Материалдар / Идейно-исторические основы образования независимого Казахстана
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Идейно-исторические основы образования независимого Казахстана

Материал туралы қысқаша түсінік
Объясняются идейно-исторические причны образования независимого Казахстана
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной исследовательской темы научной работы объясняется исторической значимостью образования в 1991 г. независимого Казахстана. Это судьбоносное для народа Казахстана событие было продиктовано всей логикой современного исторического развития. Как известно непосредственной материальной политической предпосылкой образования суверенного Казахстан явился развал начале 90х годов ХХ века СССР, существовавшей на 1/6 части земного шара.

В то же время появление независимого государства Казахстан было подготовлено предшествующей логикой идейно-теоретического и исторического развития страны. И в этом смысле независимый Казахстан появился не на пустом месте. Он был подготовлен должными, столетними идейно духовными исканиями казахских мыслителей ,творившими в ХIX - XX веке.В появление независимого Казахстана неоценимый идейный вклад внесли учения Асан Кайгы , Бухар Жырау , Шалкиза , казахская интеллигенция А.Байтурсынов , А.Букейханов , М.Чокай и др. За создание независимого Казахстана боролись в прошлом Махамбет Утемисов , Кенесары Касымов. Яркой страницей в борьбе за независимость Казахстана стали декабрьские события 1986 г. в Алмате, исторически первое массовое демократическое движение молодежи и студентов Республики. Все эти вехи идейно исторической борьбы за создание независимого Казахстана объединены поисками борьбы за независимость казахского народа. Отсюда осмысление различных творческих идейных исканий казахского народа за независимость выступает насущной научной задачей.

Эта исследовательская задача особенно важной становится для укрепления гражданского сознания казахстанцев,в связи существования независимого государства – Казахстан.

Объектом исследования является анализ идейно – исторических условий образования и развития Казахстана.

Цель исследования научной работы раскрыть и охарактеризовать идейные и исторические основы образования независимого Казахстана.

Задачи исследования научной работы обусловлены представленной целью работы и в совокупности сводятся к следующему:

- раскрыть содержание идей независимости в мифологии и устном преданий творчестве казахского народа

- показать борьбу за независимость в Казахстане в период Российской колонизаций

- раскрыть облик и персонализированный портрет великих борцов за независимость Казахстана

- проследить отражение идей независимости в творчестве казахской интеллигенций (Алаш)

- показать историческую значимость декабрьских событий 1986 г. в борьбе за независимость Казахстана

- раскрыть в основных чертах облик Республики Казахстана, как исполнение вековой мечты народа Республики.

Практическая значимость научной работы заключается в том, что отдельные положения и выводы исследуемой темы могут быть использованы в подготовке учебно-методических разработках, посвященных различным аспектам становления независимого Казахстана.

Научная новизна работы состоит в обобщении систематизаций материала по теме идейных и исторических основ образования независимого Казахстана.

.





































1. Идейные основы образования независимого Казахстана.

1.1Идеи независимости в мифологии и устном народном творчестве казахского народа.

 

В собственной многосложной истории казахскому народу доводилось осуществлять непрерывную войну за сохранение и формирование государственного достоинства, за самостоятельность, за государственность, за целостность в условиях межродовых усобиц и феодально-колониального гнета, оберегать свою территорию с нападения чужеземных оккупантов.

Согласно установлению В.Проппа, литература – признак персонального, а устное народное творчество – группового сознания. Вследствие этого, доблестные эпосы — это отнюдь не только лишь высокохудожественный пример, но они рассматривается в научных исследованиях таких виднейших научных работников, как Н.Авдеев, Ю.Бромлей, М.Варварчук, А.Гуриевич, как непростой знаменательный информатор.

Возможно, согласится с суждением Л.Толстовой о том, то что «негативизм по взаимоотношению к применению фольклора в свойстве исторического источника (зачастую выражаемый, в первую очередь в целом фольклористами) связывает способности возобновления этногенеза и этнической истории» [3.c.113]. По этой причине устное народное творчество казахов, его произносимое общенародное создание высказывает мысли и чаяния народа, его желание к огораживанию себя от покорения, к самостоятельности. И в таком случае, то что в этот период в писаном фонде Академии наук Казахстана располагается сто семнадцать доблестных эпопей со ста шестидесяти пяти эпопеи и поэмы бесстрастных жанров свидетельствует этому.

