Открытый урок "Путешествие по стране
Прилагательное" в 6 классе
Цель урока:
1. Углубить знания по теме "Прилагательное".
2. Обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая
роль прилагательных, разряды, степени сравнения, орфограммы: не с
прилагательными, Н и НН в прилагательных, суффиксы СК и К, дефисное
и слитное написание сложных прилагательных, морфологический разбор
прилагательных).
3. Продолжить развитие речи учащихся, образное мышление,
логику.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Сегодня у нас необычный
урок–
путешествие в страну Прилагательное.
Отправляясь в путешествие, мы с вами должны поставить цель: увидеть
все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на
предыдущих уроках
- Давайте откроем тетради,
запишем число, классная
работа.
- Но, чтобы проникнуть в глубь этой страны, мы должны пройти через
ворота, которые находятся на станции Выразительная.
Чтобы миновать ее, надо выполнить задание. Перед
вами на листочках имеются два текста (№ 1). Прочитайте два описания
утра и ответьте на вопрос, в какое утро вы бы хотели отправиться
путешествовать и почему?
Дети про себя читают тексты.
№1. Прочитайте тексты. Сравните.
Текст 1.
С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем.
Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в
туман…
Текст 2.
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром:
она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не
раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как
перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно вскидывает
под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый
ее туман.
И.С.Тургенев "Бежин луг"
Второе описание утра более приветливое и
красивое.
Оно больше подходит к нашему путешествию.
-Что помогает Тургеневу сделать утро таким
привлекательным?
-Правильно, наличие большего числа прилагательных.
Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и
привлекательной.
- Давайте вспомним, как называется выразительное
средство, когда с помощью прилагательных можно создать яркую,
эмоциональную картину? (Эпитет)
- А теперь попробуем описать сегодняшнее утро или
постараемся подобрать эпитеты к готовому тексту. Подумайте, какие
прилагательные помогут вам?
1 вариант
Весеннее утро.
…утром на …небе медленно плывут… облака. С высоты льется… песня
жаворонка. В воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается … туман.
Легко дышится на …воздухе. Из-за леса доносятся …звуки …гудка.
Он зовет вдаль, к …морю.
2 вариант.
Весеннее утро.
/Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые,
пушистые/ облака. С высоты льется/звонкая/ песня жаворонка. В
воздухе пахнет /теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером
поднимается/легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/
воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки /пароходного/ гудка.
Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю.
- Прочитайте ваши тексты. Какие эпитеты
помогли вам сделать описание более ярким и
интересным?
-Станцию «Выразительная» мы благополучно
миновали.
- Мы двигаемся вперед, на станцию
Синтаксическая.
На этой станции нам предлагается встретиться с
предложением.
Записать предложение, сделать его синтаксический
разбор пойдет____.
Записываем предложение: Тиха украинская ночь.
(повеств., невосклиц., простое,
двусоставное, распростр.).
- Какова же синтаксическая роль
прилагательного?
(Прилагательное в предложении может быть
определением и сказуемым)
- Хорошо. Придумайте предложения, где прилагательное будет
определением, сказуемым.
- Продвигаемся дальше и попадаем на
станцию Сравнительная. Как вы думаете, что здесь
интересного, какая особенность прилагательных таится здесь?
(Прилагательное имеет степени сравнения: сравнительную и
превосходную.) Как
образуются степени сравнения? Давайте рассмотрим это на
примере.
К доске выходит ______. Записываем
прилагательное
Красивый – красивее, более красивый,
красивейший, самый красивый (обратите внимание на ударение в слове
красивее).
- А можно ли образовать степени сравнения от
прилагательного стеклянная (ваза)? Почему?
(степени сравнения образуются только от
качественных прилагательных, а стеклянный-
относительное).
-Ребята, а ведь это задание помогает нам сразу
перебраться на следующую Станцию -Разрядную.
Какие разряды прилагательных вам известны?
(Качественные, относительные,
притяжательные).
В чем их особенность?
Качественные и относительные нам уже встретились,
а что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность
кому-либо, например, заячий хвост)
Распределите по
разрядам:
Качественные
|
Относительные
|
Притяжательные
|
Раскидистый дуб
душистый цветок
ужасный вид
причудливый рисунок
|
прибрежный участок
лесной массив
вчерашняя газета
|
папин нос
олений рог
воронье гнездо
|
Игра “Кто быстрее?” (Поднимают карточки двух
цветов)
Задание: образовать, где это возможно, краткие имена
прилагательные.
