Материалдар / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Материал туралы қысқаша түсінік
Состояние здоровья и уровень физической активности современного школьника вызывает особую тревогу. Согласно медицинской статистики, за последние пять лет заболеваемость детей школьного возраста увеличилось на 35 %.Ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся показывает, что только 19 % из них имеют нормальное состояние здоровья, а у 81 % наблюдаются разные отклонения. Анализ полученных данных показал, что около 30 % заболеваний приходится на нарушение осанки, из-за некачественной мебели; Около 40 % школьников имеют плохое зрение, которое портится из-за недостаточно яркого освещения. У 20% школьников наблюдается патология органов пищеварения из-за низкого качества пищи и питьевой воды, несбалансированности питания и др. У 7 % учащихся проблемы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, связанные, как правило, с различными патологиями и недостатком движений.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
01 Ақпан 2021
373
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

УДК 5527

Исраилов Руслан Джабраилович

магистр педагогических наук, аспирант 2 курса, Алтайский государственный университет , город Барнаул

ruslan_djabrailovich1991@mail.ru


влияние физических упражнений на успеваемость учащихся

(на примере школ казахстана)



Abstract. Modern generation is growing and developing in the era of artificial intelligence, where computers, laptops, complex communication devices attract the attention of adolescents by holding them in front of the monitor. As a result of this, most of the free time that should have been spent on involving children in leading a healthy and active lifestyle, walking and exercising in physical culture and sports is spent by students in stuffy, poorly ventilated rooms, interfering with normal physical development and harming health - forming incorrect posture, which indicates a lack of motor activity. The main problem is that, many parents believe that it is better for the child to be at home at the computer than not know where; bearing in mind the various interest clubs and sports sections. But, as you know, everything is good in moderation and we must understand this. And in the student’s life there should be a place for games, sports, training, and computers. Given all of the above, we can consider the topic of this work: "the positive impact of physical education and sports on student performance", very relevant and very important today.


Аннотация. Современное поколение растет и развивается в эпоху искусственного интеллекта, где компьютеры, ноутбуки, сложные коммуникационные аппараты притягивают внимание подростков, удерживая перед монитором. Вследствие этого, большая часть свободного времени, которое должно было бы быть потрачено на вовлеченность детей вести здоровый и активный образ жизни, прогулки и занятия физической культурой и спортом, просиживается учащимися в душных, мало проветриваемых помещениях, мешая нормальному физическому развитию и нанося вред здоровью, тем самым формируя неправильную осанку, что говорит о дефиците двигательной активности. Главная проблема состоит в том, что многие родители считают, пусть лучше ребенок будет дома за компьютером, чем неизвестно где, имея в виду различные клубы по интересам и спортивные секции. Но, как известно, все хорошо в меру и мы должны это понимать. И в жизни учащегося должно быть место и играм, и спорту, и обучению, и компьютерам. Учитывая все вышеперечисленное, можно считать тему данной работы: "положительное влияние физической культуры и спорта на успеваемость учащегося", весьма актуальной и очень важной на сегодняшний день.


Key words: physical culture, health-saving education, physical exercises, motivation and need, physical qualities.


Ключевые слова: физическая культура, здоровьесберегающее образование, физические упражнения, мотивация и потребность, физические качества.


Влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие школьников является одной из актуальных проблем физического воспитания. Еще в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что "отставание в учебе детей лишь результат их плохого здоровья."

«Современные дети растут и развиваются в эпоху высоких технологий и научно-технических достижений, где компьютеры, ноутбуки, телевизоры и планшеты притягивают их внимание гораздо больше, чем прогулки, занятия физической культурой и спортом, (мешая нормальному физическому развитию и нанося вред здоровью). Все меньше детей делают утреннюю зарядку, посещают спортивные секции, а ведь давно доказано, что занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют гармоничному развитию ребенка»[1].

  Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича является «естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека[1, 2]». Более того, как доказывает Н.Н. Визитей , она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура может значительно влиять на состояние организма, психику и общественный статус человека [3].

