Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕМЫ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Айгуль Габдуллина,
Почетный работник образования РК,
преподаватель РКСМШИ им. А. Жубанова,
Мерей Сембаева
магистр искусствоведения,
г. Алматы, Казахстан
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕМЫ В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ
Аннотация
В статье на основе исследований поэтической, переводческой и просветительской деятельности Абая, сделана попытка классификации и осмысления художественных тем в его песенном творчестве. Многосторонность поэта не могла не отразиться на его композиторской стезе. Абай художественно воспевает самые глубокие, жизненные впечатления, различные по характеру и направленности. В рамках статьи затронута лишь небольшая часть песенного наследия Абая.
Аңдатпа
Бұл «АБАЙДЫҢ ӘН ШЫҒАРМАШЫЛЫҒЫНДАҒЫ КӨРКЕМ ТАҚЫРЫП» атты мақаласында Абайдың ақындық, аудармашылық және ағартушылық еңбектері қарастырыла отырып, оның композиторлық ән шығармашылығындағы көркем тақырыптарды жүйелендіру мен зерттеу жұмыстары әрекеттеніп жасалынды. Өйткені, ақынның жан-жақтылығы – оның композиторлық бағытына әсерін тигізбей қойған жоқ. Абай өмірден алған әсерін, түрлі бейнелер мен олардың мінездерін ән шығармашылығында көркем әндетіп сипаттай білген. Мақала шеңберінде Абайдың кейбір ән мұрасы ғана қарастырылуда.
Abstract
This article, «ARTISTIC THEMES IN THE SONGWRITING OF ABAY» based on researches of Abay’s poetry, translation and educational activities. An attempt has been made to classify and comprehend artistic themes of his songwriting. It is fact, that the poet's versatility was reflected in his career as a composer. Abay artistically sings the deepest life impressions different in nature and orientation. The article covers only a small part of Abay's song heritage.
Ключевые слова: песни Абая, композитор Абай, художественные темы, песенное творчество, реформатор, композитор-новатор.
В современном мире, наряду с научно-техническими достижениями и информационным прогрессом, происходит систематическая утеря нравственных и духовных ценностей. Неслучайно, в последнее время этой теме было посвящено большое количество исследований и научных статей. Например, Т.А. Бондаренко в своей книге «Трансформация личности в условиях виртуальной реальности» пишет: «в условиях все нарастающей виртуализации общества формируется личность с принципиально новыми социальными чертами и поведенческими проявлениями» [1, 51]. Влияние западной массовой культуры, подмена моральных понятий очевидна и в казахском обществе. Именно поэтому, сегодняшнее обращение к духовному наследию выдающегося казахского поэта-классика Абая, переосмысление его творчества – необходимость, которая еще более назрела в ХХІ веке. Эту мысль подчеркнул и Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в ХХІ веке», где он пишет, что: «произведения великого поэта не утратили актуальности и сегодня. Философия Абая всегда может стать духовной поддержкой для всех нас» [2, 1].
Творчество одного из основоположников казахской письменной литературы, просветителя, мыслителя, Абая выражено и в музыкальном искусстве. Абай – композитор-новатор. Удивительное сочетание таланта «поэт-философ-композитор» несомненно, подстигнуло его реформаторский дух. У Абая не так много песен и кюев (около 50 песен и несколько кюев дошедших до нас), но любое из произведений несет в себе новый замысел, новую форму, развивая при этом высокодуховную художественную тему. Как отметила в одном из интервью музыковед А.Сабырова, «…Абай в своей поэзии и в своем собственном песенном творчестве, преподносит нам образец рассудительной песни, песни глубоко содержательной, где на первом месте стоит текст, а не музыка. Абай считал, что музыка должна воспитывать, должна быть идеологическим оружием, которое определяет уровень образованности общества, уровень воспитания» [3, 1]. У самого Абая есть следующие строки, подчеркивающие роль и значение музыки, при этом подвергая резкой критике слушателей, не способных отличить подлинное искусство от низких и пустых по идейному содержанию произведений:
«Только пенью не всякому сила дана,
И бывает, что музыка чувств лишена.
Где то сердце, чтоб, слушая страстный напев,
Волновалось, ему отвечая сполна?
Песня, нотой высокой начавшись, парит
И как будто «слушай меня!» говорит.
И тогда не услышишь ты звуков иных…
Вникни в музыку, сердцем с мелодией слит» [4, 1].
