- Актуализация знаний
Работа в парах. Устно.
Формативное оценивание.
Здравствуйте, ребята! Рада
видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и
полезным для вас. Мы с вами продолжаем изучать тему алгоритмы. А
девизом сегодняшнего урока я выбрала изречение древнего
философа Конфуция «Кто повторяет
старое и узнает новое, тот может быть
предводителем». Но прежде чем приступить к
изучению нового, давайте повторим старое, следуя словам
Конфуция.
|
Задаёт вопросы, которые представлены на
слайдах:
(Вопрос: Конечная последовательность шагов в решении
задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату,
называется…
Ответ: алгоритмом.
Вопрос: Кто
может разрабатывать алгоритмы?
-
Человек
-
Компьютер
-
Человек и компьютер
Ответ: человек.
(Вопрос: Кто
может исполнять алгоритмы?
-
Технические устройства
-
Человек и технические
устройства
-
Человек
Ответ: человек и технические
устройства.
Вопрос: Как
называется человек, группа людей, животные и технические
устройства, способные выполнить заданные команды?
Ответ: исполнитель. (слайд 6) Вопрос: Все
команды, которые исполнитель может выполнять,
образуют… Ответ: систему команд исполнителя
(СКИ). Вопрос: Кого можно назвать формальным
исполнителем?
-
Человека
-
Робота
-
Человека и робота
Ответ: робота.
Вопрос: Для
чего нужны алгоритмы?
Ответ: чтобы выполнять разнообразные
задачи.
|
Осмысление
|
Изучение темы .
метод «джигсо»
Итак, алгоритм -
это описание детерминированной последовательности действий,
направленных на получение из исходных данных результата за конечное
число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю
команд.
-
Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является
исполнителями алгоритмов?
-
Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера:
«Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на
ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)
Обмен мнениями в
группах.
Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное,
техническое устройство, способные выполнять заданные команды.
(Демонстрация презентации 5 слайд)
Любая задача может быть успешно решена только
тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач
выберите те, которые сформулированы чётко:
-
Сосчитайте число окон в своём
доме.
-
Сосчитайте звёзды на небе.
-
Дайте подробное описание дороги от двери своего
дома до школы (пешком, на автобусе или другом
транспорте).
-
Иди туда, не знаю куда.
Принеси то, не знаю что.
(Демонстрация презентации 6
слайд)
Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов
(рассказ учителя с элементами
беседы).
-
Результативность.
Получение требуемого результата за конечное число
шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не
достигает цели, вообще не нужно считать
алгоритмом.
-
Дискретность
(пошаговость).
Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из
последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего
шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как
правило, выдаёт результат действия алгоритма.
-
Детерминированность
(определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом
шаге, однозначно и точно определены.
-
Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но
и исполнителю.
-
Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на
понятном языке и выполнимые исполнителем.
-
Массовость.
Один тот же алгоритм может применяться для решения большого
количества однотипных задач с различающимися
условиями.
(Демонстрация презентации 7, 8, 9
слайды)
Учитель:
Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов
(демонстрация форм записи
алгоритмов).
1.Словесно-формульный
Например, Составить алгоритм решения
арифметического выражения (23+34)*57/3
1 шаг 23+34=57
2 шаг 57*57=3249
3 шаг 3249/3=1083
2. С помощью алгоритмического
языка
Например, Составить алгоритм решения
алгебраического выражения x=2y+z
алг Выражение
арг y,z:цел
рез x:цел
нач
x:=2*y
x:=x+z
кон
3. Таблицы
4.Блок-схемы, в которых для
обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.
|
Начало и конец алгоритма
|
|
Описание ввода и вывода данных
|
|
Описание линейной последовательности
команд
|
|
Обозначение условий в алгоритмических структурах
«ветвление» и «выбор»
|
|
Объявление переменных или ввод
комментариев
|
С алгоритмами
вы уже встречались. В своей жизни вы решаете множество задач самой
разной сложности. Некоторые задачи настолько просты, что мы решаем
их не задумываясь, например “Купить хлеба”, “Собраться в школу”,
“Приготовить яичницу” и т.д. Другие же задачи требуют долгих
размышлений и усилий, например “Решение контрольной
работы”. Решение любой
задачи, даже самой простой осуществляется за определенное
количество шагов. Например:
рисование дерева - Взять
карандаш
-
Нарисовать ствол дерева
- Нарисовать ветки
- Нарисовать листья
- Раскрасить дерево
Последовательность действий, приводящих к
искомому результату, называют алгоритмом. Т.е. алгоритм - это
понятное и точное предписание исполнителю выполнить определенное
количество действий приводящих от исходных данных к искомому
результату
Исполнитель -
субъект или объект, для которого написан алгоритм. Например,
собака.Может она быть исполнителем? Назовите команды, которые она
может выполнять (сидеть, лежать, фас, апорт)
…
|
Учащиеся
выполняю задание
|