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке современного подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Каждый человек удовлетворял свою потребность в движениях на протяжении всей своей жизни. По мере развития научно-технического прогресса стала неуклонно сокращаться доля физических усилий в труде и быту. За короткий исторический период в 60-70 последних лет доля мышечного труда в сфере материально производства сократилась почти в 200 раз. [2]. Этому способствовала и урбанизация населения в другие города Казахстана. Так, рост крупных городов привел к развитию городского транспорта, лифтов, телефонов, телевидения, что способствовало значительному снижению двигательной активности людей. [3].

Таким образом, научно-технический прогресс, наряду с улучшением условий жизни и работы в современном обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Ограничение движений вызывает особое состояние – гиподинамию, которая ухудшает здоровье, снижает обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Главная проблема на сегодняшний день - это недостаток двигательной активности людей, что является начало болезней, ведущее место среди которых занимает сердечно-сосудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др.[3].

Оптимальный уровень двигательной активности казахстанских учащихся является обязательным условием нормального физического и функционального развития организма детей школьного возраста. Так, у дошкольников наблюдается естественная, врожденная потребность в движении (в основном игровая), которая не ограничена учебной деятельностью и составляет в среднем 13,5-15,7 тысяч шагов в сутки. У младших школьников суточные объемы основных локомоций (ходьба, бег) во время каникул достигают 16,3-20,6 тысяч шагов. В учебное же время, число локомоций у них снижается на 20-30%. Возникает проблема дефицита движений, что далеко не безразлично для здоровья и нормального развития и успеваемости детей.

В среднем школьном возрасте (11-15 лет) проявления двигательная активность резко дифференцируется. Современное поколение Казахстана, которое активно включилось в занятия спортом, показывает высокий уровень двигательной активности (в среднем 35-38 тысяч шагов в день). Школьники, которые ограничивают себя только обязательными учебными занятиями по физической культуре, у них идет значительное снижение двигательной активности (13,5-15,3 тысяч шагов). У старшеклассников объем движений еще более ограничивается, за счет значительного роста умственной нагрузки казахстанских школьников и в среднем составляет у не занимающихся спортом 9-11 тысяч шагов в сутки.

Здесь возникает очень важная проблема – определение минимальных, оптимальных и максимальных объемов двигательной активности казахстанских школьников. Минимальная граница должна характеризовать тот объем движений, который необходим человеку для сохранения нормального функционирования всех систем организма. Максимальная граница должна предостерегать детей от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести к переутомлению, перетренированности и к резкому снижению уровня работоспособности, а нередко и угрожать здоровью казахстанских школьников [4].

Таким образом, в практической деятельности важно определить оптимальный объем двигательной активности школьников, необходимый им как для сохранения и укрепления здоровья, так повышения физической и умственной работоспособности.

Проведенное нами исследование уровня двигательной активности старшеклассников СШ № 17 г. Усть-Каменогорска позволило классифицировать их двигательную активность по четырем уровням:

- низкий уровень, при котором объем среднесуточных локомоций (движений) составляет 11 и менее тысяч шагов, при этом дефицит движений составляет 50-70% от оптимума, таких школьников – 44,1%;

- 10-20 тысяч шагов составляют объем умеренного уровня, а дефицит движений у 25,6% школьников составляет 20-40%;

- высокому уровню соответствует объем локомоций в 21-30 тысяч шагов, он рассматривается как оптимальный, или как гигиеническая норма для 21,7% школьников;

- максимальный уровень двигательной активности находится в пределах превышающих 31 тысячу шагов за сутки и наблюдается у 8,6% старшеклассников, которые в основном занимаются циклическими видами спорта и имеют высокие спортивные разряды.

Определение физической и функциональной подготовленности казахстанских старшеклассников (по результатам тестирования) показало, что низкий уровень двигательной активности не дает прироста данных показателей, а в некоторых случаях, даже наблюдается их снижение. При умеренном уровне двигательной активности у школьников наблюдается умеренный рост физической и функциональной подготовленности. Высокий уровень двигательной активности обеспечивает нормальное развитие организма детей. В то же время, максимальный уровень двигательной активности вызывает состояние гиперкинезии (т.е. переизбыток движений) и может впоследствии негативно сказаться на здоровье и физическом развитии школьников.