Произносимый общенародный творческий процесс казахов, уходящее собственными корнями в основательную давность, народную эпопею, показано доблестными сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, баснями, образованными в большей степени в основании изведанных народом многознаменательных событий. Объединение народа - основная задача абсолютно всех доблестных сказаний. Озаряя данный вопрос Л. Емельянов, слагал следующее: «Мы располагаем в виду вопрос историзма, и, в первую очередь в целом этот её подход, который учитывает исследование взаимоотношения фольклора к действительной реальности, к определенным действиям и прецедентам истории» [1.c.113]. При всем при этом в геройском эпосе несложно выявить и результаты этнической истории, которые обязаны быть исследованы с воззрения историзма в науке, поскольку понимание эпоса обусловливается непосредственно народным действием. Народная база казахского эпоса неоспорима. К примеру, «Книга моего деда Коркута», «Алпамыс», «Кобланды» - сказания наперекор чужеземных оккупантов единичных тюркоязычных племен: огузов, коныратов, кара кипчаков.

Наиболее древнейший слой казахского геройского эпоса принадлежит к VIII-X вв. Это была эпоха, когда затеивается развал патриархально-родовых взаимоотношений и со временем созревает патриархально-феодальный уклад жизни общества. С данной периодом сопряжен эпос о Алпамысе. Уже после покорения Чингисханом территорий, относившихся родам кипчаков, канглов и др , сыновья Чингисхана ввели их в собственные владения. Однако завоеванные племена никак не покорились чингизидам, не один раз бунтовали они вопреки Золотой Орды. Данные действия, кроме того, отыскали отражение в эпосе.

В частности, ведь имеет гордость отметить Асана Кайгы с его идеей «Жеруйыка» - «Земли обетованной». В мифологии «Земли обетованной» хорошо наблюдается концепция самоопределения акыном казахского народа. Главное сущность творенийАсана определяется мыслью целостности абсолютно всех тюркских родов, вступивших в состав Казахского ханства. Междоусобицы, неорганизованность существования людей, их постоянная потребность приводят Асана к глубочайшим раздумьям. Появляются стихотворение-толгау о несчастье, о обстоятельствах бедствий. Глубочайшее значение за-ложеный в таких живописных образных стихах. Легенды и предания о Асане-кайгы рассказывают, о этом то что некто, сокрушенный тяжелой участью своего народа, принял решение найти другой мир, обетованную землю "Жидели-байсын", где земли благодатны и тучны, где дни людей беззаботны, рады, где не имеется злобы и ненависти, где "в спине овцы жаворонки спокойно свивают гнезда".

Объездив в быстроногой верблюдице Желмая все без исключения казахские степи, горы и долины, Асан где бы то не был никак не обнаружил блаженной обетованной земли и умер в отдаленных неизвестных местностях, унеся собственную большую тоска и неосуществимую мечту о благоденствии людей. Согласно преданию, он умер глубочайшей старости в земле Сарыарки в горах Улытау. Люди обессмертили имя Хасана Сабитулы, прозвав его Асаном-печальником.

Его именем акыны начинали собственные песни о истории нелегкого пути в былом. Чокан Валиханов прозвал Асана-печальника "философом кочевников". Согласно казахским версиям, Асан-кайгы объезжает Китай, Кашгар, Коканд, Хиву, Бухару, заезжает к русским и в том числе и включает в свой путь побережье Каспия и реки Урал. Если Асан доехал вплоть дореки Чу, он произнес:"Берега данной реки болотисты и поросли камышом, в котором (скрываются) тигры.

Дети станут тут хворать с (плохой) воды. Нож тут постоянно станет вынут с ножен…а женщины тут постоянно будут чужими (взятыми врагами)". Увидев Сырдарью, Асан принял решение: "Верховья обильны, однако недостаточно им места. Сможет расположиться никак не более двух аулов". В конечном итоге Асан побывал в Жидели- Байсыне.

Вернувшись с того места, он говорит сородичам: "Я обнаружил кочевья, в каком месте возможно разъезжать в коне без стычек и в отсутствии столкновений, в каком месте скот никак не будет похищен грабителями и съеден волками, где никак не останемся бездомными, отправимся в данную землю. Для того чтобы попасть туда, в течение 3-х лет не подпускайте барана к овцам, верблюда к верблюдице и быка к корове (жеребые, стельные и суягные матки никак не имели возможность перенести отдаленную перекочевку). В том краю тепло. Без выдела (не разобщаясь) мы станем в дальнейшем жить".

Таким образом устное народное творчество и мифология казахского народа , четко проявляет и показывает идею независимости. Все созданные казахскими поэтами и акынами поэмы , предания , легенды , героические сказания которые преимущественно создавались на основе пережитых народом определенных исторических событий, взывало к единению народа и это было их главной целью. К примеру как уже говорилось выше когда Чингисхан завоевал земли кипчаков ,сыновья Чингисхана включили их в свои владения , но завоеванные земли не подчинялись чингизидам , не раз совершая восстания по этой причине и был создан эпос об «Алпамысе». В целом героические эпосы  глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели, независимости, единству.



