Игровые технологии в обучении грамоте и развитию речи у первоклассников

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Игровые технологии в обучении грамоте и развитию речи у первоклассников

Материал туралы қысқаша түсінік
Аннотация В статье раскрывается опыт использования игровых технологий в обучении грамоте и развитию речи у первоклассников. Автор рассматривает значимость игровой деятельности как ведущего вида активности детей младшего школьного возраста, а также описывает эффективные игровые приемы, способствующие формированию навыков чтения, звукового анализа, развития связной речи и коммуникативных умений. Представлены примеры игровых упражнений, наглядные материалы и рекомендации по их применению на уроках. Показаны результаты использования игровых методов в практической деятельности, подтверждающие повышение учебной мотивации, активности учащихся и качества освоения учебного материала. Ключевые слова: игровые технологии, 1 класс, обучение грамоте, развитие речи, начальная школа, игровые методы, мотивация
Материалдың қысқаша нұсқасы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. ЛУЧШАЯ ПУБЛИКАЦИЯ - 2025













Тема: Игровые технологии в обучении грамоте и развитию речи у первоклассников





Автор: Муканова Гульжан Куланбаевна

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс







Образовательное учреждение:

Город Степногорск

Средняя школа № 2 имени Ахмета Байтурсынулы









Год публикации 2025

Игровые технологии в обучении грамоте и развитию речи у первоклассников



Аннотация

В статье раскрывается опыт использования игровых технологий в обучении грамоте и развитию речи у первоклассников. Автор рассматривает значимость игровой деятельности как ведущего вида активности детей младшего школьного возраста, а также описывает эффективные игровые приемы, способствующие формированию навыков чтения, звукового анализа, развития связной речи и коммуникативных умений. Представлены примеры игровых упражнений, наглядные материалы и рекомендации по их применению на уроках. Показаны результаты использования игровых методов в практической деятельности, подтверждающие повышение учебной мотивации, активности учащихся и качества освоения учебного материала.

Ключевые слова

игровые технологии, 1 класс, обучение грамоте, развитие речи, начальная школа, игровые методы, мотивация



Введение

Современное начальное образование направлено на создание условий для успешного развития личности ребенка, формирование его учебной мотивации, познавательной активности и коммуникативных навыков. Согласно требованиям ГОС начального образования, обучение в 1 классе должно осуществляться с учетом возрастных особенностей учащихся, через игровые формы, которые способствуют мягкой адаптации к школьному обучению.

Изучение языка - это трудная работа…Требуется усилие на каждом этапе, и его необходимо поддерживать в течение длительного времени. Игры помогают и мотивируют многих учащихся сохранять интерес и продолжать трудиться.

Игра - один из основных видов человеческой деятельности, удивительное явление как с точки зрения существования человека, так и образования. Согласно научной терминологии, игра - это особый вид деятельности, направленный на воспроизведение и усвоение общественного опыта. При этом формирование и развитие самоконтроля поведения человека являются неотъемлемыми компонентами этой деятельности.

Мы не можем рассматривать игру лишь как развлечение или забаву; одновременно это процесс обучения, творчества, терапии и моделирования человеческих отношений, труда и образования. С древних времён люди использовали игру как способ передачи опыта молодому поколению. В наше время учителя во всём мире включают игровые элементы в свои методики преподавания. Эффективность и результативность таких уроков легко заметить по успехам учащихся всех возрастов.

В статье рассматриваются особенности игры, её цели и специфика. Также уделяется внимание выбору и применению игр в процессе обучения. Данная работа посвящена описанию эффективных игровых приемов, которые применяются в практике обучения русскому языку первоклассников.



Теоретическое обоснование

Использование игровых технологий в начальной школе имеет прочную методическую и психологическую основу. Согласно концепции деятельностного подхода (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев), ведущим видом деятельности первоклассника является игра, которая обеспечивает естественное развитие важных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

ГОС начального образования подчеркивает необходимость организации учебного процесса на принципах активности, субъектности учащихся, использования игровых методов и ситуаций успеха. Игра способствует формированию учебной мотивации, снижению тревожности и адаптации первоклассников к школьной среде.

