Имя существительное как часть
речи
10 класс
03.12
Цели урока:
-
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
2.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
• Развитие логического мышления
школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать,
сопоставлять, делать выводы, опираясь на свой жизненный
опыт;
• Развитие монологической речи
учеников;
• Развитие умения анализировать свою
деятельность.
3
ОБУЧАЮЩАЯ:
• Обобщение и систематизация знаний по
теме: «Имя существительное»;
• Совершенствование навыков работы по
развитию устной и письменной речи
(мини-сочинение)
Оборудование: презентация, листы, маркеры,
раздаточный материал, учебник (Русский язык 10 класс. Сабитова
З.К., Жубуева Ф.Х.)
Ход:
-
Организационный момент. Приветствие.
Деление на группы
-
Повторение . подготовка к ЕНТ. 5
минут.
1 задание
Вставить пропущенные буквы. Назвать
орфограмму.
Неноше ая одежда, краше ые волосы, накраше
ые губы, жже ый сахар, разожже ый костер, моще ая булыжником
площадь, моще ый путь, вяза ый шарф, вяза ая бабушкой кофта,
маринова ые огурцы, кова ое железо 0-5, 2-4, 4-3, 4 и более
-2
2 задание
Синтаксический разбор предложения. Схема.
Вид.
Чтобы в беседе быть приятным,
приноравливайся к характеру и уму
собеседника.
-
– стадия
вызова.
Решение кроссворда
Решив кроссворд, вы узнаете тему нашего
урока
1. Служебная часть
речи
2 Значимая часть слова, которая стоит
после корня и служит для образования новых
слов
3 Звуки [ ж ] [ ш] [щ ][
ч]
4Род существительных 3
склонения
5 второстепенный член
предложения
6Раздел науки о язык, изучающий буквы и
звуки
7 фонема
8 Служебная часть
речи
9 Раздел науки о языке , изучающий
строение словосочетаний и предложений
10.Падеж
11 Раздел науки о языке, изучающий
словарный состав языка
12Общая часть родственных слов, значимая
часть слова, в котором заключено лексическое значение
слова
13 Изменение по
падежам
14.Члены предложения, отвечающие на один
и тот же вопрос и относящиеся к одному
слову.
15 Разбор слова по
составу
Итак, тема нашего урока - «Имя
существительное как часть речи»
Открываем тетради, записываем число, тему
урока.
III. Стадия
осмысления
- Какие ассоциации у вас связаны с именем
существительным?
(дети называют ассоциации, учитель на доске
составляет кластер, деля сразу предложенные ассоциации на группы:
общее значение части речи, морфологические признаки части речи;
синтаксическая роль в предложении; ).
- По какому признаку мы составили этот
кластер? Что положили в основу для классификации ваших
ассоциаций?
(План характеристики любой части речи, в
том числе и имени существительного).
III. Давайте совместно дадим определение
этой части речи, опираясь на те знания, которые у вас уже имеются.
План ответа запишите тезисно в тетради.
(работают в
тетрадях)
III. Сегодня на уроке мы постараемся
взглянуть по-новому на уже известное вам об имени
существительном
-
Составление кластера 1 группа – пар
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ; 13, вторая группа – пар 14 МРФЛОИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ
- Второй блок характеристики части речи –
морфологический, мы должны уметь определять морфологические
признаки части речи (постоянные и
непостоянные).
Выступление групп, запись в
тетради.
Задание: определите, есть ли в этой фразе
имена существительные? Докажите, что перед вами – имена
существительные.
-
Третий блок – синтаксическая роль в
предложении. Приведите примеры использования существительных в роли
сказуемых, определений, обстоятельств Выступает по желанию член
любой группы.
-
Закрепление
Работа по учебнику
Упражнение 250
Мужского
рода
|
Женского
рода
|
Среднего
рода
|
Общего
рода
|
Не имеют
рода
|
Дядя, жираф, медведь, автомобиль,
портфель, лев, дворец
|
Метель, собака, тушь, бабушка, тетрадь,
гордость, рожь
|
Мороженое, окно, племя, хлебушко,
известие
|
Неряха, разиня,
обжора
|
Ножницы,
ворота
|
Оценка
0 ошибок –«5»
3 ошибки- «4»
6 ошибок – «3»
7 и более – «2»
-
Выполнение морфологического разбора имён
существительных по вариантам.
Вступая в
беседу, необходимо помнить, что в ней участвуют два
человека. Этикет –
совокупность правил поведения, касающихся отношения людей
к людям
Тесты
1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.
2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные,
страдательные.
3. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, ТарГУ, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
5. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб..,
приказ о озвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь..,
держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари..
Петровн…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к,
бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки,
листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом
–щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.
10. Когда пол- пишется через дефис с последующим
существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.