1.2 Идейные взгляды и деятельность борцов за независимость казахского народа в условиях колонизаций

Очевидно, велика в истории любого народа роль отдельных личностей, действовавших в интересы народа. Переосмысливая пройденный нами путь, мы пересматриваем и свое отношение к этим великим людям. В истории казахского народа было очень много «настоящих сынов Отечества», которые несмотря на все невзгоды и предрассудки верили в светлое будущее этого степного народа, боролись за его независимость.

Усиление колониального гнета в Казахстане вызывало резкое недовольство народных масс. Крупное волнение народа зачастую перерастало в национально-освободительные восстания. Но, к сожалению, проблемы национально-освободительных восстаний и войн по сей день относятся к «белым пятнам» истории. Справедливости ради нужно отметить, что повезло ознакомлению масс с восстанием под руководством Срым Датова (1783-1797), Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838), Кенесары Касымов (1837-1847) . Хотя и эти движения еще требуют более детального изучения, но о них, по крайней мере, люди знают, несмотря на некоторые ошибочные моменты в их оценке, они вошли в учебники школ и вузов. Однако национально-освободительная борьба казахского народа за свободу и независимость не исчерпываются названными четырьмя восстаниями. Так же можно рассмотреть таких личностей как Абулхаир хан, Абылай хан и можно упомянуть имена трех великих мудрецов казахского ханства.

Прежде всего, следует назвать народно-освободительное движение в Младшем жузе под руководством Срым Датова (1783-1797). По утверждению академика А.Маргулана, «Среди восстаний, направленных против потомков Абулхаира и царя, данное восстание самое значительное и известное».

Основными причинами восстания трудящихся казахов явились обострение земельного вопроса, запрещение царским правительствам перехода скотоводов на «внутреннею сторону» за Урал, ущемление прав родовых старшин, открытый грабеж и насилие над народом со стороны хивинского хана, султана, Уральского казачьего войска и царской администрации.

О безудержном насилии хана Срым Датов открыто заявил в своих посланиях, направленных на имя царя. В одном из писем он требовал от императора «сместить хана», а власть «отдать в руки народа». Он также открыто писал о грабежах, зверских чиновников-колонизаторов. В 1783 году восставшие грабили царских чиновников, ханов, султанов. Срыму Датову пришлось отсидеть в Оренбургской тюрьме год, и по требованию народа, он был освобожден. После его освобождения движение вновь активизируется. [23.c.267]

Имея истинно народно-освободительный характер, данное восстание было образцом последовательности и целенаправленности в достижении цели вплоть до 1797 года.

Долгое время идеологическая советская машина раскрывала общности целей восстания Емельяна Пугачева и Срым Датова. «Пугачев, - писал В.И.Ленин, - хотел смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на месте полицейско-классового государства общежитие свободных прав и равноправных мелких крестьян».

Того же самого хотел Срым Датов. Он стремился упразднить ханства, создать государство, управляемое народом. [6.c.209] Кстати, в этом и состоит феномен восстания Срым Датова. У нас есть плохая привычка, когда любую новую идея, полезную для общества мы приписываем Западу, европейским цивилизациям. Если ханство является небольшим монархическим строем, где в роли монарха выступает хан, то Срым Датов, стремившийся к их уничтожению и передаче власти в руки представителей народа, не является великим реформатором? Идея, выдвинутая Датовым, была новой даже для Европы. Форма управления «народный совет» родилась в казахской степи за четыре года до того, как Великая Французская революция отдала в руки народных представителей самоуправление города Парижа в 1781-1794 гг..  В этом контексте удивившая весь мир Октябрьская революция, передававшая власть в руки народа, Советской власти, в некоторой мере выступает продолжением реформистских идей Срым Датова.

Но все же мы можем с уверенностью сказать, что восстание Срым Датова имело национально-освободительный характер, было направлено против политики царизма. Срым Датов хотел создать новое государство с демократическим путем развития. Это движение было за свободу и независимость казахского народа. Борьба за независимость принесла свои плоды, так как в результате нее казахи получили возможность вернуться на земли между Жаиком и Едилем, были запрещены также набеги уральских казаков. Немаловажным является и то, что царское правительство вынуждено было совершенствовать ханское правление в степи.

