Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Имя прилагательное
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Открытый урок "Путешествие по стране Прилагательное" в 6 классе
Цель урока:
1. Углубить знания по теме "Прилагательное".
2. Обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая
роль прилагательных, разряды, степени сравнения, орфограммы: не с
прилагательными, Н и НН в прилагательных, суффиксы СК и К, дефисное
и слитное написание сложных прилагательных, морфологический разбор
прилагательных).
3. Продолжить развитие речи учащихся, образное мышление,
логику.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
- Сегодня у нас необычный
урок–
путешествие в страну Прилагательное.
Отправляясь в путешествие, мы с вами должны поставить цель: увидеть
все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на
предыдущих уроках
- Давайте откроем тетради,
запишем число, классная
работа.
- Но, чтобы проникнуть в глубь этой страны, мы должны пройти через
ворота, которые находятся на станции Выразительная.
Чтобы миновать ее, надо выполнить задание. Перед
вами на листочках имеются два текста (№ 1). Прочитайте два описания
утра и ответьте на вопрос, в какое утро вы бы хотели отправиться
путешествовать и почему?
Дети про себя читают тексты.
№1. Прочитайте тексты. Сравните.
Текст 1.
С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем.
Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в
туман…
Текст 2.
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром:
она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не
раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как
перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно вскидывает
под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый
ее туман.
И.С.Тургенев "Бежин луг"
Второе описание утра более приветливое и
красивое.
Оно больше подходит к нашему путешествию.
-Что помогает Тургеневу сделать утро таким
привлекательным?
-Правильно, наличие большего числа прилагательных.
Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и
привлекательной.
- Давайте вспомним, как называется выразительное средство, когда с помощью прилагательных можно создать яркую, эмоциональную картину? (Эпитет)
- А теперь попробуем описать сегодняшнее утро или
постараемся подобрать эпитеты к готовому тексту. Подумайте, какие
прилагательные помогут вам?
1 вариант
Весеннее утро.
…утром на …небе медленно плывут… облака. С высоты льется… песня
жаворонка. В воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается … туман.
Легко дышится на …воздухе. Из-за леса доносятся …звуки …гудка.
Он зовет вдаль, к …морю.
2 вариант.
Весеннее утро.
/Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые,
пушистые/ облака. С высоты льется/звонкая/ песня жаворонка. В
воздухе пахнет /теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером
поднимается/легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/
воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки /пароходного/ гудка.
Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю.
- Прочитайте ваши тексты. Какие эпитеты помогли вам сделать описание более ярким и интересным?
-Станцию «Выразительная» мы благополучно миновали.
- Мы двигаемся вперед, на станцию
Синтаксическая.
На этой станции нам предлагается встретиться с
предложением.
Записать предложение, сделать его синтаксический
разбор пойдет____.
Записываем предложение: Тиха украинская ночь.
(повеств., невосклиц., простое,
двусоставное, распростр.).
- Какова же синтаксическая роль
прилагательного?
(Прилагательное в предложении может быть
определением и сказуемым)
- Хорошо. Придумайте предложения, где прилагательное будет
определением, сказуемым.
- Продвигаемся дальше и попадаем на станцию Сравнительная. Как вы думаете, что здесь интересного, какая особенность прилагательных таится здесь? (Прилагательное имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную.) Как образуются степени сравнения? Давайте рассмотрим это на примере.
К доске выходит ______. Записываем
прилагательное
Красивый – красивее, более красивый,
красивейший, самый красивый (обратите внимание на ударение в слове
красивее).
- А можно ли образовать степени сравнения от прилагательного стеклянная (ваза)? Почему? (степени сравнения образуются только от качественных прилагательных, а стеклянный- относительное).
-Ребята, а ведь это задание помогает нам сразу перебраться на следующую Станцию -Разрядную. Какие разряды прилагательных вам известны? (Качественные, относительные, притяжательные). В чем их особенность?