Когда дети участвуют в реальных и воображаемых действиях, игра стимулирует их мышление. Дети лучше всего учатся через практический опыт - игра мотивирует их и способствует развитию умений, понятий, усвоению языка, коммуникативных навыков и концентрации внимания. Во время игры дети используют все органы чувств, выражают свои мысли и эмоции, исследуют окружающий мир и связывают уже имеющиеся знания с новыми умениями и установками. Именно в контексте игры дети проверяют новые знания и теории. Игра - это самая ранняя форма повествования, а также способ, с помощью которого дети учатся договариваться, решать проблемы и импровизировать.

Игровые методы часто отличаются простотой организации и не требуют специального оборудования. Их можно использовать практически на каждом уроке иностранного языка, если они соответствуют целям и задачам обучения. В данной работе представлены игровые упражнения, активизирующие знания по лексическим темам, а также игровые ситуации, которые создают коммуникативную среду на уроке.

Игра - это специально организованная деятельность, требующая напряжения эмоциональных и умственных сил. Она имеет большое значение и для личностного развития, поскольку в процессе её проведения создаётся учебная ситуация, в которой дети, вовлечённые в соревнование, действительно хотят помочь своей команде, стараются найти правильный ответ, проявляют активность. Как показывает опыт, такие ситуации дают возможность самовыражения не только сильным, но и слабым ученикам. Очень часто дети, которые не отличаются высокими результатами, могут проявить себя с совершенно иной стороны, стать активными участниками игры и внести вклад в победу своей команды. Использование игр с этой точки зрения может стать важным фактором успеха для слабых учащихся, пробудить у них интерес к предмету и стать основой для последующих успехов в его изучении.

Однако особенность игры заключается в том, что учебные задачи появляются перед ребёнком не в явной форме, а в скрытой. Во время игры ребёнок не ставит себе учебной цели, но в результате игры он чему-то учится. Нет необходимости специально ставить задачу «отдохнуть» или «переключиться»: сама природа игры выполняет эту функцию. Как показывает опыт педагогов и теоретиков, игра является одним из наиболее эффективных методов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом у школьников.

Я бы хотела подчеркнуть цели использования игр на уроках иностранного языка. Можно выделить шесть основных целей:

  1. формирование определённых умений;

  2. развитие речевых навыков;

  3. обучение общению;

  4. развитие необходимых способностей и психических функций;

  5. познание (в области формирования самого языка);

  6. запоминание речевого материала.

Таким образом, по моему мнению, цель игровой формы обучения заключается не только в формировании произносительных, лексических и грамматических навыков, но и в развитии интереса к изучаемому языку.



Основная часть

Игры для детей - это не просто развлечение, не только весёлое времяпрепровождение, хотя они действительно приносят много радости! Очень важно, чтобы дети продолжали играть, ведь игры дают им множество других преимуществ, включая развитие различных навыков. Ниже приведены лишь некоторые из них.

Shape1

1. Игра помогает развивать социальные навыки

Когда дети участвуют в играх, они учатся сотрудничать и общаться друг с другом, быть терпеливыми, ждать своей очереди и разрешать конфликты. Эти навыки особенно важны для построения дружеских отношений. Многие игры также помогают детям выражать себя - как с помощью языка, так и без него - через игру, рассказывание историй и творчество.

Shape2

2. Игра развивает когнитивные, критические и моторные навыки

Почти все игровые занятия стимулируют мышление и движение. Они способствуют развитию таких навыков критического мышления, как внимание, память, контроль и гибкость. Физическая активность помогает совершенствовать как мелкую, так и крупную моторику - бег, координацию, равновесие, рисование. Даже простые задания, такие как игра с формами или счёт предметов, воспринимаются детьми как игра, но при этом они осваивают важные когнитивные умения.

