоты.
(Сульфаты)
-
Химическая реакция, при которой из простых
веществ образуется одно сложное вещество.
(Соединение)
-
Произношение элемента «железо».
(Феррум)
-
Вещество, поддерживающее горение и дыхание.
(Кислород)
-
Единица количества вещества.
(Моль)
-
Элементарная частица, не имеющая заряда.
(Нейтрон)
-
Оксид водорода.
(Вода)
-
Разновидности атомов с одинаковым зарядом ядра.
(Изотопы)
-
Вещества, в растворах которых лакмус меняет
окраску на красную. (Кислоты)
-
Металл, обладающий бактерицидными свойствами.
(Серебро)
-
Специально оборудованное помещение для проведения
эксперимента и химического анализа веществ.
(Лаборатория)
-
Процесс распада электролитов на ионы в растворе.
(Электролитическая диссоциация)
-
Наука, изучающая вещества, их свойства и
превращения. (Химия)
-
Соли угольной кислоты.
(Карбонаты)
-
Запись химических реакций посредством химических
знаков и формул. (Химические
уравнения)
-
Сложное вещество, имеющее в составе группу ОН.
(Основание)
-
Положительные ионы.
(Катионы)
-
Химическая реакция, при которой из сложного
вещества образуется несколько более простых веществ.
(Разложения)
-
Сумма всех степеней окисления в соединениях.
(Ноль)
-
Реакция, при которой поглощается теплота.
(Эндотермическая)
-
Растворы или расплавы, проводящие электрический
ток. (Электролиты)
-
Единственный жидкий металл.
(Ртуть)
-
Чему равен заряд ядра атома. (Порядковому номеру
элемента)
-
Сложные вещества, состоящие из двух элементов,
один из которых кислород. (Оксиды)
-
Реакция, при которой выделяется теплота.
(Экзотермическая)
-
Соли азотной кислоты.
(Нитраты)
-
Быстро протекающее химическое превращение,
сопровождающееся выделением теплоты и света.
(Горение)
-
Произношение элемента «серебро».
(Аргентум)
-
Положительно или отрицательно заряженная частица.
(Ион)
-
Самое распространенное вещество на земле.
(Вода)
-
Основной компонент воздуха.
(Азот)
-
Элементарная частица, имеющая положительный
заряд. (Протон)
-
Соли соляной кислоты.
(Хлориды)
-
Вода, очищенная от солей.
(Дистиллированная)
-
Каким химическим элементом богата морская
капуста? (Йод)
-
Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит.
(Негашеная известь)
-
Существование химического элемента в виде двух
или более простых веществ.
(Аллотропия)
-
Способность атомов в соединении притягивать к
себе электроны.
(Электроотрицательность)