Для поддержания оптимального уровня двигательной активности и здоровья казахстанских школьников, их правильного физического и интеллектуального развития мы использовали различные средства и методы физической культуры и спорта. Так урок физической культуры в школе (45 минут), по нашим данным, компенсирует в среднем 11-20% необходимого суточного числа движений. При высокой моторной плотности урока физической культуры этот показатель увеличиться до 35-40%.[5]

В дни, когда в расписании имеется уроки физической культуры дефицит двигательной активности у школьников составляет в среднем 30%, а в дни, когда таких уроков нет, он увеличивается до 70%. Исходя из этих данных, суточный объем активных движений должен составлять у казахстанских школьников не менее 2 часов, а недельный – не менее 14 часов.

Из всех видов двигательной деятельности человека ходьба и бег относятся к числу наиболее естественных движений, вовлекающих в работу большую часть мускулатуры тела человека и большое количество отделов центральной нервной системы, поэтому данные движения являются наиболее эффективными и доступными для оптимизации двигательной активности учащихся.[6]

Сущность положительного влияния движений на организм занимающихся заключается в том, что даже сравнительно несложные упражнения выполняются при участии большого числа мышц (например, при наклоне вперед участвуют около 90 мышц). В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая работоспособность нервных центров. Систематический поток таких сигналов положительно сказывается на развитии различных функций мозга (внимания, памяти, мышления и др.) и состоянии вегетативной нервной системы.

Помимо уроков физической культуры, для оптимизации двигательной активности мы широко использовали и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные паузы, подвижные перемены и др.), а так же внеурочные формы занятий физическими упражнениями: группы ОФП, школьные спортивные секции, занятия в казахстанских ДЮСШ и др. Все эти мероприятия вписывались в 2-3 часовой режим движений в сутки и, в основном, компенсировали дефицит двигательной активности у школьников.[7]

Важное значение, для оптимизации двигательной активности школьников, имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для нас было важно, на уроках физической культуры научить детей разнообразным двигательным действиям (особенно спортивным и подвижным играм), которые дети, в свободное время, будут использовать для своего физического совершенства.

Двигательная активность имеет очень важное значение и для активизации умственной работоспособности учащихся. По мнению профессора М.В. Антроповой продолжительность активного внимания у учащихся на уроке составляет 20-25 минут [7] . После 30-35 минут непрерывных занятий у детей резко падает умственная работоспособность школьников, большинство из них начинают отвлекаться от учебной работы, не внимательно слушают учителя, разговаривают и т.д. В этом случае школьникам необходим отдых, лучше активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц на другие лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физической нагрузки, до начала умственного труда, в процессе и по его окончании, оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. [8].

Данный принцип мы использовали в своей практике при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школьников, и в частности:

Гимнастики до занятий, которая представляет собой комплекс упражнений (6-8) для рук, туловища, ног. Каждое упражнение здесь выполняется по 6-8 раз. Они активизирует работу центральной нервной системы и способствуют быстрому вхождению организма школьников в учебную деятельность.

Физкультурных пауз на уроках. Они представляет собой комплекс простых, доступных физических упражнений (4-5) для рук, ног, туловища. Выполняемые на общеобразовательных уроках, они способствуют: восстановлению умственной работоспособности школьников, препятствуют нарастанию утомления, снимают статистическое напряжение мышц туловища, кисти, предупреждают нарушение осанки, повышают эмоциональный тонус школьников.[9]

Подвижных перемен, где выполнение физических упражнений и игр осуществляется на большой перемене. Они решают задачу активного отдыха учащихся после уроков, способствуют снижению утомления и повышают умственную работоспособность школьников на последующих учебных занятиях. Выполнять упражнения желательно на открытых площадках и лишь, при неблагоприятных погодных условиях, занятия переносятся в здание школы. Наибольший эффект на переменах имеют игры, выполняемые с малой и средней интенсивностью. Высокая интенсивность нагрузки, во время игр, сильно возбуждает детей и может негативно сказываться на дальнейшей работоспособности школьников.