Shape3

3. Игра формирует уверенность в себе

Одним из лучших способов развить уверенность является возможность рисковать, а игра как раз предоставляет детям такую возможность. Осваивая новые игры, ребёнок понимает, что способен на то, чего раньше не умел. Постепенно он становится более самостоятельным и начинает доверять себе, а не только взрослым, в принятии решений.

Shape4

4. Игра вдохновляет на творчество

Воображаемые игры развивают у детей креативность. Это особенно заметно, когда они используют обычные предметы для ролевых игр или примеряют на себя роли врача, супергероя или астронавта.

В рамках обучения грамоте и развитию речи первоклассников игровые технологии применяются на всех этапах урока: мотивация, объяснение, закрепление, рефлексия. Ниже представлены группы игровых методов и примеры их применения.

Вид игры

Цель

Пример реализации

Фонематические игры

Развитие слухового восприятия, выделение звуков

«Поймай звук», «Хлопни, если услышал»

Слоговые игры

Освоение слогового анализа, плавного чтения

«Слоговое домино», «Цепочка слогов»

Лексические игры

Обогащение словарного запаса

«Назови предмет», «Кто быстрее?»

Речевые игры

Развитие связной речи, построение предложений

«Продолжи фразу», «Сказочный диктор»

Артикуляционные игры

Развитие речевого аппарата

«Весёлые губки», «Язычок-художник»

Онлайн-игры

Закрепление навыков в цифровой среде

Wordwall, LearningApps



Примеры игровых упражнений

  • «Красный свет, зелёный свет»

Эта игра развивает критическое мышление, а также терпение.

Для игры один ребёнок выбирается ведущим и становится на несколько шагов впереди остальных участников. Когда ведущий отворачивается от других - это означает «зелёный свет», и дети могут двигаться вперёд, стараясь дотронуться до него. Когда же ведущий поворачивается лицом к игрокам - это «красный свет», и двигаться нельзя. Тот, кого ведущий заметит в движении, возвращается на стартовую линию. Цель игры - первым добраться до ведущего.

  • «Прятки»

Эта классическая игра помогает детям развивать навыки решения задач. Например, чтобы оставаться незамеченным как можно дольше, ребёнку н ужно оценить свои варианты и выбрать лучшее место для укрытия, что также способствует развитию пространственного мышления. Со временем, играя всё больше, дети начинают понимать, какие укрытия обычно проверяются первыми, и стараются их избегать.

  • «Поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха.

Учитель называет слова, дети ловят «звуки» хлопком или поднятием фишки.

  • «Слоговое домино»

Используются карточки со слогами: дети составляют цепочку. Например: ма — на — ны — ны — ры — ра.

  • «Карточки‑помощники»

Схемы: буква → слог → слово → предложение. Дети составляют слова из карточек.

  • «Волшебный мешочек»

Дети достают предмет, называют его, выделяют звук, составляют предложение.

  • «Музыкальные стулья»

Э та весёлая игра помогает детям научиться терпению, а также умению справляться с конфликтами и разочарованиями. Стулья ставятся в круг спинками наружу. Включается музыка, и дети свободно танцуют, двигаясь по кругу вокруг стульев. Когда музыка останавливается, дети должны как можно быстрее найти стул и сесть. Обычно стульев на один меньше, чем игроков. После каждого раунда один стул убирают, и игра продолжается, пока не останется победитель.



  • Онлайн‑игра «Собери слово»

Учитель демонстрирует на экране ресурс Wordwall/ LearningApps, дети собирают слово из букв.

  • «Живые буквы»

Ход игры: каждому ученику выдается карточка с буквой. Учитель называет слово, дети быстро выстраиваются, образуя его. Возможна работа в командах. Пример: слова «мама», «нос», «дом», «рыба».

  • «Назови соседей»

Цель: закрепление алфавита, развитие памяти. Ход игры: учитель называет букву, ребенок должен назвать предыдущую и следующую. Вариант: дети бросают мяч, называя соседей буквы.