1837 год ознаменовывается началом широкого народного движения Кенесары Касымулы в Среднем жузе. Восстания  батыров Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова и султана Каипкали Есимулы вливаются в  движение Кенесары Касымулы. Как показывают данные, - восстание К. Касымулы еще достаточно не изучено. Имеется множество противоречий в его оценке. Так, в многотомной истории Каз ССР оно называется «феодальным движением, возглавляемым Кенесары Касымовым».[8.c.169]

Движущей силой Кенесары Касымулы являются крестьяне, шаруа. Следовательно, независимо, кто во главе, это движение крестьянское или освободительное. Есть утверждение: Кенесары боролся за утверждение ханства, за республику?!  Насколько правомерно, с исторической точки зрения, требовать от хана борьбу за республику. Кроме этого, Кенесары Касымулы пытаются вменить еще две вины: борьба против русских и борьба против киргиз. Это, видимо, результат одностороннего понятия и изучения этого движения.

Борьба не против русских, а против Российской империи, которая дает этому движению национально-освободительный характер. К тому же он не вел военные действия в глубине империи, а сугубо на территории, захваченной колонизаторами.

Борьба против киргиз? Это, скорее всего результат неверного представления противоречивых отношений между этими двумя родственными народами. Следует помнить, что казахско-киргизские отношения по своей сложности аналогичны русско-польским отношениям и не поддаются плоским, одновременно выводам и заключениям. Думается, что прав ученый М. Махмудов, который на научно-теоритической конференции АН Каз ССР, посвященный 100-летию со дня рождения С. Асфендиярова 30 октября 1989 года сказал: «Кенесары – национальный герой казахского поэта»[9.c.10].  Будущее изучения, возможно, подтвердят эту мысль ученого.  Восстание Кенесары Касымулы, охватившее все три жуза и продолжавшее в течение десяти лет, по своему размаху и героизму его участников восхищало прогрессивных людей мира, Не прошел мимо судьбы Кенесары и крупнейший писатель Жюль Верн. Об этом свидетельствуют вариант рукописи-романа писателя о Кенесары Касымулы, обнаруженным в Ленинградском архиве [10.c.57]. Восстание Кенесары, охватившее весь Казахстан, явилось совокупностью локальных, следующих друг за другом очагов борьбы. В этом и проявилась слабость восстания.

Требования Кенесары, предъявленные им царскому правительству о возвращении отнятых у них земель и уничтожения построенных укреплений, прекращении налогового обложения и взимания всевозможных пошлин, а также борьба с Кокандским и Хивинским ханствами за возвращение раннее принадлежавших казахам земель, отвечали жизненным интересам казахского народа.

Кенесары не придерживался лозунга «газават» - священной войной против «неверных», так усиленно пропагандировавшегося в то время среднеазиатскими ханами и духовенством. Кенесары развернул борьбу под лозунгом восстановления древней казахской независимости, то есть создание самостоятельного государства.[11.c.182]. Подготовленные совещания 1841 года избранием Кенесары ханом восстановленного государства. Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных на усиление централизации власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный ханский совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающее за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.

Восстание Кенесары, носивший ярко выраженный антиколониальный массовый характер, сыграло прогрессивную роль в истории казахского народа. Оно явилось великолепной школой политического воспитания масс. Именно на базе этой борьбы за независимость развиваются все последующее восстания. Прогрессивную роль восстания Кенесары сыграло потому, что оно несколько отсрочило колониальное закабаление казахских земель царизмом и явилось боевой подготовкой широких масс к дальнейшей национально-освободительной борьбе в союзе с русскими и другими народами. Наконец, восстание Кенесары показало огромные силы сопротивления казахского народа, готового жизнью отстаивать свободу и независимость своей страны.  Прогрессивным оно было и по тем политическим требованием, которые выставлял Кенесары. В первую очередь, это относится к его стремлению создать централизованное государство, преодолев межродовую вражду и феодальную разобщенность.

Одним из таких людей был Абулхаир хан. Время правления Абулхаир хана принадлежит к исторической памяти казахского народа к веку степного рыцарства. Судьба этого казахского хана может считаться во многом типичной для степной элиты его поколения и, в то же время исключительной. Выходец из бедной и малоизвестной султанской семьи, он сумел за короткий срок добиться себе общественного признания и высшего сословного титула.