Богатство поэтического языка, философские воззрения Абая не могли не отразиться в его музыкальных произведениях. «Не для забавы» («Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін») он слагает стихи и сочиняет музыку. Выбор Абая – не развлекательная или «легкая» музыка, как мы сегодня выражаемся. «Он считает, что каждая песня должна нести идейно-художественную нагрузку. Он ищет новые формы. Он хочет, чтобы форма соответствовала содержанию», – пишет академик А. Жубанов [5, 1].
Песни Абая, с одной стороны являясь закономерным продолжением и развитием народного устно-поэтического творчества акынов, салов-сери, а также жыршы, в своем новаторстве послужили тому, что оказали мощное воздействие на развитие песенного жанра композиторов последующих поколений.
Реформы в песенном творчестве Абая воплотились благодаря новым стихотворным формам, при этом сохраняя декламационный, повествовательный, местами эпический способ изложения казахского устно-творческого искусства, по музыкальному языку – обновлению мелодической интонации и метроритмической ее организации. Весь этот спектр органического синтеза средств музыкальной выразительности выявляют оригинальный стиль композитора. «Песни Абая – новое слово в казахской музыке. Они так же, как и его стихи выразили новый строй мыслей и чувств. Песни Абая испытали на себе большое влияние русской народной песни и городского бытового романса. В то же время они тонко выразили поэтические завоевания Абая. Для песен великого поэта характерно неразрывное единство слова и напева, музыка в них чутко следует за текстом» [6, 51].
Кроме перечисленного выше, к новаторским чертам в песенном творчестве Абая относится – расширение круга образов и художественных тем. Известно, что как просветитель, философ и мыслитель Абай поднимал вопросы нравственности и воспевал силу разума и знаний. Об этом пишет ученый Ш. Елеукенов: «Абай выдвигает на первый план разработку проблем, связанных с воспитанием людей с высокими гражданскими и нравственными качествами. Поэтизация труда, просвещения преследовала ту же цель – обновление жизни в степи» [7, 68-69]. Так, в песенном творчестве Абая значительное место занимают темы связанные с воспитанием и просвещением общества, философские раздумья о нелегкой жизни народа, о роли поэта и назначении поэзии, темы гражданские, а также сатирические – высмеивание человеческих пороков. К остро сатирической, язвительной теме можно отнести песню «Бойы бұлғаң» (1892 г.). В тексте песни Абай насмешливо критикует нелепое поведение поэтов-самозванцев, скорее даже праздных гуляк. В песне отсутсвует традиционный припев. Рифмовка самих строк (а4+a4+b7, c4+c4+b7) создает ритмичность и позволяет мелодии звучать благозвучно и запоминающе. Динамичный темп, пунктирный ритм придают песне сатирическую образность.
Справедлива мысль публициста Г. Бельгера о том, что «в своей поэзии Абай нередко говорит об очень сложных философских абстракциях, нравственно-этических категориях» [8, 365]. Песня «Сегіз аяқ» (1889 г.) может быть тому примером. «Сегіз аяқ» (в переводе «Восьмистишия») – является вершиной философской поэзии Абая. Песня абсолютно новаторская и по форме, и по художественному содержанию. В Википедии дается следующее определение: «Восьмистишие – стихотворная строфа, введенная в казахскую поэзию великим казахским поэтом, просветителем Абаем Кунанбаевым» [9, 1]. По форме в тексте каждые две первые строки состоят из пяти, и третья из восьми строк (а5+a5+b8, c5+c5+b8), как бы закольцовывая окончание. Такая ритмическая находка Абая способствовала грандиозному измению структуры, композиции и обновлению звучания казахской традиционной устно-творческой песни. Но не только в плане формы, но и содержания Абай внес свежую струю в жанр казахской песни. В песне «Сегіз аяқ» Абай затрагивает философскую и психологическую проблему безнравственных поступков людей, критикует невежество, хваставство, наглость. Отсюда в характере музыки нотки досады, песня начинается с верхней кульминации с динамикокой «форте». Первые звуки песни отражают негодование автора и гнев по отношению к бесстыдным людям. Но при этом, песня исполняется со сдержанностью, в медленном темпе.
К песням с очень глубоким философским смыслом, затрагивающим животворящие жизненные темы относятся: «Сен мені не етесің?» («Ах, что за жребий ждет меня?»), «Қарашада өмір тұр» («Вот и осень пришла для меня»), «Ішім өлген, сыртым сау» («Креплюсь, а в сердце боль и мрак»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Жарқ етпес қара көңілім не қылса да», «Қор болды жаным», «Көңіл құсы құйқылжыр шартарапқа», «Қақтаған ақ күмістей кең маңдайлы» и другие.
