Таразский Региональный
университет
имени
М.Х.Дулати
Студентка
4-курса
Абсаттарова Феруза
Закиржанқызы
Игровые методы обучения при изучении
химии
"Ребенок должен получать знания через
опыт
самостоятельно, задача учителя - дать ребенку
еще
немного работы и направить к намеченной
цели....»
А.Байтұрсынов
Использование игровых
элементов на уроках химии способствует развитию у учащихся
смекалки, объемности кругозора и др. качеств, закрепляются знания.
Учащиеся приходят на занятия с разной подготовкой. Только некоторые
из них выбирают химию в качестве своей будущей специальности и
выражают желание ее изучать, остальные не признают необходимости в
этом предмете, более того, таким ученикам разрешается сдавать
выпускные экзамены по химии. Поэтому будет интересно проводить
химические игры не по отдельности, а так, чтобы в них участвовали
все учащиеся.
Химические игры
становятся все более интересными и приобретают массовый характер.
Он группируется по типу Игры. В коллективе играющие в какой - то
момент делятся друг на друга на две группы «против», что повышает
зрелищность игры, ставя перед собой цель победить друг друга.
Химические игры делятся на три: дидактические, познавательные и
деловые игры.
1. Дидактические
игры
Использование
дидактических игр по химии помогает развивать мышление ученика.
Учителя-новаторы предлагают создать стремление к уроку через сердце
ученика, а не через урок.В активном обучении по имитационному
(имитационному) моделированию изучаемой системы, явлений и
процессов дидактические игры способствуют и выбору будущей
профессиональной профессии ученика. При использовании дидактических
игр для привлечения учащихся к предмету на уроках химии возникает
необходимость их классификации.
2. Познавательные
игры
Правильно организованные
химически значимые познавательные игры-одна из форм осознанной
передачи химических знаний учащимся, но до сих пор не нашедшая
характерного места в полностью изученной педагогической литературе.
Химические познавательные игры являются одним из видов работ, в
которых принимают участие на уроке и внеклассные массовые учащиеся.
Для игры в химические познавательные игры не нужны особые условия,
их можно проводить в кабинете химии, на свежем воздухе, в
спортивном зале. Познавательные игры учащихся 8–х классов, которые
только начинают изучать химию, повышают выносливость,
любознательность, умения, расширяют кругозор, требуют большего
знания и повышают интерес. Существует несколько видов химических
познавательных игр, к которым относятся: опора, паук, шарада,
анаграмма, пиктограмма–анаграмма, химические шашки, химическое
лото, химические билеты, картинки, игры-загадки «подумай и найди» и
др. Эта работа проводится только во внеклассное время. Эти игры
используются перед химическими вечерами, во время вечеринок, в
конце конференции учащихся, в часы отдыха.
3. Деловые
игры
На уроках химии особое
значение приобретает организация деловых игр типа творческих игр. В
начале 60-х годов XX века в образовательных организациях многих
стран стали применяться деловые игры. Исследование ученых доказало,
что деловые игры оказывают благотворное влияние на успеваемость
учащихся. Деловые игры-один из эффективных, экономичных, основных
методов обучения. Они позволяют обучать ученика, не оказывая на
него давления, способствуют глубокому осмыслению школьником
события.Посредством деловых игр ребенок готовится участвовать в
различных событиях, вступать в трудовые, семейные, общественные
отношения. Занятия с деловыми играми мобилизуют учащихся на
организованную работу, повышают активность, прививают навыки
быстрого движения, энергичного мышления. Теперь приведем выдержки
из деловых игр.
Игра – один из основных
видов человеческого бытия, наряду с трудом, образованием, игра-это
вид деятельности в условиях условий, направленных на активизацию и
усвоение общественного опыта, с помощью которого формируется и
совершенствуется самоуправление. В активном обучении имитационному
моделированию изучаемых систем, явлений и процессов можно
констатировать, что дидактические игры в дальнейшем способствуют и
выбору профессиональной профессии
учащегося.
Если на уроке химии:
элементы игры используются часто и систематически, правильно
используют заданное время, задание дается по мере возможностей
каждого ученика, то на уроке устанавливается постоянная активность
и повышается интерес. Ученик проявил себя как личность, от его
способностей и уровня зависит его деятельность. Через игру быстро
ладят друг с другом, хорошо ладят, учатся друг у друга ловкости.
Определяются способности учащихся к химии. При использовании
дидактических игр для привлечения учащихся к предмету на уроках
химии возникает необходимость их
классификации.