В самой личности, общем стиле правления и политической деятельности этого степного лидера, полководца и правителя ощутимо прослеживается сходство Абулхаир хана с такими знаменитыми личностями как Петр I, Наполеон, Бисмарк, Ататюрак, сумевших ценой жестких и неимоверных усилий сплотить свой народ и направить их на цивилизованный прорыв в основных сферах жизнедеятельности. Его идея вступления казахов под протекторат России появилось в сознании Абулхаир хана как следствие долгих и мучительных раздумий о дальнейшей судьбе казахского народа и степной государственности. Поэтому в сентябре 1730 г. Абулхаир послал посольство в Уфу с посланием к императрице Анне с просьбой о принятии в подданство хана Абулхаира с подвластными ему родами и племенами Младшего жуза. Невольно здесь возникает парадокс: Абулхаир хан борется за независимость и в то же время принимает подданство России.[6.c.172] По его мнению, покровительство российского престола представлялось ему не самоцелью или конечной целью развития для казахов, а реальноединственным и жизнеспособным средством сохранения этносоциального единства, приобщение казахского народа кновым ценностями ведущим достижениям цивилизаций. Принятие российского подданства явилось вполне осознанным и глубоко продуманным шагом и этот прагматичный политический шаг, он считал самой крупной исторической заслугой перед будущим. «До моего подданства, - писал он незадолго перед кончиной, - сию Киргиз-кайсацкую орду никто не знал и никто сюда не нахаживал, но первым сию дорогу проложил я».

Обладая военным талантом и мастерством, проявляя в сражениях храбрость и отвагу, Абулхаир приобрел большую известность в казахской степи. Он был ведущим организатором и главным героем народного сопротивления казахов в годы жонгарской агрессии. Он проводил внешнюю политику, пытаясь нейтрализовать или упредить возможные нападения соседей. В это время он вел активные военные действия не только против ойратов, но и против их волжских сородичей. Военные успехи снискали ему славу и почет также и среди родоплеменной знати. Сама по себе противоречивая фигура хана Абулхаира оказалась на перекрестке исторических путей в глубине Евразии. Время делало степных владетелей многогранными. В хане Абулхаире сочетались и искусство полководца, и талант дипломата. Оставаясь представителем своей эпохи, он является одним из ярких образцов существовавших в то время обычаев и нравов, понятий о достоинстве и неписаном кодексе чести правителя-чингизида. После смерти Абулхаир был обожествлен казахами Младшего жуза, а его могила стала объектом паломничества и мистического поклонения кочевников.

Великого бедствия, проявляя героизм, защищали казахскую степь, наравне с батырами хан Абулхайр, Абдулмамбет и султан Абильмансур, т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов занимает особое место хан Аблай (1731-1781 гг.), который используя свое военное и дипломатическое искусство боролся за целостность казахских земель и укрепление Казахской Государственности и независимость Казахстана[23.c.89].Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем-Уали. Во время жонгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом. В конце 20 - 30-х года Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках. Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Аблая встретили противодействие. Как и ранее, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. можно было покончить с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство. Одновременно с борьбой с внешней опасностью, Абылайпредпринимал огромные усилия по объединению казахских земель. Те же самые консервативно-амбициозные настроения вынудили Аблая уйти в отставку. Он уходит в Старший жуз и в мае 1781 года умирает в Ташкенте.[23.c.176]


Мы также знаем имена трех мудрецов, трех сынов народа – Толе би, Казыбекби, Айтекеби. Они сумели внушить народу великую истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни. Три великих бия сумели образумить строптивых батыров трех жузов и собрать, сплотить народ воедино.

В 1726 году на исходе весны на южном склоне Каратау, на обособленной возвышенности Ордабасы собрались на великий сбор представители всех трех жузов – ханы, бии, беки, батыры и предводители.

Три великих наших предка в ту многотрудную пору истории прибыли в местность Ордабасы, поднялись на вершину сопки и, глядя в сторону Арыси и Богена на севере, в сторону Казыгурта на востоке, в сторону окутанной хмарью горы Каратау, один за другим говорили о необходимости народного единства, об их борьбе за независимость.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на протяжении всей российской колонизации, казахский народ боролся за независимость, за сохранении национального достоинства. Царская и сталинская империи игнорировали интересы казахского народа, казахская земля для них был лишь национальной окраиной, богатой сырьевыми ресурсами. Тяжелая жизнь, постоянные налоги, удушающие репрессии, унесшие лучших сыновей Казахстан  – все это давило на казахский народ, задевала их национальные чувства, и результат всего – вспышки, бунты, восстания. Поэтому нельзя не удивляться высокому чувству патриотизма казахского народа.


1.3 Отражение идеи консолидаций и свободы в деятельности казахской интеллигенции партий “Алаш

Если до этого мы говорили о великих личностях казахского народа в период казахского ханства , которые боролись и достигали своей цели с помощью восстаний и оружия. То стоит заметить что в период казахской историй были такие личности просветители которые были против какого либо насилия и старались достичь своих целей а именно обособления казахского народа к

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!