Медвежий - …, пригожий - …, казачий - …,
кипучий - …, могучий - …, жгучий - …, ребячий - …, птичий - …,
горячий - …
-Давайте вспомним, нужно ли писать мягкий знак
после шипящих на конце прилагательных?
- Мы отправляемся дальше.
«Небольшая»-
так называется станция. Догадайтесь, какая орфограмма живет здесь.
(Слитное и раздельное написание НЕ с
прилагательными).
Спишите слова из карточки № 3, отметьте
орфограммы (самостоятельно). Раскрой скобки:
(Не)вежливый, (не)здоровый, (не)веселое, ничуть (не)легкая ноша,
(не)широкая, но глубокая река, (не)добрый, а злой.
Проверим, прокомментирует _______.
- Чтобы продолжить путешествие, разделимся на три
группы. 1 группа пойдет на станцию
Оранжевая, с
чем вам придется встретиться? (Е и О в суффиксах
прилагательных).
Выполняйте № 4.
2 группа, отправится на
Железнодорожнуюстанции (А вас что ожидает?
Слитное и раздельное написание сложных
прилагательных)
Вы делаете № 5.
3 группавместе со мной задержится на
станции Закодированная.
Здесь поселились прилагательные с одной и двумя Н. Запишем
диктант.
Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный,
травяной, ветреный, ранний, деревянный,
змеиный.
- У кого сделано все правильно?
Проверим, как справились с работой остальные группы.
Прокомментировать №4
Прокомментировать №5.
№ 4. Вставь пропущенные
буквы:
В парч..вом наряде, на Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге,
свинц..вая туча, плюш..вый медвеж..нок.
№ 5. Раскрой
скобки:
(Бледно)лиловый кустарник, (трудно)доступная
местность, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь.
-Мы подходим к концу нашего путешествия. Отправим напоследок одного
лазутчика на станцию Морфологическая______.Возьмет листок с текстом №1,
выпишет из текста любое прилагательное и сделает
морфологический
разбор.
(Самостоятельно)
- Ну, а мы взберемся на главную достопримечательность
- гору Орфографический
Олимп.
- Сделать это не так просто, вы видите, что на ней много
препятствий. Кто же самый отважный? Два человека выходят, чтобы
начать путь к вершине.
Ваша задача такая:
по очереди прокомментировать написание
слов. А ваша(к классу)-
поддерживать товарищей. Если ваш одноклассник отвечает правильно -
хлопайте в ладоши, если же он ошибается, топайте ногами и спешите
на помощь.
Приступим к восхождению.
1.
Безветренный
Иссиня- черный
Холщовое полотно
Французский язык
Мороз трескуч
|
стеклянный
вечнозеленый
грушевый компот
низкий поклон
неполный ответ
|
2. А теперь задание всему классу: вставьте
окончания прилагательных, объясните написание (словосочетания
написаны на доске, учащиеся по очереди выходят к доске и объясняют
написание)
-
В морозн... воздухе
-
январск ... днем
-
зимн ... вечером
-
погож ... утром
-
рыж... белку
-
соснов... бором
|
-
чист... полем
-
в темн... лесу
-
кудряв ... березой
-
на мохнат ... ели
-
душист... черемухой
-
жгуч… морозом
|
3. Задание: от
существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК. (по
цепочке)
-
Брат - …,
-
немец -…,
-
матрос - …,
-
апрель -…,
-
герой - …,
-
Ростов - …,
-
француз - …
-
университет - …
- Замечательно, мы на вершине.
Заглянем на Морфологическойстанцию. Проверим _______
Итак, вот и конец нашего путешествия, Благодаря
хорошим знаниям и дружбе мы благополучно его завершили и многие из
вас получили сувениры в виде хороших оценок…___________
Через ворота мы выходим, и я хочу прочитать вам похвальное слово
прилагательному:
Определяю я предметы
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Л. Л. Шкарова
-Урок окончен, спасибо всем за работу, за активное
участие.
Дом. задание:
Подготовиться к тесту по теме «Имя прилагательное», из текста №1
выбрать 1 прилагательное для морфологического разбора, обозначить в
тексте орфограммы, изучаемые в теме «Имя
прилагательное».