Если так, то можно
сказать, что игра основана не на времяпрепровождении, а на
стремлении к знаниям. Игра прививает человеку много знаний, знаний,
позволяет повторить то, что он знает, и прочно сохранить его. Давая
особую оценку игре, рассматривая ее как основное средство понимания
жизни, можно сделать вывод, что игра ориентирована на знания.
Поэтому мы должны твердо держать в уме пословицу восточного народа:
«ежедневно не пополняемое образование» и придавать значение игре.
Игры, развивающие любознательность учащихся, определяются на своем
этапе.
Пробуждение интереса
учащихся к занятиям также зависит от способа проведения урока
учителем. В настоящее время существует огромное количество методов
и приемов обучения. Свободное владение всеми известными на
современном уровне развития педагогической науки и передового опыта
методами и приемами обучения, выбор наиболее эффективных в
зависимости от каждого конкретного случая и эффективное,
гармоничное и творческое применение нескольких из них в
совокупности-залог успешного проведения
урока.
Требования, предъявляемые
к современной сфере образования-всестороннее углубление знаний
учащихся.В такой ситуации перед учителем встает большой вопрос: как
можно дать ученику глубокие знания,не утомляя и не доводя до
пассивности? С этой точки зрения использование игрового метода в
процессе обучения – это единственный способ решения
проблемы.
Один из лучших способов
повысить у учащихся желание, мотивацию, интерес к знаниям –
использовать игры на уроке. Игра, образование, труд – основные
деловые качества человека. Игра - это всегда небольшое образование,
которое, являясь небольшим образованием, подготавливает ребенка к
труду на образование. Те, кто думает, что игра обманчива или
развлекательна, ошибаются.Недаром некоторые педагоги и психологи
говорят, что дети школьного возраста, прошли игровой возраст.
События в игре придают уроку изюминку, делают урок интересным,
придают ему эмоциональную окраску.
Игра-один из основных
видов человеческого бытия,наряду с трудом,образованием,игра-это вид
деятельности в условиях условий, направленных на активизацию и
усвоение общественного опыта, с помощью которого формируется и
совершенствуется самоуправление.
Технология обучения через
игру подразделяется на дидактическую, воспитательную, развивающую.
Педагогические игры подразделяются на: физические,
интеллектуальные,трудовые,психологические,социальные. В зависимости
от характера педагогического процесса игру можно разделить на
следующие группы:
1. обучение, тренировка,
контроль и обобщение.
2. познавательные,
воспитательные, развивающие;
3. репродуктивный,
продуктивный, творческий;
4. коммуникативная
(коммуникативная), диагностическая осведомленность.По методике игры
бывают предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные,
драматические.
Игра повышает
мыслительную способность ученика, повышает его эрудицию, интерес к
предмету, способствует повышению качества знаний.Игра охватывает
1/5 времени занятия. В процессе обучения - визуальный (опыт,
обучение): запоминающая информация-50%.Информация, услышанная на
слух-запоминается только на 10%, в случае заинтересованности самого
ученика и участия (игры)-90% информации остается в
памяти.
В игре все органы чувств
активируются произвольно,без усилий.Ребенок работает
творчески.
Активность ученика
увеличивается на 100%. Образованные ученики выступают в роли
активных лидеров.Другим детям его слово становится важным и
подчиняется им. Соревнование, краткость времени, общение друг с
другом-все это повышает интерес к
предмету.
О роли игры в развитии
ребенка всегда говорили профессионалы педагогической науки. Через
игру дети открывают двери в мир, увеличиваются творческие
способности.
Если на уроке химии:
часто и систематически используются игровые элементы;эффективно
используется заданное время,задание дается по возможностям каждого
ученика, то ожидаемый результат: на уроке появляется постоянная
активность, интерес.Ученик умеет проявлять себя как личность, от
его способностей и уровня зависит его деятельность. Через игру
быстро ладят друг с другом, хорошо ладят, учатся друг у друга
ловкости.Определяются способности учащихся к
химии.
Занятия, организованные
игрой, приходят детям весело, легко.
По химии игровые типы
подразделяются на: тренировочные, познавательные, сюжетно-ролевые,
творческие и др., В зависимости от цели применения: при восприятии
и закреплении знаний, для мотивации учащихся к активному усвоению
знаний, для координации знаний,мотивации к самообразованию и
творческому их применению.
Наиболее часто
используемые в преподавании химии ролевые игры: (бизнес-игровой
урок, КВН, судебный урок, интеллектуальные игры и т.д.), игры –
тренажеры ( логическая цепочка, загадки, хим-лото, хим-биллиард,
хим-бизнес, «найди пару», «сосед-сосед", "Найди лишнее" и
т.д.)