Как поэт-художник, Абай стремится к художественной красоте в поэзии, обладая высоким чувством прекрасного он в своем творчестве созерцает окружающую его действительность, человеческую красоту и явления природы. Познавая мир, он делится самыми разнообразными впечатлениями, рисует обыденную картину палитрой ярких красок. О эстетических взглядах Абая Кунанбаева пишет культуролог Б.Р. Казыханова: «Абай утверждал, что истинный поэт – тот кто откликается на все духовные требования народа и способствует его просвещению. Эстетическое наслаждение может доставлять человеку не любое поэтическое сочинение, а только правдивое по содержанию и высокохудожественное по форме» [10, 121]. Отсюда исключительное место среди музыки Абая занимают лирические песни на тему любви и воспевания красот природы. Особую известность и распространение в народе получили лирические песни «Айттым сәлем, қаламқас», «Көзімнің қарасы», «Желсіз түнде жарық ай». Песня «Айттым сәлем, қаламқас» созвучна с русской городской песней «Карие глазки», так, возможно что Абай перевел на казахский лад и творчески переосмыслил услышанную им русскую песню. Но есть другая версия исследователя творчества Абая, профессора В. Дерновой: «Возможно, что присоединение мелодии “Карих глазок” к “Айттым салем, каламкас” произошло при жизни поэта, с его ведома и согласия, и было им одобрено. Таким образом, мелодия русской песни могла попасть в сферу влияния поэзии Абая и закрепилась в памяти народа в качестве “песни Абая”» [11, 128].
Еще одна из значимых сторон песенного творчества Абая – это его переводческая деятельность. Свободное владение русским языком позволило Абаю перевести с русского на казахский язык басни И. Крылова, произведения М.Ю. Лермонтова, Л. Толстого, стихотворение И. Бунина «Не пугай меня грозою», романс А. Дельвига «На осенний чистый дождичек», отрывки из романа «Евгений Онегин» и стихи А.С. Пушкина. На многие из этих переводов легла авторская музыка Абая. К переведенным песням относятся: «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горные вершины»), на стихи М.Ю. Лермонтова (из Гете), «Татьяна хаты» («Письмо Татьяны»), «Татьяна әні», «Онегиннің Татьянаға жазған хаты» («Ответ Онегина»), из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мен көрдім ұзын қайың құлағанын» («Я видел березу – сломилась она»), на стихи В.А.Крылова, «Теректің сыйы» («Дары Терека»), на стихи М.Ю. Лермонтова.
Осуществляя переводы, Абай заметно расширил азимут художественных тем, а также способствовал обогащению казахской поэтики новыми формами выражения.
Таким образом, песни Абая можно условно классифицировать по жанрам, внутри которых можно выделить следующие темы: социальная жизнь, общечеловеческие ценности, любовь, жизнь, смерть, отношения с родителями, честь, бесчестие, явления природы, нравственность, культура, роль искусства в обществе, самопознание автора.
Иными словами, влияние творчества Абая на развитие казахской музыка огромно и требует еще более углубленного исследовательского интереса, в том числе и в контексте художественных тем. Основа художественного образа в творчестве Абая – воспитание. Дитя своей эпохи, Абай остро ощущал чаяния своего времени, и в полной мере выражал это в песенном творчестве.
Список литературы
-
Бондаренко Т.А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2006.
-
Токаев К.К. Статья «Абай и Казахстан в ХХІ веке», 2020.
-
Сабырова А. Из интервью: https://24.kz/ru/news/culture/item/371095-abaj-izmenil-kazakhskuyu-muzykalnuyu-kulturu-iskusstvovedy
-
Абай Кунанбаев. Собр. соч. в одном томе. М., 1954, стр. 221.
-
Жубанов А.К. «Соловьи столетий», Алма-Ата, 1967.
-
Еламанова С.А. Казахская музыкальная литература, Алма-Ата, «Өнер», 1993.
-
Елеукенов Ш. От фольклора до романа-эпопеи: Монография. Алма-ата, «Жазушы», 1987.
-
Бельгер Г. Властитель-слово.// Абай. Тридцать семь стихотворений / Сост. и пер. М. Адибаев. – Алматы: Дом Печати Эдельвейс, 2006 г.
-
Википедия. Восьмистишие.
-
Казыханова Б.Р. Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата, «Казахстан», 1973.
-
Дернова В. Песенное творчество Абая.// Слово об Абае / Сост. С. Корабаев. – Алматы: Өнер, 1994.