Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Игровая деятельность на уроках в начальных классах
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГУ «Целинная общеобразовательная школа отдела образования Карасуского района» Управления образования акимата Костанайской области
«Логическое мышление – средство успешного обучения»
Подготовила: Кузьмич Анна Владимировна, учитель начальных классов
2023г.
План:
1.Что такое логическое мышление.
2. Как научится думать логически.
3. Применение уроков логики на практике.
1. Что такое логическое мышление;
Мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями, целью которых является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок, есть то самое логическое мышление. Оно необходимо нам при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания. Ведь логика помогает нам осмысленно оценивать факты, находить обоснование многим ситуациям и явлениям, грамотно выстраивать свои суждения. В переводе с греческого Ло́гика (др.-греч. Λογική) наука о правильном рассуждении означающая «разум», то бишь разумно мыслить подключая свои логические возможности. На современном этапе развития общества большое внимание должно уделяться воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Существуют несколько логических приемов умственных мышления, это – сравнение, обобщение, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
Разберем все по порядку;
Сравнение - это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.
Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков.
Аналогия – сходство предметов, понятий в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Умозаключение по аналогии представляет собой логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами.
Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.
Абстрагирование - это особый прием, мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделить те существенные признаки, которые интересуют исследователя.
Итак, если ребёнок обнаруживает трудности в формулировании определённых правил и понятий, решении и объяснении математических задач, установлении и обосновании причинно-следственных связей – недостаточное развитие словесно - логического мышления – есть причина такого положения, которое в свою очередь имеет следующие особенности: -непоследовательный и поверхностный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
- неспособность синтезировать информацию;
- неумение планировать;
- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
- трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата.
2. Как научится думать логически.
Логическое мышление не дается нам с рождения, ему
можно только научиться путем теории и практики. Теоретическая
логика знакомит детей с основными категориями, законами и
правилами. Практическая же, направлена на применение знаний о
логике на практике. Чтобы на самом деле освоить логику нужно
совместить теоретические и практические знания, для формирования
интуитивно понятного доведенного до автоматизма инструментария и
закрепления полученных знаний с целью их применения в реальных
ситуациях. Логическое мышление обнаруживается, прежде всего,
в протекании самого мыслительного процесса и осуществляется
только
словесным путем. Ребенок должен рассуждать,
анализировать и устанавливать связи мысленно, отбирать и применять
правила, приемы, действия, которые подходят к конкретной задаче. Он
должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать,
различать сходные предметы. Всё это выполняется только с помощью
умственных действий. Неразрывная связь мыслительной деятельности с
практическим опытом оказывает огромное влияние на ход развития
понятий у школьников и логического мыслительного
прогресса.
Основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский считал, что логика должна стоять в преддверии всех наук, поэтому главное назначение обучения школьников - научить ребенка логически мыслить. Основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение. Он утверждал, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения, поэтому необходимо широко применять этот прием.
Итак, для развития логического мышления школьников, основной подход обучение необходимо разбить на несколько логических операций:
1)
анализ и выделение главного;
2)
сравнение;
3)
абстрагирование;
4)
обобщение;
5)
конкретизация.
Анализ -
это мысленное разбитие на части чего-либо или мысленное выделение
отдельных свойств предмета. Основной идеей данной операции служит
то, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в
нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т.д.
Следовательно, мы можем
узнать, из каких частей состоит то, что мы
воспринимаем. Таким образом,
анализ дает возможность понять структуру того,
что мы воспринимаем.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов являются для нас существенными.
Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета для выделения более главных его признаков. Умение отвлечься от несущественных признаков и выделить только более главные, называется абстрагированием.
Обобщение характеризуется как выделение и
фиксация общего признака
двух или более объектов. Обобщение хорошо
понимается ребенком, если
является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно.
Конкретизация - это представление чего-либо единичного, обособленного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению и является процессом противоположным абстракции. Конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы его лучше понимаем.
3. Применение уроков логики на практике.
Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления. На своих уроках я использую конкретные методики для развития логического мышления учащихся, которые, по моему мнению и практике, дают более оптимальных результат. К ним относятся:
- Логические задачи (Забавно сформулированные и остроумно подобранные задачки на логику с веселыми и увлекательными ответами).
- Интеллектуальные игры (Играя с ребёнком в интеллектуальные игры типа шахматы, шашки, точки и домино вы не только развиваете мышление ребёнка но и весело проводите время, ведь как известно, игра для детей это способ познания мира).
- Головоломки (Всевозможные лабиринты, кубики Рубика, пазлы, или как их называют «игры для ума» - на них дети учатся в разгадывании и соревнуются в искусстве решения).
- Развивающие сервисы и компьютерные игры (В мировой интернет паутине существуют специальные платформы, где собраны различные задачи на развитие логики у детей и взрослых. Процесс логического решения напоминает игру с разными уровнями сложности. В сети найдётся огромное количество игр на развитие логики, от простейших «Тетриса» и «Лайнс» до «Майнкрафта» с его неисчислимыми возможностями и логическими достижениями).
Примеры применения уроков логики на практике:
Игры в ассоциации, в слова и забавные «данетки» также очень хорошо развивают логику и воображение. А главная их прелесть в том, что играть можно где угодно, в школе, в транспорте, на прогулке. Кроме того, стоит познакомить детей с задачками «с подвохом». Может показаться, что они носят исключительно шутливый характер, но это не так. С их помощью ребёнок научится понимать, что не все проблемы решаются стандартными методами. Например задачка на логику: (На рисунке изображены мопед жёлтого цвета, красный легковой автомобиль и велосипед).
Правдиш и вруниш купили себе один транспорт на двоих и обсуждают покупку. Правдишь: Хорошо что он не жёлтый! Вруниш: И с мотором! Вопрос, что они купили?
Ответ: Велосипед, он не желтый и без мотора.
Развивая логику детям очень важно научиться отличать правду от неправды и сопоставлять данные из разных источников.
Вывод: Таким образом, можно выделить, что если использовать конкретно перечисленные выше логические методы в педагогике, то прогресс логического мышления будет даваться ребёнку легко и непринужденно. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам. Очень важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем.