Материалдар / Игра -конкурс по русскому языку "Умники и умницы"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Игра -конкурс по русскому языку "Умники и умницы"

Материал туралы қысқаша түсінік
Игра-конкурс по русскому языку "Умники и умницы" Состоит из четырех туров. Каждый тур состоит из вопросов и различных заданий. Каждое задание для учащихся очень интересное и увлекательное мероприятие. Учащиеся хорошо должны владеть русской речью.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Сәуір 2022
181
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Игра - конкурс по  русскому языку «Умники и умницы»


Цели:

1.Проверить степень овладения программным материалом обучающимися 5 класса;

2. Развивать познавательный интерес к русскому языку;

3. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

ХОД ИГРЫ

Учитель: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Сегодня мы узнаем лучших знатоков русского языка и литературы среди 6-7 классов. Позвольте представить вам участников игры-агонистов. Греческое слово агон означает «соревнование». Итак, сегодня соревно­ваться предстоит ...

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Конкурс 1 – Разминка.

Учитель: Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)


ІІ этап Сказки

1.Как звали теленка из Простоквашино? (Гаврюша)

2.Кто автор сказки «Кот в сапогах»? (Шарль Перро)

3. В какой сказке зимой собирали цветы? (12 месяцев)

4.Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Олень)

5.Имя Буратино – итальянца. (Пиноккио)

6.Перечислите всех бременских музыкантов. (Осел, собака, кот, петух)


Конкурс ІІІ «Собери слова».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)


Конкурс ІҮ   «Гонка за лидером».

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)

  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)

  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)


Конкурс Ү Разгадай кроссворд.

А теперь задание: а) Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. тибетский бык

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

2. английская мера длины












3.парусное судно












4. лиственное дерево












5. Фрукт












6. большой рынок












7. хищная птица












8. животное












9. полудрагоценный камень












10. углубление в земле












11. короткая шлюпка

Ответы: (як, ярд, яхта, ясень, яблоко, ярмарка, ястреб, ягуар, яшма, яма, ял)


Подведение итогов































ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ

РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ

Цели:

  • развитие интереса к изучаемому предмету;

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

  • способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе.

Высказывания о русском языке


1.Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. - В. Г. Белинский

2.Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. - А. П. Сумароков

3.Как материал словесности, язык славяне - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. - А. С. Пушкин

4.Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. - М. В. Ломоносов

5.Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражаетсяна нем - отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования... крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть. - А. И. Герцен

6.Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... - А. Д. Ушинский

7.Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.... Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...

Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен... - А. И. Куприн

8.С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей -

сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. - К. Г. Паустовский


О литературе и поэзии


1.Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников,

И. В.Гете

2.Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты - умы и сердца истинных художников. - М.А. Горький

3.Стих, как монету, чекань -

Строго, отчетливо, честно,

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям - просторно. - Н. А.Некрасов

4.Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением... - Н. А.Добролюбов

5.Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души. - С. А.Есенин

6.Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим. - К. Г. Паустовский

7.Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. –

Л. Н. Толстой



СЦЕНАРИЙ

открытия недели русского языка.


1.Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.


2.Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.


3.Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.


4. Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.


5.Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Сценка об омофонах «Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.


1.«Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2. Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3. Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

4. Язык национальной гордости и достоинства!

1. Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

2. Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

3. Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.






Игра – викторина «Умники и умницы»

( 9 класс)


Цель

  • продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей;

  • научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры.

Задачи:

  • расширить знания о русской истории культуре;

  • воспитывать любовь к родной стране, к её истории,  родному языку и родной литературе.

Оборудование: три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на уровни и сектора; билеты с номерами вопросов.

ХОД ИГРЫ

Участники игры отвечают на выпавшие вопросы самостоятельно или прибегают к помощи аудитории. Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто ответил неправильно или дал неточный ответ, отходят на один уровень или сектор. Для игроков , вышедших в финал, проводится финальная игра. Можно также провести игру для сошедших с дорожек.

Задания 1 уровня.

Вопрос

Ответ

1.Что такое «сермяга»?

Так называлось некрашеное сукно и кафтан, сшитый из него

2. Что такое «армяк»?


В старину у крестьян кафтан из толстого сукна. Армяком называли также грубую шерстяную ткань, из которой шили мешки для артиллерийских снарядов

3. Что такое «ендова»?

Древнерусская медная чаша с носиком, из которой пили мёд и другие напитки

4. Что такое «амбар»?

Строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров

5. Что такое «аршин»?

Русская мера длины, равная 0,71 м

6. Что такое»бадья»?

Широкое низкое ведро

7. Что такое «Домострой»?


Произведение русской литературы ХV1 в, свод житейских правил и наставлений. Защищал принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи

8. Что такое «ярмо»?

Деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота


Задания 2 уровня.

1.Откуда к нам пришло крылатое выражение «Перековать мечи на орале», и что оно означает?


Библейское выражение из книги пророка Исаии, который предсказал, что наступит время , когда народы «перекуют мечи на орала и копья на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». В этих словах отразилась мечта людей о мире на земле

2.Кому принадлежит афоризм: «Обычай – деспот меж людей»?

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»


3.Каким образом связаны слова  «мошна» и «мошенничать»?

Мошна – кошель, сумка. Мошенничать – жить воровством, красть этот кошель, сумку

4. В современном молодёжном жаргоне популярно словечко «клёвый». Было ли такое слово в старорусском языке, если да, то что оно означало?

В Рязанской, Тамбовской, Тверской, Владимирской губерниях слово «клёвый» употреблялось в значении  - добротный, красивый, хороший, выгодный

5.Вспомним пушкинские строки:

Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке;

Облатка розовая сохнет

На воспалённом языке

- Что такое «облатка»?

Во времена Пушкина письма заклеивали облаткой – мучным, клеевым или бумажным на клею кружком

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!