Материалдар / "Игра как ведущий вид деятельности социализации детей"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Игра как ведущий вид деятельности социализации детей"

Материал туралы қысқаша түсінік
педагогтарға
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Маусым 2018
309
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Игра как ведущий вид деятельности в процессе социализации детей 5-7 лет.

Детство – это период открытий, когда ребенок активно включается во взрослую жизнь, примеряет на себя ситуации, которые видит вокруг себя. К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ вхождения в окружающий мир взрослых.

Развитие социальных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в школе, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом.

Однако ведущим видом деятельности ребенка предшкольного школьного возраста является игра. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий принятия и исполнения игровой роли социальной направленности, демонстрируют сформированные социальные навыки. [32]

В психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка данного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности и современности изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.

Н. К. Крупская, подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. Для детей данного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для детей - способ познания окружающего.

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Эффективным средством общего и речевого развития, формирования мыслительной деятельности ребенка 5-7 лет, его интеллекта так же является игра. Она требует от школьника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности игры нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знаний, умения и навыков. Игра невозможна без речевого оформления.

Ценность присутствия педагога в игровом процессе заключается в его умении помогать ребенку тогда, когда у него не достает собственных ресурсов и ситуация находится вне компетентности. Педагог выступает как носитель социальных норм и правил, владеющий соответствующими умениями, которые стимулируют открытое обсуждение всего того, что ребенку непонятно. Особое значение имеет умение взрослого принимать позицию партнера, заинтересованного в успехе игры. Обучение детей в игре представляет собой механизм естественной помощи ребенку, который включает взаимодействие воспитателя с детьми в ролевом действии, наблюдение за процессом общения в игре, изучение детских возможностей и перспектив развития сюжета. В заключении отметим, что поиск средств развития социальной компетентности детей, требует дальнейшего обсуждения, так как необходимость совершенствования методов социального становления личности ребенка, занимает приоритетное положение в дошкольной педагогике. Игра считается областью специфической детской субкультуры, на которую проецируется непроизвольное, спонтанное обучение и, которое практически ребенком не осознается. Она упорядочивает не только поведение дошкольника, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Основа будущего сегодняшних воспитанников дошкольных образовательных учреждений состоит в осмыслении и практическом применении разнообразных средств, способствующих развитию социальной компетенции детей.

В педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки, которые влияют на развитие детей, коррекцию того, что в них заложено и проявлено, вывод их на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются различные представления.

Дидактические игры, а также игры - викторины  –  это  игры  обучающего  характера,  с  помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления  словаря  детей  (существительные,  прилагательные,   глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги  и  т.д.).  Развивается речь,  память,   внимание,   логическое   мышление,   зрительная   память. Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Разные виды игр требуют разного объема словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, остаточного слуха, навыков общения.

Дидактические игры можно проводить на занятиях со  всей  группой,  с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком.  Игры  планируются  заранее. Определяется   программная   задача,   продумывается   оборудование   игры (раздаточный  материал).  Продумывается  словарная  работа  (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице,  в  зависимости  от  того  какой  материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).

Дидактическая игра – это обучающая игра,  в  ней  обязательно  будут образовательные  задачи,  но  она  должна  оставаться  игрой.   Необходимо использовать в игре правильную  интонацию,  продумать  как  заинтересовать игрой детей.   В  конце  игры  итог  не подводится, но для себя учитель записывает  полученные  результаты.  В  начале  игры  необходимо  заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель  должен  контролировать,  чтобы  в  игре  выполнялись поставленные задачи.

Интеллектуальная викторина помогает повторить и обобщить изученный материал по основным разделам, направлена на развитие логического мышления и устной речи учащихся. Использование ребусов, шарад, кроссвордов, загадок способствует развитию у учащихся любознательности, смекалки, расширению их кругозора, повышению эрудиции. Внеклассное мероприятие сопровождается демонстрацией презентации. Игра способствует формированию интереса к учебному предмету, повышает учебную мотивацию школьников. Представленный материал можно использовать как при организации внеклассной работы, а так же для повторения и обобщения изученного.

Главный вид деятельности и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Среди существующих концепций в подходе к феномену ролевой игры представляется важным выделить следующие положения психологов. Так, например, Л.С. Выготский определял игру как источник развития ребенка, поскольку она создает зону ближайшего развития. Д.Б. Эльконин отмечал влияние игры на психическое развитие дошкольников с четырех позиций: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; формирование идеального плана; развитие познавательных действий. [35]

Теоретики педагогической науки также обращали внимание на значимость игры в жизни детей. К.Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимое в движение разнообразными эффективными тенденциями. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

Эффективным методом в работе педагогов является последовательность применения различных средств, формирующих у дошкольников социальную компетентность. Слушание сказки, например, в значительной степени является мысленной игрой. Сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных произведений служат фактором стимуляции детей к получению новых знаний о социальном мире, так как каждая ролевая функция возлагает на дошкольника определенную ответственность. Ролевая игра помогает освоить механизм идентификации, эмпатии, почувствовать эмоции, волнение другого, позволяет освоить детям новые модели поведения, находить правильный выход из затруднительной ситуации, чувствовать собственную значимость и преодолевать личный эгоцентризм. Обогащению социального опыта детей способствует общение детей со сверстниками и взрослыми. В процессе сюжетно-ролевой игры возникают ситуации разрыва в деятельности, побуждающие к обсуждению вопросов относительно ролей, развертывания сюжетной линии, что нередко приводит к рассогласованию, возникновению конфликтной ситуации с партнером по игре.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Сюжет или содержание - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Роль-это центр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но ребенок не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Правила в процессе игры для детей устанавливают взрослые, тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актёрской игры. Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми; их значение в данном отношении трудно переоценить Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.

На занятиях дети знакомятся с разными видами театра (кукольный, драматический, оперный) посредством нетрадиционных форм обучения: беседы и экскурсии в театр. На этих занятиях дети учатся импровизировать на темы знакомых сказок, упражняются в выразительности жестов, используемых в процессе взаимодействия.

Участвуя в совместной со взрослыми деятельности таких как сочинение сказок с нравственным содержанием, игры с куклами, дети знакомятся с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивают правила хорошего тона, этикета, социально - бытовые навыки.

При выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развиваются умения поддерживать беседу на определенную тему.

Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

Игра имеет ряд особенностей:

- Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.

- В игре дети отражают свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.

- В игре ребенок сочетает и связывает образ, игровые действия и слова, и эта взаимосвязь выступает стержнем игровой деятельности детей и служит средством отображения окружающей действительности, взаимоотношений, складывающихся вокруг определенных явлений и событий жизни.

- Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. 

Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития, но это происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Игра не только помогает овладевать навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игры способствуют развитию детского "эмоционального интеллекта" и помогают взрослому создавать в группе детей дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми людьми, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Перечисленные ценности важны для усиления психологических связей между детьми, развития их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Предлагая игры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни.

Включая игру в педагогический процесс, педагог учит играть, создавая, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

-воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений;

- целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий

- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;

- доброжелательность отношений и радостный настрой детей. [39]

Как ранее отмечалось, в процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Их образовательно-развивающая направленность, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, выделенной группы, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения всех участников игры в процессе этих игр, всё это привлекло мое внимание к этой разновидности методов развивающего обучения коммуникативной направленности.

Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить адекватные отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают умения эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми, укрепляют человечески важные качества своей личности. Считаю, именно игры коммуникативной направленности в полной мере способны решить задачи социально-нравственного воспитания детей наиболее эффективно.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!