Особое значение для активизации двигательной активности школьников имеют тренировки в школьных секциях по видам спорта и занятия в ДЮСШ по видам спорта. 3-4 тренировочных занятия в неделю эффективно дополняют количество движений, полученных школьниками на уроках физической культуры и оптимизируют двигательной активности школьников, одновременно укрепляя здоровье и повышая физические и интеллектуальные возможности школьников.[10]

Таким образом, значительная интеллектуализация и компьютеризация учебного процесса казахстанских школьников приводит к резкому сокращению движений, что негативно сказывается на здоровье, физическом и интеллектуальном развитии детей школьного возраста. В то же время, оптимизация двигательной активности дает возможность значительно повысить как физические, так и умственные способности казахстанских школьников, а так же укрепить их здоровье.

Список использованной литературы:


1.Леман Г. Практическая физиология труда. - М., 1967,-124с.

2.Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология и ее отношение к школьному обучению. - Спб., 1908. - 234с.

3.Кулак И.А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. - Мн.,1968.-164с.

4.Гужаловский А.А. Исследования различных вариантов активного отдыха в режиме дня начальных классов школ-интернатов. - М.,1963.-34с.

5.Трахтенберг И.М. ,Рошман С.М. Гигиена умственного труда студентов. - Киев.,1973.-56с.

6. Абрамова В.Н. Влияние характеристики мотивации на позитивный и операционный компоненты деятельности //Вопросы психологии. -1980.-№ 2.-С. 114-126

7. Авчинникова С.И. Формирование здорового стиля жизни старшеклассников: Автореферат дис. канд. пед. наук. Курск, 2000. - 21с.

8. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Принципы и методы комплексного подхода к формированию здорового образа жизни через предметы анатомического цикла //Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. СПб., 1999. -С. 43-45.

9. Александров С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры/ЛГеория и практика физич. культуры. -1990. -№11,- С.51-54.

10. Алябьева Н.В. Самовоспитание студентов педагогических вузов средствами физической культуры: Дисс. канд. пед. наук. М., 1986. - 185с.

11. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах (обзорная информация) //Составители: Бондарев-ский Е.Я., Жарова Л.Б., Станиславская Е.Г. и др. М.: ВНИИФК, 1986. - 20 с.

12. Андреасян A.M. Опыт количественной оценки измерения индикаторов информированности студентов в элементах, связанных с духовной, физической и санитарной культурой //Теория и практика физической культуры. — 1982.-№12.-С. 35-37.

13. Андрейчук Т.Ф., Филатов А.М, Барановский К.Л. и др. Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни молодежи/Асоциальная гигиена, органов здравоохранения и истории медицины. -1989.-Вып. 20.-С.7-10.

14. Аникеева Н.П. Некоторые специфические особенности потребности в общении. Тбилиси. 1974. - С.59.

15. Арет А .Я. Основные положения теории самовоспитания: Дис.докт. пед. наук. Д., 1964,- 268с.

16. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961.115с.

17. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Педагогика, 1976. - 208 с.

18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: изд. МГУ, 1979.341с.

19. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990, 367с.

20. Афанасьев В.Г, О системном подходе в социальном познании // Вопр. философ. -1973. -№6. С.8.

21. Ашмарин Б.А. Методология педагогических исследований физического воспитания// Теория и практика физич. культуры. 1976. - №11. -С.64-66.

22. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - С.23-25.

23. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого,- М.: ФИС, 1988.-208с.

24. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровье, 1987. — 223 с.

25. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность// Теория и практика физич. культуры. -1995. №4. - С.2-8.

26. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М.: Педагогика, 1926.-118с.

27. Бауэр В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1987.-178с.

28. Беляева В.А. Педагогические основы физического самовоспитания студентов: Дисс. канд. пед. наук. — Рязань, 1978.-151с.

29. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272с.

30. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы детей и подростков. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Просвещение, 1972.- 106с.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!