Качественные и относительные нам уже встретились, а что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность кому-либо, например, заячий хвост)
Распределите по разрядам:
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
Раскидистый дуб |
прибрежный участок |
папин нос |
Игра “Кто быстрее?” (Поднимают карточки двух
цветов)
Задание: образовать, где это возможно, краткие имена
прилагательные.
Медвежий - …, пригожий - …, казачий - …,
кипучий - …, могучий - …, жгучий - …, ребячий - …, птичий - …,
горячий - …
-Давайте вспомним, нужно ли писать мягкий знак
после шипящих на конце прилагательных?
- Мы отправляемся дальше.
«Небольшая»-
так называется станция. Догадайтесь, какая орфограмма живет здесь.
(Слитное и раздельное написание НЕ с
прилагательными).
Спишите слова из карточки № 3, отметьте
орфограммы (самостоятельно). Раскрой скобки:
(Не)вежливый, (не)здоровый, (не)веселое, ничуть (не)легкая ноша,
(не)широкая, но глубокая река, (не)добрый, а злой.
Проверим, прокомментирует _______.
- Чтобы продолжить путешествие, разделимся на три группы. 1 группа пойдет на станцию Оранжевая, с чем вам придется встретиться? (Е и О в суффиксах прилагательных).
Выполняйте № 4.
2 группа, отправится на
Железнодорожнуюстанции (А вас что ожидает?
Слитное и раздельное написание сложных
прилагательных)
Вы делаете № 5.
3 группавместе со мной задержится на
станции Закодированная.
Здесь поселились прилагательные с одной и двумя Н. Запишем
диктант.
Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный,
травяной, ветреный, ранний, деревянный,
змеиный.
- У кого сделано все правильно?
Проверим, как справились с работой остальные группы.
Прокомментировать №4
Прокомментировать №5.
№ 4. Вставь пропущенные
буквы:
В парч..вом наряде, на Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге,
свинц..вая туча, плюш..вый медвеж..нок.
№ 5. Раскрой
скобки:
(Бледно)лиловый кустарник, (трудно)доступная
местность, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь.
-Мы подходим к концу нашего путешествия. Отправим напоследок одного
лазутчика на станцию Морфологическая______.Возьмет листок с текстом №1,
выпишет из текста любое прилагательное и сделает
морфологический
разбор.
(Самостоятельно)
- Ну, а мы взберемся на главную достопримечательность
- гору Орфографический
Олимп.
- Сделать это не так просто, вы видите, что на ней много
препятствий. Кто же самый отважный? Два человека выходят, чтобы
начать путь к вершине.
Ваша задача такая:
по очереди прокомментировать написание
слов. А ваша(к классу)-
поддерживать товарищей. Если ваш одноклассник отвечает правильно -
хлопайте в ладоши, если же он ошибается, топайте ногами и спешите
на помощь.
Приступим к восхождению.
1.
Безветренный |
стеклянный низкий поклон |
2. А теперь задание всему классу: вставьте окончания прилагательных, объясните написание (словосочетания написаны на доске, учащиеся по очереди выходят к доске и объясняют написание)
|
|
3. Задание: от существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК. (по цепочке)
-
Брат - …,
-
немец -…,
-
матрос - …,
-
апрель -…,
-
герой - …,
-
Ростов - …,
-
француз - …
-
университет - …
- Замечательно, мы на вершине.
Заглянем на Морфологическойстанцию. Проверим _______
Итак, вот и конец нашего путешествия, Благодаря
хорошим знаниям и дружбе мы благополучно его завершили и многие из
вас получили сувениры в виде хороших оценок…___________
Через ворота мы выходим, и я хочу прочитать вам похвальное слово
прилагательному:
Определяю я предметы
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Л. Л. Шкарова
-Урок окончен, спасибо всем за работу, за активное
участие.
Дом. задание: Подготовиться к тесту по теме «Имя прилагательное», из текста №1 выбрать 1 прилагательное для морфологического разбора, обозначить в тексте орфограммы, изучаемые в теме «Имя прилагательное».