  • «Классики»

Е щё одна популярная классическая игра - «классики» - помогает развивать критическое мышление. После того как дети нарисуют сетку для игры, они по очереди бросают предмет, например камешек или фишку, на одно из полей. Затем им нужно, прыгая на одной ноге, пройти по всем клеткам, избегая той, на которую упал предмет. Вариантом этой игры может быть «классики с фигурами», когда вместо привычной сетки дети рисуют на земле разные геометрические формы. Это даёт им возможность не только прыгать, но и называть фигуры, развивая знания о формах.

  • «Сказочный диктор»

Цель: развитие связной речи. Задание: ребёнок озвучивает короткий мультфрагмент без звука или изображение, используя изученные слова.

  • «Слоговые ступеньки»

Цель: постепенное усложнение навыка чтения.

Пример схемы: ло – ло - са - ло-са-та - лосата (искусственное слово для тренировки).





  • «Опиши и угадай»

Цель: развитие речи.

Ход: ребёнок описывает предмет, другие угадывают.





  • «Буквенные дорожки» (артикуляционная гимнастика)

Материалы: карточки со стрелками и схемами движений.

Пример: улыбка - трубочка - широкий язык.

  • «Собери словечко» (карточки-магниты)

Материалы: магнитные буквы.

Задание: составить слова из набора букв: кот, сок, дом, лес, рак, мак.



Результаты и наблюдения

В этой статье мы использовали игровые методы как один из самых эффективных способов обучения иностранному языку, поскольку их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в умственное развитие личности. Использование игровых приёмов на уроках иностранного языка в старших классах соответствует познавательным потребностям подростков. Игра активизирует мыслительные процессы и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Использование игровых технологий в обучении грамоте и развитию речи первоклассников показало следующие результаты:

  • повышение интереса к чтению и письму;

  • снижение тревожности и стеснительности у детей;

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • активное участие всех учащихся в уроке;

  • улучшение навыков фонематического восприятия и звукового анализа;

  • развитие словарного запаса и коммуникативных навыков.

Тем не менее игра, занимающая значительную часть урока, может вызывать стресс у некоторых учащихся. Я убедилась в этом на практике: крайне важно чётко объяснять учащимся цель проведения игры. Если преподаватель планирует игру, он обязан объяснить её смысл ученикам, независимо от того, какая это игра. Например, если вы хотите использовать короткую и простую игру, такую как «виселица» или «горячее кресло», учитель должен быстро, но явно объяснить учащимся, что эта игра поможет им со словами, сосредоточит внимание на распознавании формы и структуры новых слов и будет способствовать их усвоению. Помимо того, что учащиеся должны понимать обучающую пользу упражнения, подготовка такого объяснения помогает и самому учителю убедиться, что он осознаёт цель использования игры на уроке. Подобные объяснения абсолютно необходимы, как показывает опыт, потому что они удовлетворяют более серьёзных учеников, которые могут чувствовать давление из-за игрового времени, дают понять слабым учащимся, что это не пустая трата времени, и помогают всем осознать, что игра запланирована с образовательной целью, а не просто для развлечения. Невыполнение этого важного шага или недостаточно чёткое объяснение может привести к различным последствиям.



Заключение

Игровые технологии являются эффективным средством обучения первоклассников грамоте и развитию речи. Они создают позитивную учебную среду, способствуют мотивации, формированию прочных знаний и навыков, а также обеспечивают эмоциональный комфорт детей.

Игры помогают развивать воображение и дарят ребёнку чувство приключения. Благодаря этому он может освоить важные навыки - решение проблем, умение работать с другими, делиться и многое другое. Описанные приемы могут быть успешно использованы педагогами начальной школы в ежедневной практике, адаптируясь под особенности класса и программы

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры.

3. ГОС начального образования.

4. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Развивающее обучение.

5. Методические рекомендации по обучению грамоте в начальной школе.



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
13.11.2025
34
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі